Предложение

Эдуард Шарипов
      Мне, трудно, на язык прозы перевести живописные смыслы. Приходиться так и сяк повторяться - это мой ответ художнице жене. Я, понимаю, намного легче, смыслы брать у меня интуитивно. А как же другим. Я же с тобой рядом. Мои работы висят на стенке твоей комнаты...
      В чём, всё-таки, разница между живописными работами, выполненными в системе образа и в системе представлений?
      Я часто, представляя систему представлений, говорю о том, что визуальная культура в этой системе координат "иллюстративна". Картины заражены словом. Это не только реалистическая классическая живопись, наглядно показывающая те или иные события - это, даже больше, абстрактная нефигуратиная живопись.
      Разницы между "фигуративом" и "нефигуративом" в этой системе нет. Нет никакой разницы между "Тайной вечерей" Леонардо, "Чёрным квадратом" Малевича и картинами Кандинского с точки зрения системы представлений.
      Вот тут, как мне кажется, я нашёл приём, способный попроще объяснить эту одинаковость. Я, даже не буду говорить о центре, на который ориентированы эти работы.
      Эта фреска и эти картины - это предложения. В предложении одно слово цепляется за другое, создавая определённые смыслы. Вот такое событие произошло, вот другое. Основой  этой связки, этой цепи является время. Вы читаете или разглядываете полотно или фреску на стене во времени. Одно слово цепляется за другое слово, одно изображение, цепляется за другое изображение.
      Если эту цепь порвать, то нарушатся смыслы. Система представлений как предложения - неустойчива.
      Если я перекрою мысленно часть фрески Леонардо, композиция нарушится, так как одно изображение цепляется за другое. Тоже самое и с работами Кандинского. Любая геометрическая форма завязана на другой и если порвать эту цепь, это предложение, то получим в результате банальный провал в композиции.
      Апофеозом литературы в изображении стал  "Чёрный квадрат" Малевича, где форма потеряла свою самостоятельность. Глаз "бегает с белого на чёрное и обратно. Это дребезжание холста - явленное время, исказившее и формы и саму плоскость. Фактически эта работа "смертный приговор" старой системе представлений.
      А в системе образа слов нет. Не времени разглядывания. Формы не привязаны к друг другу напрямую - они работают с плоскостью. Вы смотрите целиком картину и ваш глаз не бегает в поисках смыслов - всё сейчас и сразу.
      Если вы перекрываете часть плоскости - нарушений в композиции не происходит - пространство самодостаточно.