Плохой конец заранее отброшен

Наталья Ромодина
«Добрый человек из Сезуана» в театре имени Пушкина

       Премьера состоялась в январе 2013 г., а мы смотрели спектакль 6 апреля 2015 г. Постановщик - Юрий Бутусов из Петербурга. Его интерпретаций многие боятся. Я впервые тогда встретилась с его творчеством. И мне понравился спектакль!

      Добрый человек в пьесе Брехта, если помните, - это проститутка Шен Те из китайского бедного квартала. Она обладает талантом любви и доброты. Она делает всё для своих соседей-халявщиков, друга - инвалида-водоноса Ванга, для своего возлюбленного - безработного лётчика Янг Суна... Она думает обо всех. И они этим пользуются.

      Только для себя не может Шен Те ничего сделать. Для того чтобы не быть всё время доброй и как-то выжить на этом свете, она придумывает себе брата - жёсткого и делового Шуи Та, в которого сама же и переодевается.

      Начинается действие с того, что Боги спустились на землю и подарили Шен Те за её доброту (только она пустила их переночевать) тысячу серебряных . И, конечно, халявщики тут как тут на эти .

      У неё хватило ума и терпения открыть табачную лавочку, потом - табачную фабрику. Но всё равно ничем хорошим это не закончилось. Она пошла на поводу у своей любви к Янг Суну, а тот предал её.
Вот вкратце события.

      Автор писал пьесу «Добрый человек из Сезуана» с 1930 до 1941 г. Представляете, какая пора, да?

      Я считаю, что пьесы-параболы Б.Брехта написаны на все времена и о любой стране, хотя действующие лица – условные китайцы. Они могут быть такими же условными немцами, а нам они представляются русскими, как мы, живущими в наше время. Они обращены в прошлое, в настоящее и в будущее, поэтому они и «параболы».

      На слуху легендарный спектакль Театра на Таганке, с которого театр Юрия Любимова и начинался полвека назад.

      Юрий Бутусов поставил пьесу в театре имени Пушкина не о социальной несправедливости, а о человеке, о его ответственности за себя, за других.

      Зрелище поразило меня динамичностью, музыкальностью, яркостью эмоций.

      На сцене постоянно ансамбль «Чистая музыка», играющий вживую мелодии Пауля Дессау. Пластика актёров, нескончаемые пантомимы, сопровождающие основное действие, а также чёткость дикции – заслуга постановщика.

      «Добрый человек из Сезуана» в театре имени Пушкина – ансамблевый спектакль. Каждый знает своё место, свою роль, не выпячивает себя, а решает общую задачу. Ещё раз можно убедиться: многое зависит от руководителя.

      Считается, что центр постановки - Александра Урсуляк (Шен Те). Ну ещё бы! Это и есть тот самый добрый человек, ради которого всё и затевалось! Урсуляк за эту роль получила "Золотую маску". Александра прекрасна, честно скажу!

      Говорят, что все её партнёры работают на неё в этом спектакле. Работа актёров показалась мне очень слаженной, ансамблевой, у каждого есть своё место и каждый работает на общий успех.

      В ошеломляющей роли водоноса-ДЦПшника Ванга выступил Александр Матросов! У него в самом начале спектакля длинная пантомима, в которой он захватывает внимание зала. Что там мхатовская пауза!

      Александр Матросов – актёр, занятый во многих спектаклях, которые я посмотрела. Он не герой первого плана. Его можно сравнить с кирпичиком, который находится в стене в незаметном месте, однако без него не сможет держаться всё здание! И здесь у него необычная, сильная роль.

      Безработный лётчик Янг Сун (Александр Арсентьев) – возлюбленный Шен Те. Она познакомилась с ним в парке, вынув его из петли, дала ему любовь, дала денег, а он её предал, потому что «своя рубашка ближе к телу». Он тоже считает, что Шен Те ему должна, а когда она ему отдаёт последнее, ему, как и всем, кажется, что мало. «Ты мне нужна! Давай ещё денег!» И собирается без неё уехать в Пекин, и прямо на свадьбе изменяет ей (эротичная и очень целомудренная пантомима с красным шариком: Александр Арсентьев и Анастасия Лебедева).

      Александр Арсентьев говорит, что Янг Сун – не плохой человек. Мы таких людей частенько видим рядом с собой. Халявщик, который считает, что ему все должны. Неудачник, много о себе воображающий. «Я – классный лётчик. Разве они, которые летают, могут посадить самолёт мягко, как на собственную задницу. Я – могу!» Цинично говорит о Шен Те: «Она даст мне всё, что я попрошу, потому что ей нравится, как я её лапаю!»

      Если Шен Те видится как некий идеал, к которому хочется стремиться, несмотря на то, что самой женщине живётся ох как несладко, в том числе и из-за её доброты, то Янг Сун представляется обыкновенным человеком, каких много, каковы мы сами. Слабый человек, думающий о своих сиюминутных выгодах, не брезгующий воспользоваться моментом и пройти по головам других, не обращая внимания на их чувства, на их судьбу.

      В общем, спектакль заставляет зрителя ответить себе на вопросы: легко ли быть добрыми? Нужно ли быть добрыми? Наказуемо ли это? Или за это будешь вознаграждён?