Фрау Мёбель

Алексей Горшков
После окончания Московского энергетического института (1966), я получил приглашение в ГКЭС (Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям), где начал свою профессиональную карьеру в В/О «Технопромэкспорт» на должности старшего инженера (самая младшая должность). Это Объединение занималось строительством за рубежом электрических станций (тепло, гидро, атомных), Должен вам сказать, что на ниве внешней торговли случалось множество презабавных историй, и я оказался непосредственным участником многих из них. Хочу поделиться с вами некоторыми, довольно юморными, воспоминаниями.

Фрау Мёбель

В/О ТПЭ вёл с немецкими коллегами переговоры по контракту на строительство ТЭС «Тирбах». В Москву приехали немецкие переговорщики: трое мужчин и женщина-переводчик. Переговоры начались сразу на юморной ноте. Переводчица, очень пышных форм женщина лет сорока, от которой пахло потом и ещё чем-то неприятным, развалилась в кресле, закинув ногу на ногу, и представилась: «Меня зовут фрау Мёбель. Но, пожалуйста, обращайтесь ко мне «фрау Мебель», поскольку «Мёбель», по немецки означает «мебель», а это режет мне ухо». Моим коллегам и мне было смешно, но фрау Мёбель-Мебель так холодно посмотрела на нас, что улыбки тут же слетели с наших лиц.
Началось обсуждение контракта. Не успели мы с немецкими коллегами обменяться и парой фраз, как фрау Мёбель, совершенно бесцеремонно и очень громко, испортила воздух. Немецкие коллеги дружно покраснели, а мы были в растерянности и смущении от столь экстравагантного поступка женщины пышных форм, от которой пахло потом и ещё чем-то (теперь мы поняли — чем). И что вы думаете? Фрау Мёбель, ни капельки не смутившись, назидательно проговорила, обращаясь к нам, невежам русским: «Мы, немцы, всегда так делаем, когда скапливаются газы. Даже за обедом. Что идёт на пользу здоровью, то совершенно естественно и потребно!»
После таких разъяснений светской дамы, нам, русским невежам, пришлось смириться с экстравагантными причудами пышнотелой фрау, и дальнейшие переговоры проходили в «насыщенной» деловой атмосфере полного взаимопонимания....
После завершения переговоров, немецкая делегация была приглашена на обед в дорогой ресторан. Помню, что под каким-то предлогом, мне удалось отказаться от обеда... И ещё я хочу признаться в одном неблаговидном поступке (за давностью лет, я надеюсь на прощение). В качестве культурной программы переговоров, я должен был сопровождать немцев (вместе с фрау Мёбель) на спектакль в Большой театр. Я был в панике и решился на отчаянный шаг: я обманул немцев, заявив, что в Большом неожиданно прорвало трубу и спектакль отменили.... Мне показалось, что мои немецкие коллеги (мужчины) восприняли это известие с пониманием и даже с облегчением....

07.04.2015 АГ