Историческое описание земли Войска Донского. ч. 3

Владимир Исаев 2
19. Поход Донских казаков на Чёрное море.
А в это время, в Москве находились представители крымского хана с очередными требованиями к Российскому двору о наказании казаков за постоянные набеги на Крым. В очередной раз крымский хан грозился истребить всех казаков вместе с их городками. Российский двор, внимательно выслушав жалобы, послал казакам строгое предписание о прекращении набегов на крымские берега.
Но казаки  не унимались и продолжали заниматься «любимыми своими занятиями»: они узнали, что азовский гарнизон на тот момент имел численность 1200 человек. Прознали также и о тяжелом положении турецких войск в войне с Венецианцами.
В общем, с наступлением весны 1651 года, Донцы приступили к разорению пригородов Азова и кочевавших рядом улусов. Немного позже, снарядив 12 стругов и посадив в них 900 казаков, войско отправилось в Черное море, где Донцы встретили три турецких купеческих корабля, груженые пшеницей. Без особых усилий и потерь, казаки завладели товаром и убили 70 турок. Корабли же отпустили вместе с освобожденными греками, которых казаки «щадили при всяком случае как своих единоверцев».
Далее войско подошло к Анатолийским берегам, где Донцы напали на город Каменный базар, стоящий в стороне от Синопа. Полностью разграбив город и взяв в плен 600 человек мужчин и женщин, отплыли к Дону. Но разыгравшаяся буря отнесла струги в сторону берега горских черкесов (вероятно это совр. Адыгея), где Донцы продали часть пленных, и благополучно вернулись в Черкаский городок.

20.  Разорение турецких областей около Царьграда.
Весной 1962 года, казаки вознамерились опять поискать счастья на турецких берегах. Под предводительством атамана Богатаго снарядили 15 стругов и 1000 казаков. Быстрый флот миновал Крым и направил свой путь прямо к Царьграду. Причалив в его окрестностях, Донцы опустошили все соседние сёла и деревни; взяли в плен 150 человек и «богатую добычу», наводя при этом ужас и страх на жителей Царьграда.
После отплытия на казаков внезапно напали турки в количестве десяти кораблей. Донцы, не останавливаясь, вступили с ними в бой. Сражение было скоротечным: убив практически всех турецких воинов, казаки разогнали их суда по морю. Больше препятствий на пути Донцы не встречали.
Воодушевленные такими победами казаки, в 1653 году, опять решили опять идти к турецким берегам: под предводительством атаманов Фёдора Волошина и Ивана Богатаго Донцы снарядили 19 стругов и собрали 1300 казаков.
По пути войско остановилось на побережье Крыма: вблизи Судака и Балаклавы, где опустошило несколько деревень и один кочующий татарский улус; взяв в плен 50  татар, казаки направились к турецкому городу Трабзону.
Но сильные ветра помешали пришвартоваться, и Донцы остановились ниже, где и разграбили прибрежные поселения, захватив в плен «600 татар обоего пола». Загрузив награбленное, казаки направились в сторону Триполи, который хотели взять приступом. Но увидев "крепкое и возвышенное положение оного» не решились на штурм.
Между тем, турки узнали о движении  казаков на Триполи и послали войско из Трабзона и Кересса, а также один корабль.
Донцы, окопавшись на побережье, захватили три пушки, коими и устроили беспрерывную пальбу по кораблю, чем заставили его удалиться.
Сухопутные же атаки казаки отразили по всем направлениям и с минимальными потерями отправились к крымским берегам, прихватив одну пушку.
После того, Донцы остановились под Керчью, где и прибывали четыре дня: пополнили запасы пресной воды; татары же выжидали. И когда казаки начали отчаливать – крымцы напали на них в количестве 600 человек. Донцы это предусмотрели и контратаковали татар, порубив при этом «знатное количество», остальные разбежались и спрятались в крепости.

21. Намерение турок и татар соединенными силами идти на казаков. 1653 г.
Турки были вне себя: они в очередной раз решили уничтожить Донских казаков. Турецкий султан приказал крымскому хану вооружить все подвластные ему улусы и «пригласить» Запорожских казаков во главе с Богданом Хмельницким на войну с Донцами; всему войску было велено идти степью и нападать на казачьи городки. Со стороны моря турки обещали прислать свои войска из Азова и перекрыть судами Таврический пролив, чтобы не пропустить казаков в Чёрное море. Сверх того, объединенному войску крымского хана было приказано: «если не удастся разбить казаков, то разграбьте все российские пограничные города».
Крымский хан уже было выступил со своим войском, но прилетела весть: калмыки, «страшными силами», по указанию Российского Государя, переправились через Дон и идут на Крым.
Крымцы тот час возвратились к Перекопу, в ожидании нападения калмыков. Но эта весть оказалась ложной – калмыки не явились.
Тем временем наступила зима, и крымский хан был вынужден отложить своё мероприятие по нападению на казаков, распустив своё войско по домам. А позже хан и вовсе отказался от этой затеи с казаками: ему куда выгоднее было грабить Российские пограничные города и поселения, - и он уже начал собирать войско на это дело, как вдруг пришло письмо от турецкого султана о том, чтобы «не производить нападения на другие державы, пока не будут истреблены все Донские казаки».
Что интересно: от гетмана Богдана Хмельницкого прибыл посол – полковник Семён Санченков, который пригрозил хану: «если тот выступит войском на Российскую границу, то потеряет дружбу не только с гетманом, но и со всем Войском Запорожским; и встретят они хана на Перекопе, а другая часть Запорожского войска пойдет на крымские земли суднами по Днепру. А Донским казакам гетман предложит напасть на Крым всеми своими силами».
Учитывая все эти обескураживающие обстоятельства, крымский хан решил идти на польские границы. В Москву же направил посланника Айвас-бека с «уведомлением о своём  мероприятии», а также с претензией на казаков: запретить Донцам совершать набеги на турецкие и крымские земли». Услышав старые отговорки о том, что «казаки нам не подчиняются», крымский посол пригрозил опустошением поселений Донцов и настоятельно требовал предписания, хотя бы  для проверки: послушаются ли царя казаки или нет.
В результате этих переговоров на Дон было отправлено строжайшее предписание, в котором указывалось:"чтобы казаки на турецкие и крымские земли не нападали. Нарушить сей указ можно в одном случае: если сами турки и татары нападут на Российские границы или границу Запорожских черкас".
Здесь нужно отметить, что в 1654 году гетман Малороссийских казаков Богдан Хмельницкий, «побуждаемый единоверием, добровольно покорился со всем войском Российской державы».
(продолжение следует)