Торжество сердца

Самая Счастливая Эльфийка
В нашем городе есть удивительный островок покоя. Приходя туда, люди вздыхают душой, общаются, погружаются в размышления о Родине большой и малой, о своем предназначении на земле… Еще раз вдуматься в эти вопросы предложили гостям организаторы встречи «Усадебная культура и быт», что прошла в отделе «Усадьба Костино» Королевского исторического музея 28-го марта.

Г. П. Микерина открыла встречу, с чувством прочитав стихи поэтов Серебряного века. Увы, именно Серебряный век русской поэзии хронологически совпадает с закатом русской усадьбы, когда волна Октябрьской революции безжалостно стала смывать эти огоньки культуры, культуры общения людей друг с другом и с родной землей. К счастью, вышеупомянутая волна пощадила некоторые усадьбы, а в наши дни активно идет реставрация разрушенных зданий, церквей...

Подробнейшую информацию об этом процессе предоставляет в своей книге «Жизнь в русской усадьбе. Опыт социальной и культурной истории» американская исследовательница Присцилла Рузвельт. Подробный анализ первых глав книги предоставила О. С. Гудкова, поэт, журналист и переводчик. Примечательно, что именно Присцилла Рузвельт, человек, принадлежащий другой культуре, другому народу, словно бы напоминает нам, русским людям, о том, что должно хранить свою Родину в сердце…

Как известно, история русской усадьбы насчитывает всего двести с небольшим лет, охватывая период от Петра до Великого Октября. Петр, царь-реформатор, новатор и воин, решил: русский дворянин должен не только выглядеть, но и думать, как дворянин европейский, а значит – и жить должен так, как принято в Европе. И вот в Россию съезжаются мастера архитектуры, а в 1703 году символом европеизации России становится Петербург. Именно в период правления Петра Первого создана первая родословная книга, в самом начале которой была вписана фамилия Нарышкиных. А многие ли семьи в настоящее время ведут свою родовую книгу? Увы, порою случается так, что внуки не знают отчества дедов… И пока есть те, кто понимает важность сохранения и передачи истории потомкам, нужно бережно заботиться как об истории, так и о потомках! Где же еще черпать юному поколению силу, как не в своих истоках?

Россия минует период дворцовых переворотов, и вот на троне воцаряется Елизавета. Ее правление ознаменовал расцвет стиля барокко в русской архитектуре, и именно тогда загремело имя Растрелли. Но не Елизавета, а уже Екатерина Вторая смогла сделать то, чего не смогли предшествующие правители: она сломала в европейском сознании стереотип «русский» = «крестьянин». Жалованная грамота дворянству освобождала дворянина от конфискации собственности, от телесных наказаний, учреждала особое – внутрисословное правосудие – именно эти черты приблизили русское дворянство к европейскому.

Очень интересно, что уже тогда существовало слово «дача» - от словосочетания «данное им» (царём) - что означало как дворец, так и просто летний домик, где отдыхала русская аристократия. Европа «поделилась» с Россией новейшими архитектурными веяниями, а Россия наделила английский язык русской реалией «dacha» - именно так и звучит по-английски слово, означающее ныне столь милое сердцу каждого россиянина место отдыха и общения с землей. И эта «культурная диффузия», думаю, во благо, поскольку делает разные культуры ближе духовно.

Русский аристократ, как отмечает Присцилла Рузвельт, был во многом похож на плантатора-рабовладельца американского Юга времён, предшествующих гражданской войне 1861-1865 гг. У одного в подчинении находились крестьяне, у другого – черные рабы. Однако вспомним «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл: и черные слуги, и белые господа после войны стали едва ли не членами одной семьи, помогая друг другу выстоять в суровые послевоенные годы. А русская усадьба? Не менее ярок сюжет старого доброго фильма «Матрос Чижик»: когда маленький Шура заболевает, именно Чижик помогает суровой барыне ухаживать за сыном, и впервые гордая аристократка, доселе не скупившаяся на наказания, относившаяся к Чижику с пренебрежением, сказала ему «Спасибо». Будь человек раб, будь человек хозяин – торжествует человеческое сердце…

Кто знает, как сложилась бы судьба русской аристократии, не случись Октябрьской революции… Едва ли русскому крестьянину приходилось легко. Однако русский аристократ был мыслителем, философом, и, быть может, именно российская знать осчастливила бы человечество идеями всеобщего блага. Ведь, как известно, именно русская философская школа дала миру философию Всеединства – гармонического единства Добра, Красоты и Истины… Великий Октябрь поспешил утвердить свои истины, пролетарские…

Второе отделение встречи несло в себе настоящее открытие: музыкант Евгений Сопрунов, виртуоз балалайки, очень живо и с юмором поведал гостям встречи об истории этого инструмента, заметил, что нельзя на нем сыграть разве что тяжелый металл и рэп, упомянул, как Николай II высокомерно отказался принять в подарок балалайку (видимо, посчитав, что принятие такого подарка умалит его императорское достоинство), и, наконец, сыграл несколько известных композиций.

Праздником души стала исполненная гостями под аккомпанемент балалайки Евгения Сопрунова «Катюша», после чего Г. П. Микерина продемонстрировала публике слайд-шоу фотографий из книги Присциллы Рузвельт. Пожалуй, самым запоминающимся стал ансамбль усадьбы «Архангельское».

Почему мы с таким трудом восстанавливаем нашу собственную историю и культуру? Почему для того, чтобы начать что-то делать, нам нужно прочесть о том, как заокеанский исследователь учит нас любить свою Родину? Не пора ли разом расправиться с этими «почему», встряхнуться и вспомнить о том, что наша история – это наша духовная сила? Сила, заключенная в торжестве сердца, расцветающего благородством на своей родной земле…