Роман Святыня Книга 1 Глава 2

Владимир Кудрин
Мужчина для дела,
 женщина для тела!

КНИГА ПЕРВАЯ
Глава вторая
1
Победа над Османской империей, война со Швецией, Марта Краузе (Скавронская) – царица российская Екатерина, женитьба Аблязова и рождение дочери, смерть царевичей Петра и Павла

Год 1700 января 1-го
В наступившем 1700 году, Османская империя, под корабельные залпы флагмана российского флота, фрегата «Крепость», подписала с Россией мирный договор и уступила ей город-крепость Азов.
Азовское море стало внутренним. Настало время заняться Швецией и морем Балтийским. «потешные» полки Петра, указом царя, стали гвардией.
Гвардия! Это потом историки и поэты, распишут баталию с диалогами и прибытием к Азову фрегата. По полочкам и фрагментам разложат события происходящих битв. А сейчас некогда, надо поспешать, Россия сорвалась в скач:

Скачет всадник загорелый,
С ветром спорит, ночь не спит.
У плетня, на косогоре,
Раздаётся стук копыт…

Так и не суждено было Григорию встретиться со своим старшим братцем Ларионом, сложил тот голову на благо отечеству в бою со шведами под Нарвой, в том же 1700 году. В 30 лет во благо России!
И об этом напишут, и как гибли, и кто принёс эту весть, и где захоронен. Но это потом, а сейчас Петру и ровеснику его и сподвижнику Григорию Аблязову, а для царя Всея Руси, просто Гришке - 28 лет! Возраст о той поре казалось бы молодой, но с учётом перипетий дворцовой жизни достаточно зрелый.
В этом году, Александр Меншиков, именным указом царя получает первое земельное пожалование.
Часто вспоминает Петр десятилетний возраст, когда его начальное обучение кончилось, точнее прервалось. Царь Федор умер 27 апреля 1682 года. За смертью его последовали бурные события. По порядку наследования престол должен был перейти к старшему после Федора брату Ивану. Но тот, как и все сыновья Алексея Михайловича от первого брака, был человек болезненный и почти слепой. К прочим недугам у Ивана добавилось еще и явное слабоумие. Представлялось очевидным, что он совершенно не способен к государственному правлению. Петр, напротив, был крепкий, здоровый мальчик, но ему исполнилось всего десять лет. Кто же должен был получить престол? За Ивана стояли Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, за него – Нарышкины, пользовавшиеся поддержкой двух всесильных временщиков царя Федора, Языкова и Лихачева.
Поначалу возобладали Нарышкины, и царем был провозглашен Петр. Но Милославские не сложили оружия. 15 мая вспыхнул стрелецкий бунт. Сторонники Нарышкиных были перебиты, Языков и Лихачев – сосланы. Вслед за тем стрельцы подали челобитную, чтоб по малолетству Петра правительницей была провозглашена его старшая сестра царевна Софья. Боярам ничего не оставалось, как принять это требование.
Очевидец кровавых сцен стрелецкого мятежа, Пётр вызвал удивление твердостью, какую сохранил. Стоя на Красном крыльце подле матери, он, как говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватили на копья воспитателя его матери Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 года неизгладимо врезались в его память. С тех пор московский Кремль ему опротивел и был впоследствии предан забвению с участью заброшенной барской усадьбы.
Верховная власть оказалась в руках Софьи и Милославских.
По настоянию патриарха Иоакима в 1685 г. были изданы против старообрядцев 12 грозных статей. Они предписывали бить кнутом и ссылать в отдаленные места всех, кто тайно исповедовал старую веру, тех, кто оказывал помощь старообрядцам или давал им приют. Имущество раскольников надлежало отписывать в казну. На основании этих статей были казнены или подверглись преследованиям тысячи людей.
В 1684 г. в союзе с Австрией, Речью Посполитой и Венецией Россия вступила в войну с Турцией. В 1686 г. был заключен «Вечный мир» с Речью Посполитой, в основном подтвердивший постановления Андрусовского перемирия, с той разницей, что поляки признали Киев принадлежащим России.
В 1687 г. царевна Софья отправила против Крыма армию под командованием своего фаворита князя Василия Голицына. Татары подожгли степь, лишив русских лошадей пастбищ. В результате, армия возвратилась назад. Ранней весной 1689 г. был организован второй поход. На этот раз стрельцы и казаки добрались до Перекопа, но даже не пытались прорваться вглубь полуострова.
Царица-вдова Наталья Нарышкина выехала в 1682 г. из Москвы со своим сыном и уединилась в Преображенском, любимом подмосковном селе царя Алексея. Здесь царица с сыном, удаленная от всякого участия в управлении, жила тем, что «дано было от рук царевны Софьи», нуждалась и принуждена была тайком принимать денежную помощь от ростовского митрополита.
Опальный царь, выгнанный сестриным заговором из родного дворца, рос в Преображенском на просторе. Силой обстоятельств он слишком рано был предоставлен самому себе, с десяти лет перешел из учебной комнаты прямо на задворки. Легко можно себе представить, как мало занимательного было для мальчика в палатах матери: он видел вокруг себя печальные  лица, отставных придворных, слышал все одни и те же горькие или озлобленные речи о неправде и злобе людской, про падчерицу и ее злых советчиков. Скука, какую должен был испытывать здесь живой мальчик, надо думать, и выгнала его из комнат матери на дворы и в рощи села Преображенского.

Год 1702
С новой силой разгорается война со Швецией. Осенью при взятии Нотебурга (Шлиссельбурга), отличился Александр Меншиков, находящийся в то время на должности гофмейстера царевича Алексея Петровича. Пётр 1 назначает его комендантом крепости. Поручает создать в Карелии металлургические заводы и найти место для основания корабельной верфи на Балтике. С этим Меншиков успешно справляется.
 Царь, впервые взял 12-ти летнего сына Алексея с собой в Архангельск.

Год 1703
"Неудобь сказываемые" толки катились по Москве.
-Она с князем Меншиковым, его величество кореньем обвела - говорили старые солдаты.
Быстро она выделилась из прочих женщин, видно сильно полюбил её, простую прачку-портомою, царь.
Осенью, в один из своих регулярных приездов к Меншикову, Пётр I и встретил Марту Краузе и вскоре сделал её своей любовницей. По свидетельству очевидца Франца Вильбуа, который передаёт их первую встречу так:
«Так обстояли дела, когда царь, проезжая на почтовых из Петербурга, который назывался тогда Ниеншанцем, или Нотебургом, в Ливонию, чтобы ехать дальше, остановился у своего фаворита Меншикова, где и заметил Екатерину в числе слуг, которые прислуживали за столом. Он спросил, откуда она и как тот её приобрел. И, поговорив тихо на ухо с этим фаворитом, который ответил ему лишь кивком головы, он долго смотрел на Екатерину и, поддразнивая её, сказал, что она умная, а закончил свою шутливую речь тем, что велел ей, когда она пойдет спать, отнести свечу в его комнату. Это был приказ, сказанный в шутливом тоне, но не терпящий никаких возражений. Меншиков принял это как должное, и красавица, преданная своему хозяину, провела ночь в комнате царя.
На следующий день царь уезжал утром, чтобы продолжить свой путь. Он возвратил своему фавориту то, что тот ему одолжил. Об удовлетворении царя, которое он получил от своей ночной беседы с Екатериной, нельзя судить по той щедрости, которую он проявил. Она ограничилась лишь одним дукатом, что равно по стоимости половине одного луидора (10 франков), который он сунул, по военному, ей в руку при расставании».
Царь всё же пленился ею, хотя она не была красавицей, черты лица ее неправильны. Но, в полных щеках и вздернутом носе, в бархатных, и томных, то горящих обожанием и желанием глазах. В ее алых губах и круглом подбородке было столько жгучей страсти, в ее роскошном бюсте столько изящества форм, что не мудрено понять, как Петр всецело отдался этому сердечному чувству. Петра влекли ее бойкие движения и остроумные ответы на его вопросы. Да часто и не красота, а постель и умение именно в ней угодить мужчине, является той причиной, которая пленяет и привязывает к женщине. А опыта и мудрости любовных утех у неё к тому времени было предостаточно.  Марта стала одной из любовниц царя, которых Петр всюду возил с собой. Народ и солдаты выражали недовольство связью царя с безвестной красавицей-иностранкой.
Впрочем, ни к какой перемене в жизни Марты это поначалу не привело. Долгое время она продолжала жить в доме Меншикова в Петербурге вместе с сестрами Варварой и Дарьей Арсеньевыми и Анисьей Толстой. Все они были чем-то вроде общего гарема Петра и его фаворита.
Меншиков за участие в майском сражении с эскадрой адмирала Нумерса, в котором он командует одним из двух отрядов кораблей, был награжден орденом Андрея Первозванного.
В год основания Петербурга, Александр Данилович назначается первым губернатором будущей столицы. Под его непосредственным руководством осуществляется строительство города на Неве.
Григорий Аблязов, жениться на вдове стольника С.И. Мустафина, Пелагее Игнатьевне, урождённой Топорниной. Григорию 31 год, жене 39. Брак у него первый, у супруженницы его третий. От первого брака остались у неё 2 дочери.
Познакомились они с ней в 1702 году, незадолго до смерти Мустафина, когда променял он ему своё поместье в Алатырском уезде на поместье в Курмышском уезде.
На «прожиток» после двух мужей Пелагее Игнатьевне были даны поместья в Алатырском и Саранском уездах, которые в том же 1703 году она отказала за своим третьим мужем. 50 четвертей пашни в Саранском уезде на реках Тютнярке и Кададе – бывшие мустафинские земли и стали первыми владениями Аблязова на Пензенской земле! Вернулись к нему земли поместья в Алатырском уезде.

Год 1704
Царевич Алексей Петрович впервые участвует в военном походе при  осаде крепости Нарвы и торжествах по случаю ее взятия.
Александр Данилович Меншиков за отличия при взятии Нарвы и успешную оборону  Петербурга, пожалован чином генерал-поручика.
 

У Григория Аблязова, не выходящего из бесконечных походов и битв, родился долгожданный ребёнок - дочь Анастасия. Радости его нет предела. В одном из походов от ран умирает однополчанин  Михаил Варыпаев, муж старшей из сестёр Григория – Марьи.
250 четвертей «примерной земли» и 50 полученных за женой, таков размер его земель на новом месте.
Умер  первенец Петра 1 и Марты Краузе.
 
Год 1705
Петр перевёз Марту в подмосковное село Преображенское, в дом своей сестры царевны Натальи Алексеевны, и определил её в число придворных девиц. Здесь Катерина выучилась русской грамоте и кроме того, сдружилась с семьёй Меншикова. В третий раз поменяла веру, приняв теперь православие, и была названа Екатериной Алексеевной Михайловой, фамилию Михайлов часто использовал сам Пётр I, если желал остаться инкогнито. Крестным отцом ее стал царевич Алексей Петрович.
Постепенно отношения Петра и Екатерины становятся все более близкими. Умевшая легко применяться ко всяким обстоятельствам, Екатерина приобрела громадное влияние на Петра, изучив его характер и привычки и став для него необходимой как в радости, так и в горе. До того личная жизнь царя складывалась плохо, неудачным оказался его брак с Евдокией Лопухиной – женщиной старомосковской, да к тому же упрямой и самолюбивой. Драматично завершился и роман царя с немкой Анной Монс – белокурая жительница московской Немецкой слободы не любила Петра, не хотела быть царицей, а мечтала лишь о тихой жизни состоятельной дамы. Поэтому она изменила Петру, и царь отверг ее навсегда. Тут-то и появилась Марта, которая своей добротой, бескорыстной покорностью со временем покорила сердце царя. Она незаметно становилась незаменимой для государя. Петр стал тосковать без нее.
Царь имел немало любовниц, которых обсуждал с нею, она его не упрекала, мирилась с его вспышками гнева, умела помогать во время приступов эпилепсии, делила с ним трудности походной жизни, став фактически женой царя. Известно, что порой у царя начинались страшные судороги и тогда все бежали за Екатериной. Ее голос завораживал царя. Он ложился к ней на колени, она что-то тихо говорила ему, Петр засыпал и через 3-4 часа был совершенно здоров, весел и спокоен. Он любил ее сначала как простую фаворитку, но потом он полюбил ее как женщину, тонко освоившуюся с его характером. Очень большое влияние, которое Екатерина имела на мужа, зависело, по свидетельству современников, отчасти от ее умения успокаивать его в минуты гнева. В эти минуты все в ужасе прятались от царя. Одна Екатерина подходила к нему без страха, и самый ее голос уже действовал на него успокаивающе. Она одна владела искусством успокаивать своего вспыльчивого супруга. Непосредственного участия в решении политических вопросов она принимать не пыталась.
Для Меншикова год выдался жарким. Командовал русской кавалерией в Польше. За заслуги был награжден польским королём орденом Белого Орла и получает титул князя Священной Римской империи.
Умер Павел, второй сын Петра 1 и Екатерины.
2
Год 1706
Пенза, для Григория Аблязова становится, чуть ли не вторым домом. Часты здесь дела по обустройству ещё малообжитых земель в нетронутых лесах с плодородными землями.
В небольшом домике крепостной конторы, напротив обширного пустыря постоялого двора, встретились соседи.
-Чьи это повозки возле постоялого двора? Да много-то как!
-Аблязовские мужики, переселенцы. Второй день ждут барина, должон нынче и сам подъехать.
-Похоже Григорий Афанасьевич решил капитально обосноваться в наших местах. Слух прошёл, что он у стольника князя Б.И. Куракина, 200 четей выменял за своё Алатырское поместье.
-Хват Гриша, да и есть в кого. Ты знаешь его историю?
-Нет, что-то слышал, но больше слухи, он говорят из «дорогобужан».
-Сейчас продиктую купчую, расскажу что знаю.
Служка взял с полки приходную книгу Пензенской крепостной конторы, передал её писцу и стал диктовать.
-Города Пензы, церкви Покрова пресвятые Богородицы дьякон Кузьма Григорьев продал Казанского гарнизона Нижегородского полка ротному писарю Фёдору Васильеву сыну Быстрову крепостную свою дворовую девку Агафью Иванову дочь. Взял денег один рубль.
Писарь вышел и разговор продолжился.
-Что деется с крепостными, страхи Господни, и продают скопом, и на домашний скот меняют, и в карты помещики в пьяных кутежах проигрывают.
-Помолчи. Не ровён час услышат. Засекут плетьми. Лучше вот почитай про Григория Афанасьевича семейство. Дед его точно из Дорогобужан, Смоленской губернии,  город этот стоит на берегу Днепра, кажется верстах в 70-ти от Смоленска. Тут про них всё верно «прописано».
Служка подаёт гостю «церковные списки».
Фёдор Никитин сын Аблязов, помещик. Имел в Гороховском, Вологодском и Вяземском уездах около 20 деревень, в которых числилось земли 521 четверть с осьминою, «в поле, а в двух потому ж». В 1667 году, после его смерти поместья поделили. Овдовевшей жене Аграфене досталось «на прожиток» 85 четвертей, сыновья Афанасий и Ларион получили равные доли оставшихся наделов, по 218 четей в каждом из трёх полей.
Афанасий Федорович Аблязов, имел 8-х детей, 4-х сыновей – Лариона, Григория, Абросима и Матвея, а также 4-х дочерей Марью, Дарью, Агафью и Наталью. Так у него и случилось, сначала сыновья, а потом девки. Служил при дворе, в охранном войске царя. В 1689 году по его челобитию, все его поместья в Гороховском, Вологодском и Вяземском уездах, были «справлены» за старшим сыном Ларионом, проходившим при дворе полковую службу в качестве «жильца». Сам же он оставляет службу и уходит в отставку. В скорости и помирает.
-Сильный у них род.
-Да уж, не слабый.
Как бы вторит служка и смотрит на постоялый двор, где в ожидании помещика суетятся его крестьяне.
-Справные мужики то у него, вон кони какие, степняки и сбруя под стать. Ладно, пойду уж, не буду тебе мешать сосед.
-Иди уж. Чай вечером можа и зайду, покалякаем.

3
Год 1707
Царевич Алексей Петрович, самостоятельно,  был послан в Смоленск для заготовки провианта и фуража. Затем он получает задание надзирать за укреплением Москвы, и подобрать рекрутов для пяти новых полков. Сознавая, что царевич еще слишком молод для выполнения столь ответственных поручений, Петр, подстраховываясь, одновременно давал аналогичные задания другим лицам, с которых в основном и спрашивал за их исполнение. Уже тогда до царя доходили слухи о нерадивости Алексея, о его праздном времяпрепровождении.
Чёрную весть привозит Григорию Аблязову вестовой царя. Застала она его в дороге. В сражении со шведами, погибает самый отчаянный из братьев, капитан Абросим Аблязов. В возрасте Христа, в 33 года убит в жестоком бою. Тает «потешное войско» царя Петра, редеет гвардия в кровопролитнейшей из войн того времени, России и Швеции.
В память о братьях Ларионе и Абросиме  в этом же году, в новооснованном на речке Тютьнярке селе Верхнее Аблязово, начинает Григорий строительство первой на своём веку, деревянной церкви во имя Преображения Господня с пределами Казанской Пресвятой Богородицы и Иоанна Воителя. По имени церкви и село стало называться Преображенское и Верхне Аблязово тож. Для строительства церкви Григорий Афанасьевич жертвует 20 четей вотчинной земли и 20 копен сенных покосов.
«И в 1707 году августа в 7 день и с того ево Григорьева поместья Аблязова в Саранском уезде на реке Кададе и на речке Тютнярке сто одиннадцать четвертей без полуосьмины за службу отца ево за чигиринскую и за вечный мир дано ему в вотчину».
С покупкой 200 четвертей «пустовой земли» у братьев Ивана и Петра Назарьевых стало у Григория в Саранском уезде 700 четвертей и на них 111 четвертей вотчины.
Закладывает пруды в деревне Нижнее и Верхнее Аблязово. Для прокорма переселенцев берёт подряд на строительство мостов и ремонт проходящего через его поместья Сибирского тракта.
Начиналось всё хорошо. Ладком, по православному, исконному!


             Продолжение...   http://www.proza.ru/2015/04/08/1401