Апрельский денёк

Лауреаты Фонда Всм
ГАЛИНА ШИРЯЕВА - http://www.proza.ru/avtor/marvarid - ВТОРОЕ МЕСТО В 52-М КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

                Солнечный лучик упал на мое лицо, и я проснулась. Прислушалась, тихо, хорошо, что бабушка  еще спит. Подумав, что мы опять не попали в подземное царство, я тихо выбралась из «теремка» и спустилась на полянку. Мама сказала, что если будет сильно трясти, мы попадем в подземное царство. Мне было интересно и совсем не страшно, я уже представляла  себе подземную королеву с короной, сидящую на троне и подземных людей, идущих по улице. Но на сегодня у нас было намечено более важное приключение. Мама, которая спала  рядом  на раскладушке, не проснулась, а подружки еще не пришли. Было  довольно рано, но птицы  пели вовсю, у оврага летали бабочки. Ну вот, наконец, появилась Лена, а за ней и моя будущая одноклассница Наташа, ей было трудно выбраться, ведь ее семья спала в доме.
- Девчонки, а  наша кошка вчера родила котят прямо на одеяле,- похвасталась Лена.
Мы с Наташей завистливо замолчали. У нас дома тоже жил большой черный кот, но он меня невзлюбил, несмотря на то, что я наливала для него молоко в блюдечко. Ночами не давал спать. Его никто не видел кроме меня.
                Прихватив лопатки, спустились вниз,  в овраг,  заодно присматривая   место для шалаша, где можно будет спрятаться от вездесущих  мальчишек. Тихонечко на цыпочках прошли мимо палаток  до маленькой рощицы  ореховых деревьев. Ленка, самая старшая из нас, сказала, что нужно при луне закопать там сокровища и произнести волшебное заклинание, и тогда они  увеличатся в два раза. Я нашла красивую мамину брошку и два пятака, а девчонки свои сокровища, и вчера  вечером мы их торжественно закопали. Пятаки - это здорово, не надо будет просить их у взрослых. Ближе к вечеру, приезжал дядька на тележке, запряженной осликом:
  -«Джаренный кокруз прадаю» ,- и можно купить круглый ,как снежок, вкуснейший  шарик  жареной кукурузы. Или на такой же тележке с осликом, которого они нещадно хлестали плеткой, приезжали люли  и в обмен на бутылки или деньги  можно было купить сладкий петушок на палочке, или  шарик на резиночке, или вертушку.
           Мы копали, копали, но наших сокровищ на месте не было. Ямка  уже была довольно глубокой, и лопатка наткнулась на какую-то банку. Она была небольшого размера, из-под чая, в которой лежали какие-то блестящие монеты.
- Это клад, воскликнула Наташа,- давайте  возьмем себе. Мы были полностью с ней согласны, но тут земля закачалась, и послышались  крики наших матерей, которые нас уже потеряли, и мы наскоро зарыв банку, побежали на зов.

                ****
              Азия. Свечение солнечного дня, тополя, карагачи, чинары. Лазурная синева неба, и  черные бархатные ночи с множеством ярких звезд. Как приятно  вечерком посидеть на скамеечке у оврага и слушать пение сверчков и кваканье лягушек. Таких ночей нет нигде, и нет такого ласкового теплого солнца Янтарные дыни, сочные абрикосы, запах травы и цветущих деревьев.

             Двор моего детства. Три подъезда, три разных мира, где я знала каждое дерево, каждый камешек. Почему он так часто снится мне? Его больше нет. Казалось бы, вот она улица Волгоградская, совсем недалеко, можно приехать и пройтись по двору моего детства, но это будет совсем другое место, которое не совпадает с моим по пространственно- временной координате.

           Мы сюда прибыли в товарном вагоне. Вернее бабушка с тремя детьми, когда эвакуировался военный завод  из Запорожья во Фрунзе. Во время пути, спасаясь от бомбежки люди, высыпали из вагонов и побежали в ближайший лесок, во время этой суматохи потерялся мой дядя, который в то время был уже подростком. Он беспризорничал, бродяжничал, много лет спустя его нашли, но  жизнь его после этого случая пошла под откос.
            После окончания войны завод перевели в Ташкент, это был известный Ламповый завод, а позже  Фотон, где и работала моя бабушка. Приехав  вместе с младшей дочкой, она поселилась где-то в старом городе. Город был переполнен приезжими, которые жили,    где придется, в общежитиях, в домах у узбеков, которые взяли их к себе во время войны и сами полуголодные, делились последним куском лепешки  и пиалой кислого молока.                Многие,так же как и моя бабушка, пленившись лазурью небес, теплым климатом, дешевыми фруктами и доброжелательностью местного народа осталась в Ташкенте. Но судьба, прямо сказать ее  не баловала, впрочем, как и всю предыдущую нелегкую жизнь. Много раз переезжала она с места не место, снимая угол в старом городе, среди глинобитных мазанок. Ее муж, наполовину грузин, был на фронте политруком, где и героически погиб. Я практически  ничего  о нем не знаю, мама была мала, когда он ушел на фронт, но видно, это был необычный человек, который придумал для своих детей имена : Клара, Икар и Зайнет .Потом  бабушка встретила красавца грека  Пасхалиса, который был греческим политэмигрантом и не слова не говорил по-русски. Но они как-то поняли друг - друга и расписались. Бабушка, носившая красивое имя Мария,называла себя Майей, ей так казалось интересней. А он стал Павлом и  моим дедушкой,
который,  будучи не родным нам  по крови, вырастил мою маму, меня и сестренку.Дорогой мой дедушка... Это именно он настоял, чтобы мама получила высшее образование, хотя жили очень бедно. До конца жизни он очень смешно говорил по -русски. А когда греков сюда привезли, без документов, и велели написать дату рождения, он, будучи 1910 года, решил «схитрить» и написал себе 1915 год, перепутал, из-за чего и работал пять лишних лет, причем работал тяжело, в горячем цехе, сменно, где-то в районе Ахангарана. Из историй его жизни, мне известен случай: он был партизаном во  время Гражданской войны в Греции, и в тот самый момент, когда ему делали операцию острого аппендицита, был налет вражеской  авиации и он,зажав живот руками, бежал с операционного стола. Необычайного мужества и жизнелюбия был человек.
           Что касается меня, могу похвастать, что родилась не только в самом центре города, но и на  площади Ленина, где раньше стояло розовое здание родильного дома, которое впоследствии снесли. Жили мы в то время в центре, неподалеку от курантов, в так называемом «пьяном  дворе». Налепленные в кучу домишки, в центре которых на улице стояла русская печь. Говорят, женщины, занимали очередь и пекли вкуснейшие булочки, пироги и варили  варенье. Там мы снимали сараюшку, где скорпионов  было видимо-невидимо. Почему так называлось это место, я не знаю, может быть из-за буйного нрава их обитателей. Напротив, находился парк Горького, куда мы впоследствии часто  ходили с родителями. Дорожки из красного песка, духовой оркестр, два летних кинотеатра, мороженое, качели, кулечки сладкого и соленого миндаля. В общем, замечательно. Сейчас там находится гордое здание Халк банка, бывший городской Хокимият.
             И только перед самой пенсией бабушка получила  трехкомнатную квартиру на Чиланзаре, как раз вскоре после моего рождения. Как же она радовалась горячей воде и прочим удобствам. В семье появился некоторый достаток, и каждое лето бабушка с дедушкой ездили на море или теплоходом по Волге, взяв меня с собой. Помню, как мы проплывали Юрьевку, ее малую  родину, а она стояла и плакала.
                Родители же мои всю жизнь свою посвятили спорту: мама была тренером по гимнастике, в связи  с чем я все младенческие годы провела  на мате в гимнастическом  зале, а папа тренером по волейболу. Ему принадлежит фраза: «Волейбол-это поэзия»
 Позже я тоже занималась волейболом и объехала с нашей командой  весь Союз. Мои родители всю жизнь проработали педагогами, предано служили своему делу и воспитали великое множество достойных людей.
               
                Землетрясение 1966 года – это конечно,  настоящая трагедия, было очень страшно: дома качались, и стоял ужасный гул. Я и сейчас боюсь землетрясений, очень, потому что не знаешь куда бежать и что делать. Когда двадцать шестого апреля начались первые толчки, папа сначала бегал туда-сюда по квартире, потом схватил меня вниз головой  и побежал на улицу, благо  жили мы на первом этаже.
             У подъезда, через арык была вытоптанная полянка, а рядом, в зарослях вишневых деревьев, мы построили «теремок». Кажется, на низкий крепкий стол положили две двери, на них матрасы, а сверху натянули материал, там мы с бабушкой и спали, рядом на раскладушке, прямо на улице, спала мама. А дедушка с папой храбро ночевали в доме. Рядом  с домом  был довольно большой овраг, который впоследствии  зарыли, а на его месте построили дом. В овраге стояли длинные палатки, в которых жили соседи. Некоторые спали прямо на улице на раскладушках или железных кроватях, хорошо, что было уже тепло. Вечерами всюду пылали костры. Несмотря на страх, который испытывали люди, не было никакой паники. Сейчас я понимаю, как тяжело было взрослым. Это для нас, детворы, была вольница. Круглые сутки мы проводили на улице.
Мальчишки играли в лянгу и ашички, мы в классики, прыгалки, а все вместе в казаки-разбойники. Некоторые люди готовили еду прямо на улице. Варили вкусную шурпу или плов. Мы, дети, крутились рядом и нас частенько угощали.
               К счастью, новые дома Чиланзара выстояли, не то, что полностью разрушенный центр города. К сожалению, я не видела его собственными глазами, так как была еще мала. Но слышала рассказы очевидцев о чудесных  спасениях, когда часть стены падала рядом с человеком, а не на него. Рассказывали об интересных бытовых сценках: сквозь стены видна улица, всё в квартире сдвинуто, а бабушка жарит пирожки. Но что же делать, ведь нужно же кормить семью.
                Это было время Хрущевской оттепели, люди верили в счастливое  будущее, и знали, что государство не бросит  их на произвол судьбы. И правда, со всего Союза  приехали строители, которые практически отстроили город заново, Ташкент стал современным, красивым  городом. Правда, вместе со строителями сюда приехало много криминального народца. Помнится такой случай. Напротив нас жили хорошие соседи, Алексей Николаевич и Мария Ивановна, у них были дети Виктор и Ольга. Так вот, Ольга, прекрасная русая девочка с серыми глазами постоянно возилась со мной, играла, гуляла. В то время она училась уже в старших классах. Как-то мы пошли с  ней прогуляться  вокруг дома, навстречу шла женщина. Я даже не поняла, что произошло, но Оля схватилась за живот и побежала домой, я за ней. Оказывается, женщина пырнула ее ножом, правда не сильно, все обошлось. Говорят, это была сумасшедшая.

                Помню своих соседей. Например, Елена Николаевна, уже немолодая, всегда элегантно одетая, причесанная, говорят, что она бывшая выпускница Смольного института, прошла лагеря, и хитросплетение человеческих судеб занесло ее в Ташкент. Совершенно одинокая, во всяком случае, у нее здесь не было родственников. Или учительница музыки, Маргарита Львовна, полная еврейка к которой стайкой ходили ученики с нотной тетрадью. Она часто играла на пианино и нежные, пленительные звуки разносились по улице. У нас в доме жили: евреи, армяне, русские, узбеки, казахи. Правильно Ташкент называли новым Вавилоном, и он мне нравился  из-за  разнообразия лиц, языков, обычаев, притом все национальности  жили в добрососедской дружбе. Потом Башня рухнула и все разошлись в разные стороны.
        Мои друзья и подруги, озарившие мою юность своими улыбками. Вы разлетелись по городам и странам, оставив наш город и меня  без своих прекрасных лиц. Еще активные и деятельные, повзрослевшие…постаревшие. Теперь, благодаря интернету я знаю  что вы и где вы. Вы не покидаете страницы рунета. А  город изменился, предпочтя разноцветию,серо-голубое великолепие  дворцов.


                ***
        Пока мы добежали, толчки прекратились. Мама не поверила про клад, потому что считала, что я выдумщица и фантазерка. Наверное, кто-то из соседей побоялся, что дом рухнет и закопал монеты В палатке тоже было страшновато оставлять. Представляю, какой ужас испытал человек, увидев свое  сокровище развороченным. Позже я поняла, что это были царские червонцы.
         После завтрака все разошлись по своим делам. Начинался новый солнечный день, который  нес людям новые надежды.