Не руби сук, на котором сидишь. Глава 35

Владимир Галин
                Глава 35

         НЕ РУБИ СУК, НА КОТОРОМ СИДИШЬ.


                «Всё хорошо, что хорошо кончается»
                ( Из школьного альбома)


             31 декабря , в канун Нового 1964 года, я с раннего утра  от подъёма до отбоя провёл в колонии. Встреча Нового года один из ответственных моментов в жизни колонии, когда ностальгия  по жизни на свободе, захлёстывает каждого. С новым годом люди связывают надежды на улучшение своей жизни .и под бой Курантов с восторгом поднимают бокалы : « С новым годом! С новым счастьем!»

            Но в зоне ни каких тебе Курантов, в 22 отбой и «приятных сновидений!»

            Однако в каждом  бараке найдутся свои « барды»и под тоскующие аккорды гитары прозвучит: «...новый год, порядки старые, колючей проволокой  наш лагерь обнесён...»

            На сторожевых вышках удвоено внимание часовых, дежурный караул переведён на усиленный режим несение службы. Задача дежурных надзирателей исключить передвижение между жилыми бараками и обеспечить противопожарную безопасность.

               За все годы моей работы в колониях мне не встретился ни один человек, кроме Вершинина, кто бы писал стихи, но за то в каждой колонии были любители лагерного фольклора и знатоки лагерных песен. Из всех поэтов, стихи которых передавались из уст в уста ,было повсеместно известно только имя Сергея Есенина. Других имён я не встречал. Хотя .разумеется, у каждой песни, прежде чем она стала достоянием всех, был автор. И чем полнея песня выражала мысли и чувства каждого , тем она становилась безымянной, потому что принадлежала всем.

              Вот как точно описывается ночь над любым лагере. Так и называется    « Ночь на лагерем»:

                Ночь над лагерем, тихо в бараке.
                Был отбой. Все преступники спят.
                Лишь на вышке в ночном полумраке
                Часовые с оружьем стоят.
                А в бараке том стонет гитара,
                Притаившись в ночной тишине,
                Про преступную жизнь и кошмары,
                Напевает тихонько себе.
                Я прислушался к звону гитары,
                И встревожилось сердце в груди,
                Только жаль ,что тюремные нары
                Отобрали все силы мои.
                Так замолкни, гитара родная,
                Мне и так без тебя тяжело.
                В лагерях моя юность завяла,
                Так зачем вспоминать, что прошло.
               
                Самая характерная черта тюремной психологии  это скука и тоска. Тоска о жизни на свободе. Время проведённое в заключении однообразно из дня в день и как бы выпадает из самой жизни:

                Льётся дней моих грязная слякоть ,
                Застилая пути впереди.
                А порой мне так хочется плакать,
                Отдохнуть на желанной груди.

           В каждом бараке есть свои певцы, свои сказители, которые знают наизусть лагерную лирику и передают её из уст в уста. При устном пересказе каждый добавляет или искажает то или иное слово , так и появляется бессмертный  автор. И только имя Сергея Есенина сохраняется во всех альбомах, если даже слова Есенина искажены до неузнаваемости.

            Самым распространённым стихотворением является стихотворение письмо к матери, как самому дорогому человеку на всё белом свете, в разных вариантах:

                « Здравствуй мать, наверно ты не узнала,
                Своего любимого сынка,
                Юношей меня ты провожала,
                А теперь встречаешь стариком...»

        Или:
                Здравствуй милая, родная мама,
                Обнимаю и крепко целую.
                Может быть , опоздал целовать,
                Не застану тебя я живую...

Или ещё:
                Здравствуй, здравствуй, усталая мать.
                Обнимаю и крепко целую,
                Может уже опоздал обнимать,
                Целовать тебя, мама, живую.

                Написал письмо матери и Вершинин, которое переслал мне:

                В Ростов маме.

                Ну , здравствуй , милая старушка,
                « Голубка дряхлая моя».
                Когда-то няне так вот Пушкин,
                Писал стихи, пишу и я.
                О, сколько горя ты со мною
                Хлебаешь, чашу не испив.
                А я же этого не стою,
                Тебя во многом оскарбив.
                Но всё равно неравнодушно
                Ты смотришь снова на меня.
                И снова варишь, шьёшь и сушишь,
                « Судьбу какую-то клиня»
                И снова дальняя дорога
                С мешком тяжёлым на плече.
                И снова вид забора строгий
                И взгляды, взгляды ширмачей.
                Я знаю , чувством материнским
                Ты обласкала бы их всех...
                О, как порою мы жестоки,
                Не понимая мир души,
                Виним  людей, порядок строгий,
                А сами, сами -хороши?
                Нет. Потому что мы открыто
                Себя не можем обвинить.
                Нет. Потому что мы корытом
                Спиртное сильно любим пить.
                Нет, наконец , ни кто из дальних
                Нам преступление не простит,
                И только мать имеет право
                Прощать и прижимать к груди.

             За новогоднюю ночь в колонии не допущено чрезвычайных происшествий. Если кто-то и умудрился отметить приход нового года чифирь или ещё чем более существенным, то всё это произошло «шито-крыто». Раз не было обнаружено, значить не было.На завтрак и обед была приготовлена еда по дополнительному рациону и вместо чёрного был белый хлеб.

               В письмах « на свободу» родным и близким заключённые посылали трафаретные новогодние поздравления:

                « Не под звон новогодних бокалов,
                Не под шелест танцующих пар,
                А под вой павлодарских буранов,
                Шлю тебе новогодний свой дар.
                Этот дар не игрушка для ёлки,
                Не картинка из жизни моей,
                И не стих, чтоб читать втихомолку,
                Разгонять лень тоскующих дней.
                А на вечере в честь Нового года,
                Когда вспыхнут на ёлке огни,
                Подними ты бокал за свободу,
                За грядущие светлые дни.
                А второй подними за отчизну,
                За великий советский народ,
                За тот путь, что ведёт нас к свободе,
                За зарю, что зарит небосвод.
                Ну, а третий прошу, завещаю,
                Подними ты бокал за людей,
                Кто в неволе страдает, скитаясь,
                И не видит отрадных он дней.
                Кто под солнцем в степях Казахстана
                Побивал под конвоем канал,
                Кому участь жестокая дана ,
                Кто от жажды в степи помирал.
                Пей за всё: за любовь , за Отчизну,
                За знакомых, родных и друзей.
                Пей за радость безмерную в жизни,
                За просторы широких полей.


                Х          Х           Х

           Наконец, вышел на работу и приступил к исполнению своих обязанностей начальника колонии капитан Асташов. С моих плеч было снято  бремя ответственности , но вместе с  чувством облегчения я ощутил сожаление об утрате возможности принимать самостоятельно решения.

            Но теперь у меня стало больше времени заниматься непосредственно своими делами и больше уделять внимание домашним делам, что , конечно, радовало Галю. Забота о детях наша с Галей главная забота. В наступившем году нас ждёт чрезвычайно важное событие, а именно у нас в мае должен появиться третий ребёнок. Кто это будет, мальчик или девочка , мы не могли знать. Для нас было всё равноценно, хотя мне хотелось больше мальчика. Почему? Да просто так. А может быть потому, что мальчику в жизни легче быть хозяином своей судьбы, чем девочке. Её каждый обидеть может. Вот даже взять меня и Галю, сколько ей приходится терпеть от меня из- за моих залётов, моей невнимательности, вспыльчивости характера , переходящего в грубость, эгоизма. И это при том, что я не просто люблю её, а обожаю и души в ней не чаю, а веду себя,как слон в посудной лавке. Вся тяжесть в рождении ребёнка достаётся ей, а тут только с боку припёку, Не проходит и дня , чтобы она не нервничала и за меня , и из-за меня , и по поводу меня. И получается песня жизни: «...сладку ягоду рвали вместе, горку ягоду я одна».

           Январь оказался снежным. Два дня к ряду неистовствовала метель , в двух шагах уже не было видно. Вьюга с визгом и воем крутит и метёт, залепляет жгучим снегом глаза, сбивает с ног и не даёт свободно дышать. ..

                На на душе светло и радостно от надежд на будущее. По всюду приходится слышать: «Метель метёт, за то картошка уродится» Да ещё если в мае будет дождик и будет гром, то не нужен будет и агроном. Люди живут надеждами на будущий урожай.

           После снегопада всегда усиливаются морозы. Не обошлось и на этот раз. Термометр зашкаливает за минус 30 градусов да ещё постоянные ветры. В такие морозы рабочие дни на стойке актируются , но сами простои задерживают окончание строительства.

        Мы с Асташовым принимали участие в заседании парткома треста «Алюминьстрой», куда выезжало Бюро горкома.Вопрос  стоит ребром, кровь с носа, а в марте завод должен заработать ,  а на стройке царит благодушие и волокита. Все находят причины  для оправдания своей нерасторопности  и безответственности. Партком хочет разрубить горделив узел, однако основной упор делает не на улучшение организации труда, а на увеличение численность работающих.То есть идёт по линии наименьшего сопротивления. И валит с больной головы на здоровую.

        А у нас ежедневные свои проблемы.Прошедшую ночь все были подняты по тревоги и до самого обеда искали «беглеца», которого не досчитались при проверки. Оказалось он так напился, что проспал сутки и протрезвев сам пришёл на вахту.

              Стараясь пробудить трудовую активность заключённых, мы провели общее собрание заключённых . Мы им про значение Алюминиевого завода, а они нам : «Почему рассольник жидкий, одна вода?»В ответ одно средство- усилить общественный контроль за закладкой продуктов в котёл, чтобы норма доходила до каждого. У нас , как и на стройке «объективные причины  субъективного характера»

             На отчётно перевыборном собрании я был избран секретарём нашей первичной партийной организации и теперь  мне приходилось активно участвовать в жизни партийной организации города и принимать участие в пленарных заседаниях горкома и разных совещаниях.

          Так сегодня пришлось сегодня целый день просидеть на совещании  по вопросу « О взаимоотношениях СССР и КНР.  Взаимоотношение с Китаем было подпорчено  6 лет назад после разоблачения культа личности И. В. Сталина., когда в докладе Хрущёва  вместе с мутной водой был выплеснут ребёнок и тем самым был подорван авторитет СССр на международной арене. У китайцев же со всеми перегибами авторитет Мао сохраняется и в наше время.

           На место чувства братской дружбы на век, появилось чувство отчуждённости и тревоги. И вся вина в разрыве братских взаимоотношений возлагалось руководством Союза на Китайскую республику.

          Рядом со мной на этом совещании сидел мой товарищ по прежней колонии старший лейтенант Шалифов, который только что вернулся из поездки на родину в Таджикистан.От него пахло нафталином и никотиновым перегаром. Тут же были и замполит Сирота  и Лихачов, к которому у меня сохранялись чувства уважения и почтения. Не только я , но и он был рад нашей встречи. Лихачов был мои наставником в начале моей работы в колонии.

          Короткие зимние дни восполняются длинными зимними вечерами. Но я домой по прежнему возвращаюсь , как правило, после 9 часов вечера. Так сегодня по приезду в колонию до 11 часов разбирался с отказчиками от выхода на работу. У каждого своя причина, а стройка не ждёт.Потом писал аттестацию на начальника отряда Шевченко. С 14 часов рассматривал представления начальников отрядов на условно досрочное освобождение заключённых, кому в первом квартале нового года исполняется половина срока и кто из них заслуживает этого поощрения. И как обстоит дело с его трудоустройством после освобождения.  В 19 часов , после ужина, проконтролировал проведение политзанятий по отрядам. Из зоны вышел только после 21 часа , а домой вернулся около 22 часов усталый и опустошённый.

         Галя встретила меня меня заботливо и нежно, и мою усталость как по волшебству рукой сняло. И стоило жить, и работать стоило.

        К воскресенью погода успокоилась. Небо ночью вызвездилось алмазным сиянием далёких миров. Днём на голубом небе засияло ласковое солнце.Небольшой морозец бодрит. Снег под ногами приятно поскрипывает. С утра съездил в колонию и в клубе зоны прочитал лекцию « СССР- оплот мира и сотрудничества с колониальными странами»

        После обеда съездил в 24 колонию повидать Вершинина из чувства долга , которое не покидает меня. Да и начальник Нуркенов на совещании в горкоме просил меня.провести совместно беседу, или он будет его «прессовать»

       Я, уже капитан,зашел в зону, где начинал свою «чекистскую» службу сразу после окончания института в парусиновых туфлях и фетровой шляпе студенческой поры.

       Живёт Вершинин в том же бараке, где размещался мой отряд 60/61 годах.
  В секции сумрачно, специфический запах от скопления потных тел и прокуренных ртов. Я ещё раз отметил, что в нашей 23 колонии жилые бараки гораздо новее и более светлые и благоустроены. И контингент менее угрюм и более подвижен и энергичен.

        В выгороженной комнате, где у меня в своё время была каптёрка завхоза отряда , начальник отряда Лепихов оборудовал свой рабочий кабинет для индивидуальных бесед и других мероприятий в отряде.  Ветхий пол не крашенный. Окно кабинета снаружи не очищено от снежного заноса после вьюги. Из нутри нижняя половина окна перекрыта куском обоев , сморщенным от сырости. Очевидно для того, чтобы не подглядывала снаружи.На стене бумажный плакат с картиной: «Здравствуй, земля целинная» и стенная газета «Крокодил»

        Я попросил разыскать Вершинина и пригласить его ко мне в кабинет.

       Вскоре он пришёл. Не торопливо переступил порог и закрыл за собою дверь.

      Встретились мы просто. Свободно,словно только вчера расстались товарищами. Они не высказал бывалой радости от неожиданной встречи. Я тоже был сдержан. Сначала разговор не клеился. На мои вопросы, как живёшь, как работаешь, как учится в школе, были односложные ответы.

         Я отметил , что в нём произошли и внешние и внутренние перемены. Меньше за лихачества и ячества.Появилась другая интонация голоса. Более скуп в выражении своих эмоций и реплик в адрес администрации. Но не было былой раскрепощённости и откровенности.

          Да иначе оно и не могло быть. Учителем и учеником, как и между воспитанником и воспитателем всегда существует невидимая черта , через которую переступать нельзя. Панибратство может быть лишь между равноправными друзьями.

 Эту грань , стремясь к равноправию, Эдуард беспардонно переступал. Так Николай Иванович в своём письме обращается к нему: «Здравствуйте ,Эдуард Васильевич!», а он ему отвечает: «Здравствуй, Коля». И тем самым не сокращает, а увеличивает дистанцию между собой и не знакомым себе человеком. Отношение между людьми вообще, а тем более малознакомыми , требует взаимной деликатности  и уважения.  Каждый сверчок знай свой куток. Эта невоспитанность  вредит ему и в отношениях с администрацией, а он загоняет себя в угол. Я ему постоянно внушал, что ни что для нас не стоит так дёшево , и ни что не ценится так дорого, как вежливость, а воз и ныне там.

           Наряду с желанием  стать известным поэтом , он высказал желание  самому стать воспитателем. Я одобряю и тем самым поддерживаю эти его благие намерения, но он не ведёт себя так, как осознавший свои заблуждения и перешедший от слов к делу. Всё это я ему снова сказал со всей прямотой и спросил, не ужели нельзя вести себя по другому, чтобы не быть для администрации притчей во языцах.

               Сказал я ему и то , что его «дискуссия» с учительницей по литературы тоже не красит его. И что тут не чем гордиться., потому что он думает, что знает  о Лермонтове больше чем она после пяти лет учёбы в университете. Он с этим согласился.

              Ни чем человеку не поможешь, если сам человек не изменит своего характера и своего отношения к самому себе.