Истина

Эдуард Штэйн
               

               
                Плебей  всегда остаётся плебеем, даже если
                волею случая займёт трон короля.
                Штэйн.
               
1.Вакансия

Это утро рабочего дня в Фёдоровском ничем особым не отличалось от других. Серое осеннее небо с тёмными тучами на горизонте, пропитанное холодным осенним дождём, навевало какое-то уныние и лишь воспоминания о лете, которое, как всегда, быстро закончилось, не давали отчаиваться и вселяли надежду на то, что когда-нибудь снова наступят тёплые деньки. Часов с семи  уже слышался грохот проезжающих по дороге мимо деревни тяжело гружёных грузовиков, везущих на стройку  щебёнку, пиломатериалы ,цемент и металлоконструкции. Промзона ,расположенная в конце Почтовой улицы ,разрасталась, и  машин становилось всё больше  с каждым днём. По слухам здесь строили  большой завод  лакокрасочных изделий и ещё мебельную фабрику - то ли шведы, то ли финны. Местные жители не раз ходили жаловаться в местную администрацию на постоянный шум проезжающих на стройку машин, но всё было без толку. Глава администрации поселения только разводил руками и говорил, что денег на устройство объездной дороги нет и в ближайшие годы не предвидится, а новые предприятия — только польза для деревни, это ведь и новые рабочие места и налоги в местную казну.
Работу в Фёдоровском найти было трудно, потому как в деревне было одиннадцать - двенадцать многоэтажек и несколько десятков частных домов. На полторы тысячи жителей - четыре продовольственных магазина, почта, отделение сбербанка , три-четыре небольших хозяйственных магазинчика, спортзал, две кафешки, да товары для дома — это всё, где можно было устроиться. Правда как только началось строительство в промзоне, потребовались и строители , но всё равно рабочих мест не хватало и в основном  все жители ездили работать либо в Пушкин, либо в Питер.               
-Может на этот раз повезёт с работой ?- думала Ярмина, идя на очередное собеседование по трудоустройству.
Ей срочно надо было устроиться на работу, потому как денег, зарабатываемых мужем , явно перестало хватать на взятые ими кредиты и ипотеку. Она уже обошла все места в деревне, где только можно было бы устроиться, но подходящих вакансий не было. В город, всё-таки далековато было добираться, часа два в одну сторону, а тут на удачу подвернулось это объявление о том, что в новый магазин стройтоваров  требуется кассир. От их дома это было совсем рядом, минут пять-семь пешком, очень удобно.
-Лишь бы взяли, оклад вроде хороший, - думала Ярмина, подходя к дверям магазина.
Девушка в зале проводила её к управляющему.
В небольшом кабинете за столом сидел  мужчина, лет тридцати пяти, у него на боку в кобуре висел пистолет, что немного удивило Ярмину.
На шкафчике рядом стояли бутылки с коньяком, виски и винами. Некоторые похоже были уже початыми.
-Здравствуйте, я по объявлению на работу, вам кассир вроде требуется. 
 -Да, проходите присаживайтесь, меня зовут Виктор Александрович,- он жестом показал Ярмине на стул.
-Меня Ярмина.
-Редкое имя, не слышал раньше, Вы откуда родом ?
- Вообще-то я родилась и училась в Дагестане, но последние лет двадцать жила в Твери , а недавно  переехала с мужем жить сюда в Фёдоровское.
-Вы на кассе работали уже?
- Да у меня большой стаж и кассиром и продавцом и в промтоварах и в продовольственных магазинах.
- Ну хорошо, пойдёмте со мной,  я вас познакомлю с коллективом и покажу наш магазин.
Минут  двадцать ушло на вопросы, экскурсию и короткий инструктаж в магазине. Когда они прощались у входа, Виктор сказал:
-Я Вам позвоню через пару дней, и скажу, что мы решили по вашей кандидатуре.
-Хорошо, до свидания,- ответила Ярмина.   
Идя по тропинке , проходящей вдоль шоссейной улицы к дому , она ещё раз подумала о том, что было бы здорово, если бы её взяли на работу в этот магазин. Сквозь разорванные ветром  тучи стало проглядывать солнышко, что очень порадовало Ярмину, ведь под Питером редко осенью случалась хорошая погода. Любой солнечный денёк был, как подарок судьбы, особенно для живущих за городом в маленьких посёлках и деревнях, где не было ни городского освещения, ни рекламных , сияющих разноцветными огнями вывесок, ни красивых зданий, ни великолепно украшенных, освещённых красивыми лампочками , витрин дорогих магазинов. Здесь, в Фёдоровском, радовались каждому лучику солнца, как  какому-нибудь необычному явлению, скрашивающему серую однообразную сельскую жизнь.


2.Магазин

Прошло ещё несколько дней в поисках работы. Ярмина  за это время съездила несколько раз  в Пушкин , в Павловск и в Питер. И вот , как-то днём, раздался звонок, которого она ждала. Это звонил управляющий магазином стройтоваров:
-Здравствуйте, это Виктор Александрович. С завтрашнего дня можете выходить на работу, Вы нам подходите. Испытательный срок – два месяца, как я и говорил. В девять утра жду Вас в магазине.
-Хорошо, спасибо, я буду. 
Время на новом рабочем месте проходило очень быстро, хотя работать приходилось по одиннадцать часов в смену. Ярмина уже со второго дня самостоятельно работала за кассой. Покупателей было много, и она не могла и на минуту отлучиться с рабочего места. Даже перекусывать приходилось прямо за кассой. Продавец Татьяна, работавшая вместе с ней в смену, постоянно отсутствовала в  торговом зале, занимаясь какими-то делами на складе, и Ярмине приходилось одной общаться с покупателями, отвечая и на вопросы по товарам, и пробивая чеки на кассе. В базе банных была такая путаница и пересортица, что по кодам , наклеенным на товар невозможно было определить, что пробивать на кассе. Это были “косяки” в работе товароведа Ольги, молодой женщины лет тридцати, которая уже давно  работала вместе с Татьяной . Ярмина только начала работать в магазине,  наличие и название всех товаров ещё не знала, и ей приходилось постоянно вызывать Татьяну со склада:
-Таня..ааа..! – постоянно слышался её крик в торговом зале.
Когда та приходила и решала вопросы с покупателями, Ярмина говорила:
-Ну почему тебя никогда нет в зале, ведь ты продавец, а не я?!
-Я разбираюсь со складом, - отвечала та.
Ярмину  никогда не приглашали на обеденный перерыв, хотя и управляющая Ольга и Татьяна, по часу, а то и по два, пропадали в подсобке в рабочее время, откуда слышался их громкий разговор и смех. Иногда они уезжали с управляющим Виктором куда-нибудь в кафе обедать.   
Со временем Ярмина случайно узнала из разговора с Татьяной, что у Ольги с Виктором были очень близкие отношения.
-Наверно поэтому он закрывает глаза на бардак, который твориться и в базе данных и в магазине,- подумала Ярмина.
А в магазине действительно творилось что-то несуразное.
Товаровед Ольга не раз говорила Ярмине не пробивать товар на кассе, потому как иногда этого товара не было в базе данных, а выписывать покупателям товарные чеки, написанные от руки.
-Потом ,когда исправлю ошибки, проведём через кассу,- объясняла она,иногда забирая копии товарных чеков, остающихся у Ярмины, в конце рабочего дня. Но проходило несколько дней, а через кассу Ольга никаких чеков не пробивала. На вопросы Ярмины, она всегда отвечала:
-Я в другую смену все чеки провела, поэтому ты не видела.
И ещё очень подозрительным было указание управляющего Виктора отпускать товар без оплаты двум его знакомым мастерам, которые работали на местной стройке.
-Они потом деньги занесут, ты только запиши, чего и сколько они брали.
Ярмина пыталась было возражать, но он её сразу осёк:
-Я не понял, кто здесь управляющий, а кто кассир ? Я хозяин в этом магазине, сюда даже директор не суётся, потому как я ему такую выручку  делаю, что ему всё равно как и что тут организовано.Тем более, что мы и всё управление в офисе – родственники.
Ей пришлось замолчать и подчиниться. В конце недели Виктор или Ольга забирали оставленные строителями деньги и записи Ярмины. У неё уже зародились сомнения по поводу того, а попадают ли эти деньги в кассу магазина. Выручку из магазина каждое утро забирал мужчина, приезжавший из центрального офиса, расположенного в посёлке Никольское, километрах в двадцати от Фёдоровского.
-Раз вопросов по инкассации нет, то действительно в офисе в курсе всего, подумала Ярмина.
В магазине была традиция – по субботам с шестнадцати до двадцати часов товары отпускали с пятипроцентной скидкой. Об этом все местные жители знали и по вечерам в субботу в магазине народу было больше, чем обычно .
Однажды в магазин зашёл полный мужчина средних лет, вместе с шикарно одетой  дамой. Женщина стояла у входа, а он прошёл в зал. Выбрав набор маленьких отвёрток и батарейки, подошёл к кассе.
-Двести пятьдесят девять рублей,- сказала ему Ярмина , пробив чек.
- Так, я не понял, а почему скидки нет ?- громко воскликнул он, посмотрев на чек.- Сегодня же суббота, мне полагается скидка пять процентов! Перебивайте чек ! Что это за безобразие!
- Извините, забыла, сейчас пробью! Вот, двести тридцать семь рублей , пять копеек.
Мужчина протянул двести пятьдесят рублей. Ярмина дала сдачу тринадцать рублей.
-Вот так-то лучше!,- сказал мужчина, взял сдачу и, похоже очень довольный, вышел из магазина вместе со своей дамой.
Тут к Ярмине подошла Татьяна и тихо сказала:
-Знаешь кто это был? Это наш директор с супругой.
-Директор? - удивилась Ярмина.
Она ведь ещё не видела директора фирмы, потому как ни разу не была в офисе в Никольском.
-И он ещё требовал скидку? Наверно наш директор станет намного богаче, получив тринадцать рублей по скидке, которой так громко здесь добивался, -сказала Ярмина.
Вечером ,после смены, возвращаясь домой, она думала о том, как мелочны порой бывают богатые люди. Настроение было испорчено. Лишь прекрасные далёкие звёзды, горящие в темноте, словно светлячки , и с высоты  подмигивающие Ярмине , да луна, которая этим вечером решила себя показать в полной красе, потому, как было полнолуние, немного отвлекали её от печальных мыслей.


3. Инвентаризация

Ярмина отработала на новом месте уже более двух месяцев, но по-прежнему ощущала какой-то душевный дискомфорт ,то ли от того, что в коллективе не было какой-то сплочённости и дружественной обстановки, то ли от тех правил работы, которые ей навязывали управляющий и товаровед. Изменить их было не в её власти, а жаловаться в центральный офис она не решалась, потому как Виктор ей сказал, что там все его родственники работают.  А тут ещё они  с Ольгой повадились брать деньги в долг из кассы - то на обед в кафешку сходить, то в магазин за продуктами, и оставляли при этом Ярмине расписки. И хоть бы раз пригласили её вместе пообедать или конфеткой к чаю угостили, таки нет. Брали деньги на день, как говорили, а отдавать никогда не спешили и она уже начала опасаться, что если какая-либо проверка нагрянет, у неё в кассе найдут недостачу.
-В среду у нас начнётся инвентаризация,- как то утром перед открытием магазина объявил Виктор.
Ярмина поделилась своими опасениями по поводу расписок, рукописных товарных чеков и пересортицы в базе данных с Ольгой.
- Не беспокойся, проводить будем мы своими силами, без работников из центрального офиса,- ответила та,- так что всё будет в порядке.
-Ну да, в порядке, -тихо прошептала подошедшая к Ярмине Татьяна, убедившись, что Ольга её не слышит, - в прошлом году из центрального офиса приезжали, недостачу обнаружили на триста тысяч, но дело потом “замяли”.
Три дня проводили инвентаризацию. Ольга с Виктором составили отчёт и отправили его в центральный офис в Никольское.
- Ну вот, с инвентаризацией всё в порядке, никакой крупной недостачи не обнаружено, а ты беспокоилась,- через пару дней сказала Ольга Ярмине.
-Удивительно, - подумала про себя Ярмина,- с такой пересортицей, неразберихой в документах и товарными чеками, и всё в порядке?!
Ну как удалось отчитаться её руководству – это было не её дело.
На следующий день во время работы Ярмина слышала, как в подсобке управляющий Виктор и Ольга “бурно” отмечали сданную инвентаризацию - из их кабинета  доносился громкий хохот, звон посуды и
музыка.


4. Увольнение

За прошедшее время количество долговых расписок, оставленных в кассе накопилось уже больше, чем на пятнадцать тысяч, но ни Виктор , ни Ольга похоже не собирались возвращать деньги. И товарных чеков, не проведённых через кассу, уже набралось на крупную сумму. Ярмина начала  нервничать по этому поводу.
-Вот случись внезапная ревизия, и кто будет за это отвечать ? Уж точно не они – кассир ведь я, - с всё возрастающей тревогой думала Ярмина.
Тут утром Виктор, похоже в подпитии,  в очередной раз решил взять в долг денег из кассы, но Ярмина остановила его:
-Хватит уже долги копить, вы берёте и не возвращаете. Сколько можно?! Касса же не кормушка для вас с Ольгой.
-Так, не нравиться, пиши заявление и катись отсюда! Никто тебя не держит, передай кассу Ольге и вали! - резко одёрнул её Виктор.
На Ярмину как ушат холодной воды вылили. Она стояла и ничего не могла ответить.
-Давай, двигай! Забирай свои вещички и вон из магазина!
Ярмина на мгновение замерла, не зная что делать, но очнувшись, взяла свою сумку и куртку, захватила расписки и неучтённые товарные чеки , незаметно положив их в свой полиэтиленовый пакет и вышла на улицу. Слёзы обиды душили её. Она медленно пошла по дороге домой, потом решила позвонить на работу  Михаилу, своему мужу, и вкратце объяснила ему  ситуацию.
- Я сейчас приеду и поедем с тобой в центральный офис, всё расскажем, как есть.
Через два часа они были в Никольском. На счастье директор был на месте.
Ярмина с мужем вошли в кабинет. Она стала рассказывать про расписки, “левые” товарные чеки и про неразбериху с базой данных на кассе.
Директор , слушая её , нажал кнопку переговорного устройства и сказал:
-Елена Николаевна, срочно зайдите в мой кабинет.
-Хочу, чтобы и главный бухгалтер послушала,- сказал он Ярмине.
Бухгалтер во время рассказа Ярмины не переставала удивляться и один раз даже не удержалась:
-Ничего себе дела !
 - Виктор там совсем обалдел, что ли?,- возмущался директор.- Мало того, что меня обворовывает, так ещё может меня под штрафные санкции подвести? Так, Елена Николаевна, проводим заново полную инвентаризацию магазина в Фёдоровском! Что-то я теперь не верю в  результаты их инвентаризации, которую они там проводили. Подготовьте приказ и группу соберите.
-Что же Вы раньше-то молчали ?- обратился он к Ярмине.
- Вы знаете, я просто не посмела. Виктор сказал , что вы его родственники,  и я побоялась тогда приехать жаловаться.
- Чушь, никаких его родственников здесь нет, вот и зря не приехали! Ну да ладно. Завтра с утра подходите в магазин, будете работать с нашей группой, а Виктор ещё пожалеет, что натворил!



5. Неожиданный финал

 Проверяющая группа работала в магазине четыре дня. Результаты оказались для всех более, чем неожиданными. Недостача в триста семьдесят тысяч! Через день  Виктора и Ольгу уволили с работы. Ярмине в тот день показалось, что справедливость восторжествовала. Она даже грешным делом подумала, что её наверно как-то поощрят за принципиальную и честную позицию, которая позволила прервать хищения в их магазине.  Что дальше стал директор предпринимать в  отношении уволенных управляющего и товароведа никто не знал.
Начавшиеся финансовые трудности фирмы вынудили руководство закрыть один магазин в Никольском ,и часть персонала перешла на работу в Фёдоровское, там появился  новый управляющий и товаровед.
Целых десять дней перевозили товар из магазина в Никольском в Фёдоровское. Грузчика дирекция в магазин в Фёдоровском не направила, и Ярмине с Татьяной приходилось разгружать и складывать все стройматериалы и хозяйственные товары самим. Они так “умотались” за эти десять дней, что уже не могли в конце без боли шевелить ни руками , ни ногами.
- Ну нам наверняка премию за ударный труд отвалят,- не раз говорила Татьяна.
Наступил очередной день получки. Каково же было удивление Ярмины, когда ей выдали деньги.
-А почему так мало заплатили, здесь нет ошибки? Это ведь почти на треть меньше обычного ?-спросила она у нового управляющего.
-Нет никакой ошибки, всё в соответствии с ведомостью.
Вечером после работы Ярмина рассказала об этой “приятной неожиданности” мужу.
- Какая-то ерунда, может бухгалтерия ошиблась и директор не в курсе?
Давай завтра съездим в Никольское и всё узнаем  у директора, только позвони секретарше, будет ли он на месте, чтобы “вхолостую” не съездить.
Утром Ярмина позвонила в офис и спросила на месте ли директор.
-А по какому Вы вопросу хотите на приём прийти? - поинтересовалась секретарша.
Ярмина рассказала ей про урезанную зарплату.
-Так всё правильно, ошибки нет. Это распоряжение директора – на полгода понизить зарплаты работникам в Фёдоровском.
Вот тебе и здрасьте! – сказал Ярмине Михаил, услышав эту новость,- и это его благодарность и за то, что ты воровство в их магазине пресекла и ударно десять дней вкалывала и за кассира и за грузчика. Давай поедем к директору, узнаем всё от него, и если это правда, пиши заявление на увольнение! 
Так они и сделали. Приехав в Никольское, они полтора часа прождали в приёмной у директора.
- У него совещание! Хотите ждите, или в другой раз приезжайте,- несколько раз отвечала секретарша на вопрос скоро ли освободиться директор.
Когда у Ярмины закончилось терпение, она встала со стула, быстро подошла к двери кабинета директора и открыла её.
Директор сидел один и смотрел на экран своего ноутбука. Судя по звуку, доносившемуся из динамика, он смотрел какой-то боевик.
- Вам что нужно, что Вы врываетесь в кабинет без приглашения ? – закричал он сообразив, за каким занятием его застали. 
-Я из магазина в Фёдоровском, по поводу зарплаты. Почему мне её урезали на треть? Мне казалось , что я оказала добрую услугу вашей фирме , да и работала  там последнее время за двоих?
- Вы там все проворовались, вот и наказаны.
-Я ни копейки у вас не взяла !
-Не нравиться- пишите заявление и проваливайте из фирмы.
Вошедший за Ярминой Михаил, услышав эти слова, сказал директору:
-Вы неблагодарная свинья, плебей, случайно оказавшийся на высоком месте управленца.
-Вон из моего кабинета оба! – заорал директор,- Воо…н!
-Да пошёл ты….,сказал Михаил , развернулся, взял Ярмину за руку и они вместе вышли, отстранив от дверей вбежавшую на крик секретаршу.
До остановки автобуса было метров восемьсот. Они шли по дороге, и Ярмина вдруг прервала молчание и спросила :
-Где же справедливость на этом свете, где истина ?
Вадим , немного задумавшись, ответил:
- А истина похоже в том, что правда никому невыгодна и не нужна!
Проезжающие машины поднимали столбы пыли, а они не замечали этого, и шли всё дальше,  держа друг друга за руку.