Проспект Вернадского в разрезе

Вирджиния Домарк
   6 апреля 2015

  Приходилось ли тебе,любезный моему сердцу читатель,проживать на Проспекте Вернадского в молодые годы в студенческом общежитии МГУ(хотя бы временно)?
 Тогда ты поймешь тот трепет и ту всю романтическую пургу,которая обуревает любого,кто так или иначе прикасался к великому мыслителю и его теории о ноосфере,то есть ,оболочке разума.Но удивительно вовсе не это в нашем рассказе,а тот немаловажный факт,который вскрылся совершенно недавно,и вскрылся посредством озарения.
  Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного.
   А вот далее идет тот самый "вау"!Вспомнилось сумеречное сознание рыб мелового периода?!
   Понятие "ноосфера" было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как "мыслящую" оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).Словом,католический философ Пьер Тейяр де Шарден нас интересует,как личность и соответственно ученый .

  Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1 мая 1881, замок Сарсена близ Клермон-Феррана, Овернь, Франция — 10 апреля 1955, Нью-Йорк) — французский католический философ и теолог, биолог, геолог, палеонтолог, археолог, антрополог.
Внёс значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию; Член ордена иезуитов (с 1899) и священник (с 1911).Один из первооткрывателей синантропа.Один из создателей теории ноосферы (наряду с Владимиром Вернадским), создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции.
  Не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в философии — тейярдизм, первоначально осуждённый, но затем интегрированный в доктрину католической церкви и ставший "наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму"/
  Очень кратко : "Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа.Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли.
  Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии — Второму Пришествию Христа, призыву к Христу о движении навстречу ("Божественная среда").
  Графически эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства-времени, в основании которого — множественность и хаос, а на вершине — высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство, "точка Омега", "центр, сияющий в центре системы центров" ("Феномен человека"). Элементы, или центры (личности) связывает между собой энергия любви.Атрибуты точки Омега — автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.
  -Кто не понял,я не виноват!-сказал Мышонок.Он тоже не понял,но проникся...

  И вот теперь вернемся к почитаемому и почтенному академику Вернадскому.По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, "конкурирующих с человеком",радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, "лунной", "ганглиевой"),"подъём благосостояния трудящихся" (без точного определения понятия "благосостояние" и без указания, чем "трудящиеся" отличаются от других экономически активных членов общества) и "победа демократии",
установление "равенства всех людей", причём не только равенства перед законом, но и других его форм,учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,вовлечение "широких народных масс" в занятие наукой,превращение человечества в "геологическую силу".

  Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают "переход к ноосфере" необратимым.В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял "семь видов вещества":
             живое,
             биогенное (возникшее из живого),
             косное (возникшее из неживого),
             биокосное (частично живое, частично неживое),
             радиоактивное,
             атомарно-рассеянное,
             космическое.
  Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко, а также профессора Лепешинской, расширившей и углубившей учение о "живом веществе". Тем не менее "Теория семи видов вещества" никогда не была принята западным научным сообществом.
   Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную "геологическую силу", своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
   Иногда Вернадский писал о "ноосфере" как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем.

  "Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечал он. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую.Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека»"("Научная мысль как планетное явление").
   Таким образом, понятие "ноосфера" предстаёт в двух аспектах:
ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
  -Вот такая вот в самом кратком изложении теория.Почему бы ее не взять за основу философии,если все равно нет никакой на данном перевале истории?-обратилсяМышонок к присутствующим.
  -Конечно,не удивительно,что кто-то заменил марксистско-ленинскую философию религиозным экстазом ,на самом деле это не меняет сути данной теории в принципе.-сказала Авторесса.
  -По сути без приведения критического "орудия" нельзя  ставить в теме точку.-добавил автор.
  "На основе учения о "ноосфере" появилось понятие "ноосферизма".
   Профессор-правовед М. Н. Кузнецов и юрист И.В.Понкин дали заключение "по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма", в котором отмечен широчайший размах этой "квазирелигиозной идеологии", указано на тесные связи "ноосферизма" с оккультно-религиозным учением "русского космизма" и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку "ноосферизм" является манипуляцией идеями Вернадского и его именем.
   "Российский историк и социолог Н. А. Митрохин называет ноосферологию "сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально "самой влиятельной из гражданских религий современной России".

 Что тут скажешь?Лучше господина Канта никто не придумал ответа:"Если бы Бога не было,его следовало бы придумать!"Потому что из данного пассажа вытекает совершенно логичное иное утверждение :"Мы первыми были на Луне!"И далее :Как послевоенная Европа строила социализм и почему окончательно провалила проект".

 Мышонок страницы с ответами в конце книги не нашёл.