Пражская весна 1969 года

Алексей Горшков
Ранней осенью 1969 года я впервые посетил Прагу. Красота этого древнего города очаровала меня. За мою жизнь я повидал множество городов, но Прагу считаю самым красивым городом на земле! Было чему восхищаться, но и было, чему удивиться... Удивили многочисленные пивнушки с забавными названиями («У трёх лягушек», «У Швейка», «У палицы»....), особенностью которых был свой сорт пива. Удивило, что в самом сердце Праги, на Вацлавской площади, торговали живой рыбой прямо из машины с цистерной! Мы и сегодня не можем представить такого на Красной площади московского Кремля... Но больше всего удивило и больно задело, отношение пражан к русским. Стоило заговорить по русски, как визави либо делал вид, что не понимает, либо, демонстративно отворачивался, либо поспешил отойти в сторону. Но когда я обращался к пражанам на английском или немецком, то видел перед собой доброжелательных и отзывчивых людей. Здесь надо напомнить, что я попал в Прагу ровно через год с момента оккупации Чехословакии войсками стран-СЭВ. Понятно, что у чехов не прошла их боль, обида, а возможно и ненависть у русским.
Но самым сильным удивлением, я бы даже сказал, потрясением, для меня оказалось посещение Пражского оперного театра, где давали оперу «Кармен», Бизе. Прежде чем поделиться своими воспоминаниями об этой классической опере, в ческой интерпретации 1969 года, хочу напомнить читателю, что одним из результатом «Пражской весны» 1968 года, стал курс новой власти на «Социализм с человеческим лицом», что породило «Культурную революцию», главным принципом которой была «Свобода творчества».
И вот, я сижу в партере Пражского оперного театра в ожидании начала спектакля. Лишь только раздвинулся занавес, как на сцену, с грохотом, выкатил настоящий мотоцикл... Я со студенческих лет был заядлым театралом, но вот к такому «сюжету» я был совершенно не готов. Мне может быть изменяет память, но Хозе, кажется, был весь в черной коже, как байкер, и без конца курил сигареты, а окурки бросал прямо на сцену. Кармен, была пышнотелой и полногрудой барышней, в довольно откровенном платье, и время от времени поправляла свою грудь, готовую вырваться на свободу. Когда на сцену выкатили огромную кровать, на которой возлежала пышнотелая Кармен в пеньюаре, я приготовился «к самому худшему», но обошлось.... Хозе лишь ползал на коленях вокруг кровати, ухитряясь при этом распевать арию.... Признаюсь. я был в шоке (хотя никогда не был ханжой и пуританином), и не мог уже наслаждаться музыкой и голосами исполнителей., но до финала всё же дотерпел, ожидая новых «сюрпризов». И я не ошибся в своих предчувствиях.
В финальной сцене, доминировала гигантская лестница, очевидно символизирующая площадь в Севилье. Замысел постановщика я понял в самом конце спектакля. Кармен медленно спускается по лестнице, ей навстречу бросается Хозе и закалывает её. Кармен падает на лестницу, головой вниз, ногами вверх, и её пышные груди,  выскользнув из глубокого декольте её платья, наконец-то обретают свободу. Финал мне понравился.....

08.04.2015 АГ