Побороть страх

Вячеслав Сурикатов
Страх не самый лучший сосед, а проживать с ним не сулит удовольствия. Слушая рассказы очевидцев, в голове рисуются картины, дополняющие и без того хорошее воображение.

Шли годы. Страх рос вместе со мной, обретая другую, более сильную форму. Один мудрый человек сказал мне:

«Либо ты одолеешь страх, либо он завладеет тобой. Взгляни страху в глаза, и он рассеется».

Самое пугающее было то, что и человека того я не видел. Возник из ниоткуда и исчез в никуда.

***

Страх внутри и ему не хочется верить. 

Помню, как брел по ночной дорожке, вокруг ни души, только я и несколько фонарей на узкой улочке. Недавно выпавший пушистый снежок скрипит под ногами, сопровождая шаги разносящимся эхом, а в спящем городе это достаточно громко. С неба светит полная луна, периодически освещая дорогу в темных промежутках улицы, куда не достает свет уличных фонарей. Я шел домой, погруженный в размышления, позабыв о страхе, поджидающем меня в темном закоулке. Случайная мысль вернула к реальности, почувствовал нечто необъяснимое, происходящее совсем близко - пристальный взгляд невидимой угрозы. Усталость мешала сосредоточиться, а обернувшись, заметил только собственную тень, преследующую меня. От глаз не ускользнуло движение среди многочисленных веток сухого куста, находящегося в темном углу, оно-то меня и насторожило.  Ускорив шаг, стараясь не оборачиваться, двинулся в сторону девятиэтажного дома, где живу, в надежде на защиту стен. Мне казалось, что успею добраться, оторвавшись от невидимого преследователя.

И вот она - заветная дверь в подъезд, но как всегда заперта, а ключи, как обычно это бывает,  лежат не в том кармане, и их приходится долго искать. Спиной почувствовал: оказался снова объектом наблюдения. Адреналин мгновенно заполнил каждую клеточку и в голове пронеслись слова:

«Мне предстоит столкнуться с тем, от чего бежал. Оно рядом».

Сердце выпрыгивает из груди, а мысли играют против меня. Откуда-то сверху раздался звонкий женский смех, затем к нему подключились другие веселые возгласы и смешки. Прислушавшись, облегченно вздохнул, распознав голоса подвыпившей компании. Открыв дверь, вошёл в подъезд, а после поднялся к себе домой.

Свет - спасение. В квартире никого кроме кошки, встречающей хозяина.

- Хоть кто-то меня встречает, – произнес ей.

Услышав в ответ одобрительное урчание, погладил четвероногого друга.

«Теперь повсюду нужно включить свет», - говорю себе.

Когда свет ламп разлился по жилищу - успокоился, занимаясь по хозяйству, отвлекаясь от захватившего меня страха. Тем не менее внутренний покой продлился недолго, прервавшись ударом о стекло, а после раздался скрип половиц. Преследователь находился в моём доме, в этом я не сомневался, хоть и живу на восьмом этаже. Набравшись смелости, вышел на скрип. Знаю: в моей квартире нет мест, где скрипит пол, но скрип был и мне не послышалось. Посмотрел на кошку, она тоже слышала пугающий звук и сейчас внимательно смотрела на распахнутое окно, куда вышел незримый гость.

Вы вправе не верить мне, но, уверяю вас, это было и повторялось не один раз.

***

Страх живёт внутри, показывая себя не вовремя и не с лучшей стороны.

На экране мультяшные персонажи гоняются друг за другом, причиняя боль, а из головы не выходят минувшие события. Кошка мирно посапывает рядом, и, кажется, её не тревожит вчерашнее. Вспомнил далёкое детство, желая найти взаимосвязь, провести параллель между прошлым и настоящим. На тот момент не собирался вспоминать об этом, но все произошло само собой.

Всплыла яркая картинка:  дом – пятиэтажное здание, располагающееся на берегу неглубокой горной реки, разливающейся в сезон дождей. При выходе из подъезда, виден густой необычный лес на противоположной стороне. Это старое кладбище, запрятанное в лесном массиве. Река разделяет два мира: живых и мертвых, тесно соприкасающихся друг с другом. Тогда я не понимал, что жизнь на границе миров сыграет свою роль.

Как сейчас помню: летом с друзьями часто посещали другой берег. Ходить между могилами было нашим развлечением, для которого не найдется объяснения.  Как только темнело, так захоронения, освещенные светом одинокой луны, «звали» нас.  Дети не придают значения «мелочам», пугающих взрослого человека, возможно из-за ещё не развитого инстинкта самосохранения, а может это простое любопытство.  И вот настал день, когда я и несколько ребят перешли на «темную» сторону под покровом наступающей ночи.

На кладбище, разумеется, работает сторож, обитающий в своей сторожке. Я и двое моих друзей пробираемся между могил, в надежде найти сокровища или что-нибудь интересное, а ещё намеревались посетить сторожку, где, по слухам, сторож хранил бьющееся сердце под стеклянным колпаком.

В полночь, вооружившись карманными фонариками пробирались к загадочному домику сторожа. Чем ближе, тем страшнее, но желание увидеть собственными глазами необычное влекло нас. Кусты, и деревья мешали пройти, но мы уперто продвигались вперёд. Каждый новый  шаг усиливал страх, тем самым накаляя атмосферу.

Мы подошли к ветхой деревянной сторожке и начали всматриваться в заляпанное грязью крохотное окно. Освещая темную комнату фонариками, старались найти сердце, но в ней не было ничего подобного: стол, а на нём железная кружка с темной недопитой жидкостью, похожей на чай, аккуратно задвинутый стул, потрёпанный временем кухонный шкаф с тарелками. Мы долго всматривались в темноту, пока наши поиски не прервал хруст ветки, напугав до полусмерти.

- Бежим! – воскликнул один из моих друзей и мы, не видя ничего перед собой, кинулись бежать от невидимого преследователя по узким тропинкам между оградок.
Вот просвет, речка, окна нашего дома на другом берегу. Осталось ещё чуть-чуть, но вдруг мой товарищ, спотыкаясь, падает на низкую оградку и вспарывает себе живот. Он кричит, ему больно, но больше всего его пугает тот, кто вынудил нас убегать. Мы чувствуем чужое присутствие и наспех белой майкой перевязываем рану друга, откуда кровь хлещет ручьем, а затем ведем его домой, но не убегаем, потому что теперь нам всё равно.

Покинув кладбище, я оглянулся назад и увидел очертания человека, курящего в темноте. Он равнодушно смотрел, как мы спешно удалялись прочь, затягиваясь сигаретой. Зажмурившись на мгновение, вновь открыл глаза, и… никого не увидел. Это происходило всего несколько секунд, но мне хватило надолго запомнить то, что произошло в эту ночь.

***

А вот ещё история. Спустя годы решил записать страхи и сделать выводы.

Проходя мимо, проходи.

Бывает, проходишь мимо туалетной комнаты, а там включен свет. Помнишь, что выключал, а он горит за закрытой дверью, создавая  загадочность. Вроде один дома, никого кроме тебя, а узкая полоска света продолжает держать около закрытой двери, и ты завороженно смотришь, как свет обрамляет вход.

«Что за дверью? Почему горит свет?»

Зная ответы, понимаешь -  «что-то не так», а учащенное сердцебиение  мешает правильно оценить ситуацию. Не терпится задать вопрос «Здесь кто-нибудь есть?», но боишься услышать ответ, поэтому просто открываешь дверь, а за ней никого нет и быть не могло. Всё как раньше, как в детстве, когда ночью бежишь в туалет, боясь, что монстры из просмотренных видеофильмов оживут, схватят, не дав справить нужду.

Картинки из детства всплывают в любое время, не спрашивая, потому что детство не проходит бесследно, и проживает в потаённых уголках сознания, являясь образами, которые необходимо успеть записать.

А если услышать ответ, то можно отреагировать иначе: например убежать или открыть дверь и никого не увидеть, но кто-то же произнес незнакомым голосом: «есть». И вот начинаешь терзаться в догадках, пытаясь припомнить голос, услышанный за закрытой дверью, где никого нет. Веришь в существование призраков, сомневаясь в их присутствии. Прозрачные формы имеют очертание и не имеют плоти, сейчас они заполнили комнату, где можно "подумать". Кто он, говоривший с тобой, если не видно следов его пребывания? Вспоминаешь по фильмам, что в этих случаях делали верующие люди, как себя вели в подобных ситуациях. «Порог, крест, святая вода?» За неимением воды, не рисуешь в воздухе крест, а переступаешь порог и входишь в туалетную комнату, совершая «невозможное», будто в противовес чужим доводам. Здесь всё как обычно, но теперь ты на чужой территории, которую всегда считал своей. Никого. Достав сигарету, забываешь, зачем вошёл, нервно куришь, стараясь задымить пространство. Появляется мысль: «призраку не нравится табачный дым, сейчас он исчезнет». Внутренний голос шепчет что-то несуразное, оправдывая и отвергая твои действия и мысли. Не слушая себя, мысленно повторяешь вопрос, а за ним мгновенно напрашивается ответ, в котором узнаешь собственный голос. Это твой ответ.  Всё это время ты сам себе отвечал, не заметив этого, не придав должного значения.

Возможно это игра воображения. Ведь страх – это и есть устроенное тобой же препятствие, возникшее на пути. Вслед за преодоленными страхами приходят другие, более сильные, стремящиеся подавить личность. Их так много, что перестаешь акцентировать на них внимание.

Что ещё приготовило твоё воображение? Об этом ты скоро узнаешь.

***

И я узнал, многое узнал, а главное понял, что все страхи надуманы и на самом деле не так страшны, какими рисуются в голове.

«Не бойся заглянуть страху в глаза», - говорил мне человек из детства, находящийся в тени. Прошли годы, прежде чем понял, что человек, скрытый от глаз, оказался я сам. Это мой внутренний голос вел меня все эти годы, не давая страху поглотить меня. Моя интуиция подсказывала, как выжить в этом мире, но загадкой остался ответ на вопрос: «кто внушил мне этот страх?»