Вернись в Сорренто, любовь моя

Маша Гаврилова
КВАРТИРА КАТЕРИНЫ, КУХНЯ, УТРО

Из затемнения слышен резкий женский голос.

КАТЕРИНА
Я Анне Игоревне так и сказала – когда было положено, я эту неделю застолбила. Не мои проблемы, что Людке вдруг приспичило именно в это время.

Из затемнения выплывает небольшого размера кухня – обеденный стол занимает значительную часть места, стандартные пластиковые шкафы захламлены - все горизонтальные поверхности, включая подоконник, заставлены пакетами, баночками со специями, бутылочками с уксусом и соусами.
КАТЕРИНА, крепкая энергичная женщина за сорок, короткая стрижка, темные волосы с сединой – готовит за столом бутерброды, режет хлеб, колбасу. На столе, помимо тарелки с бутербродами, чайник и две сувенирные кружки – одна с глазом-талисманом, другая с полумесяцем и звездой. За столом сидит ее муж СЕРГЕЙ – плотный, очень коротко стриженый, круглое лицо, крупные руки. Сергей молча пьет чай с бутербродами. В углу работает маленький телевизор – утренний эфир без звука. Сергей не отрывает взгляд от экрана, не реагирует на голос жены.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Я понимаю – у нее дети, у детей каникулы, но я-то при чем? Ты бы видел, как на меня все посмотрели – как на врага народа! Хорошо еще, Людка пока на больничном. Ну ты прикинь, я же еще и виновата! Что ты молчишь-то? Сереееж? Уперся в свой телек, медом тебе там, что ль, намазано?

Катерина откладывает нож, берет пульт, включает звук телевизора, смотрит репортаж

ДИКТОР
В девятый раз проводится в Римини Розовая Ночь, которую называют Летним Новым Годом. В эту праздничную неделю всё Адриатическое побережье, включая небо, воду и пляжи, окрашивается с помощью лазеров во все оттенки розового цвета. От заката до рассвета приморские городки вспыхнут романтичными красками и огнями: пляжи, рестораны, магазины, дискотеки будут открыты до утра, а задавать настроение будут многочисленные концертные программы, спектакли и выступления знаменитых артистов. В разгар ночи побережье озарят магические огни фейерверков.

КАТЕРИНА
(перекрикивая телевизор)
Живут же люди, а? из ничего себе праздник устроили. Вот все-таки итальянцы – особенные. Всё у них как в кино. И люди красивые, и природа необыкновенная. А какой там океан! Мы поедем туда в отпуск! А то всё Турция да Турция, тошнит от нее уже! Одни и те же рожи, вечные туристы, море это грязное, турки эти везде – видеть их не могу! А в Италии красота, люди интеллигентные, музеи всякие. И океан, Сереж! Поехали! Что ты молчишь? Что ты вечно молчишь?

Сергей берет пульт, убирает звук телевизора. Встает, ставит чашку в раковину, идет к двери. У двери останавливается, поворачивается.

СЕРГЕЙ
Там море. Средиземное.

Сергей выходит. Катерина пару секунд смотрит на дверь.

КАТЕРИНА
Ну и ладно! Одна поеду!

Садится за стол, яростно кусает бутерброд.




КВАРТИРА КАТЕРИНЫ, ПРИХОЖАЯ, ВЕЧЕР

Катерина входит, ставит пакеты с продуктами на пол. Стоя на одной ноге и согнув другую, расстегивает ремешок на туфле. Звонит мобильный в сумке. Катерина отпускает туфлю, лезет в сумку, достает мобильный, отвечает на звонок.

КАТЕРИНА
Людочка, дружочек, спасибо, что перезвонила! Слушай, так неудобно получилось с отпуском, просто ужас! Я причем сказала Анне Игоревне, что мне всё равно, поменяйте меня с Людой. Но она чего-то уперлась, мол, уже составила расписание, менять не будет. Я прямо расстроилась…

Слушает собеседницу, снова хватается за ремешок туфли, теряет равновесие, прыгает на одной ноге

КАТЕРИНА (CONT-D)
Да кто тебе такое сказал? Господи, нашла, кому верить! Люд, ну Ирка вечно языком мелет, сама знаешь, что она про тебя болтала. Люд, я что звонила – ты не можешь денег одолжить? У тебя же все равно отпуск откладывается…

Расстегивает одну туфлю, хватается за вторую, быстро справляется, выпрямляется, продолжая разговаривать.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Да какая разница, что болтала? Ой, ну господи – что ты со Смирновым шашни крутишь…

Пауза, слушает, разглядывая себя в зеркало.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Да вот именно! Я сразу девочкам сказала – Людка и Смирнов? Бред! Так по поводу денег… Ну как – почему, ну ты подумай – ты и Смирнов. Если б уж ты с кем крутила, так не меньше начальника отдела. Чтобы приятное с полезным, ты ж у нас такая (смеется)… Ну какая – такая. Ну такая, своего не упустишь. Люд, так деньги-то…

Уходит по коридору на кухню, бегом возвращается, берет пакеты, тащит на кухню, прижимая телефон плечом к уху, начинает выкладывать на стол продукты из пакетов – сыр, колбаса, тушка курицы, пакеты с морожеными овощами.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Это не я так думаю, это все так думают, еще с тех пор, как ты стол себе у окна отхватила, а мы все… Ну да, да, а кто посадил-то? Сергей Петрович! Так я… Да ни на что я не намекаю, господи! Я и девочкам сразу сказала… Ой, а кто не сплетничает? Нашла, на что обижаться! Люд, так я…

Отнимает телефон от уха, смотрит на экран.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Дура!



КУХНЯ, ВЕЧЕР

Катерина в домашнем халате сидит за кухонным столом, смотрит без звука телевизор, режет салат. На столе лежит мобильный, стоит миска для салата, лежат зелень, огурцы, разделочная доска. Начинается репортаж из Италии, в титрах написано «Милан». Катерина отряхивает руки, берет мобильный, ищет нужный телефон, нажимает кнопку. Ждет вызова.

КАТЕРИНА
(неуверенно напевает)
Вернись в Сорренто, душа моя…
(говорит в трубку)

Олечка, привет! Как дела? Вы с Наташкой-то помирились?... Ну слава богу. Слушай, я чего звоню – я в отпуск собралась, хочу на несколько дней в Италию махнуть… Дорого, конечно, но у меня удачно сложилось – у меня в Сорренто сестра двоюродная квартиру снимает на все лето…

Зажимает трубку плечом, продолжает резать зелень.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Ой, не говори, везет же кому-то! Но билеты дорогие, сезон ведь…
(размахивая ножом)
Двадцать тысяч! Десять у меня есть, вот если бы ты… Я отдам, честно!...
(продолжает резать зелень)
ой, спасибо, дорогая! Кстати, а с Наташкой у вас чего?... Слушай, ты прям молодец. Золотое сердце. После всего, что она говорила… А помнишь, после дня рождения? Она хихикала, что ты две бутылки шампанского принесла, а потом одну, что не допили, забрала, когда уходила… Вот и я говорю – правильно! Надо будет – сама себе купит, тебе нужнее…

Какое-то время слушает, пытается вставить слово, начинает раздражаться, с ожесточением рубит огурцы в кашу.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Почему – алкоголичка? Оль, да ты чего? Ты ж сама рассказывала… Оль, да я разве осуждаю?... да причем тут это вообще!... Оль, так ты денег дашь?... Ну конечно, тебе ж на брютик-то нужнее! Да я уже не намекаю, я прямым текстом!

С грохотом кладет нож на стол, нажимает на кнопку телефона.


КАТЕРИНА (CONT-D)
Да вы что, сговорились все?




СПАЛЬНЯ, НОЧЬ

Свет в спальне выключен, на дальней половине кровати спиной к зрителю лежит Сергей. Катерина вполголоса говорит по телефону – рядом с ней на тумбочке слабый ночник, кружка с чаем, коробка с зефиром.

КАТЕРИНА
Рит, мне не хватает-то денег всего ничего! Если я хоть на пару дней не съезжу, я ж сдохну. Ты не представляешь, как меня все достали! На работе гадюшник – ну этот, серпентарий. На улицу выходишь – жара, духота, пух этот тополиный везде, в метро все ноги отдавят. Домой прихожу – мой только сопит и жрет…

Замолкает, слушает, жуя зефирину.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Да не говори! Твой-то еще хоть зарабатывает – знала, за кого замуж выходить… Да я не к тому, господи!... Да Алена наша – они там квартиру снимают на все лето, детей вывозят… Так и меня не звали! Она сказала, что они на несколько дней собираются съездить куда-то, в Неаполь, что ли. Ну, я и подсуетилась – все равно ж квартира пустует… Так они ее уже оплатили, что им, жалко, что ль? Куплю какого-нибудь вина в качестве «спасибо», да и всё…

Слушает, жует.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Ой да ладно, ты вон тоже своего не упустишь… А когда вы нам машину продавали? Небось, себе в убыток цену-то не скинули, а у нее пороги гнилые!... А что ты заводишься?... Рит, да какого… да ты чего? Рит? Алло! Алло, Рит!

Смотрит на телефон. Вздыхает, доедает зефирину. Нажимает на кнопку вызова.

КАТЕРИНА (CONT-D)
Алло, Ритуль, ну извини. Ты ж знаешь, не умею я вовремя заткнуться. Ну не обижайся, мы ж родня. Ну Ритуль, мир? Мир, да?... Слушай, ты меня прям спасаешь! Спасибо! Я тебе оттуда спагетти привезу, настоящие, итальянские! Ну все, созвонимся!

Выключает телефон, выключает свет. Пока горит экран телефона, нащупывает еще одну зефирину, засовывает в рот, облегченно выдыхает.


ИТАЛИЯ, КВАРТИРА, ДЕНЬ

Светлая квартира, белые стены, светлая паркетная доска, темная деревянная мебель под старину. В квартиру заходит Катерина, затаскивает чемодан. Останавливается посреди комнаты, оглядывается. Оставив чемодан, выскакивает на балкон, садится в плетеное кресло. Яркое солнце, голубое небо, о перила стучит ветка дерева с яркими цветами, на улице слышны детские голоса и смех. Катерина закрывает глаза и делает глубокий вдох. Из-за стены раздается резкий женский голос, по тембру похожий на Катеринин.

ИТАЛЬЯНКА (VO)
Come sono stanco di questi idioti! Nel negozio non si pu; entrare,pieno di turisti! Fuori la folla di gente,manca l'aria,non ci sono i soldi, i prezzi crescono!Sergio ,perch; non dici niente?Perch; non parli mai?


Катерина открывает глаза – хмурится, смотрит в сторону стены соседей. Туча закрывает солнце, начинается моросящий дождь, который быстро переходит в ливень с ветром. Дети начинают визжать. Мрачная, мокрая Катерина продолжает сидеть в кресле, на нее падают лепестки с цветущей ветки, прилипают к волосам. За кадром звучит песня «Вернись в Сорренто».

ГОЛОС РОБЕРТИНО ЛОРЕТТИ (VО)
Torna a Surriento,
Famme campa'!