ob-la-di, ob-la-da... 1ч. 4гл

Евгения Бойцова
Вместо вступления.Когда муж вернулся с армии, чтобы через годик слинять в Ленинград, а моя соседка в очередном отпуске вышла замуж за лихого чеченца и  привезла его в зимний климат,то, разумеется, у этих  мужчин возник вопрос...
 Кочегарка-место сплетников. Дежурство 24 часа ,в 3смены.Только кочегарка была хорошо освещена даже в  буранные тёмные ночи. Кочегарки было три...Одна прямо напротив нашего учительского дома.
" Да не гуляли они ! А вот выпить и потом пойти попрошайничать свежую рыбку..."
 ...как то так нас "охарактеризовали" лихие кочегарские парни, по совместительству- рыбаки. Думается мне сейчас, что они просто сказали, что...рождённый пить...или ...алкаш может только пить.


Уроки домоводства проходили в кладовой-складе  школы интерната. Мы

ремонтировали одежду, пришивали пуговицы, помогали Кастелянше сортировать

одежду после прачечной.С Кастеляншей я подружилась  сразу .Она ,после Москвички-

бывшей учительницы домоводства," заговорила стихами". Так она мне сказала.

 И прочла всего ,,Евгения Онегина,,наизусть .Мне.

Как страшно, что только сейчас я вычитала в Википедии...

1930-1940 года- Гыда была местом ссылки под юрисдикцией ГУЛага.

В настоящее время удалось установить:259 бывших здесь спецпереселенцев

-немцев,украинцев,румын,молдован,евреев,русских...

Из них-197 - рабочие Рыбозавода,

47 -на фактории

2 женщины -были домработницами у сотрудников НКВД.


В прачечной -складе был образцовый порядок. Память у Кастелянши была отменная:

где, что и на какой полке искать, сколько  по счёту получила в прошлую "помывку-

баню " и сколько сдала для стирки в позапрошлую "помывку-баню".

Она со мной как то незаметно подружилась, хотя характер у меня всегда был

неуправляемый и нагловастый : сказывалась моя независимость от присутствия

недоступности меня наказать-муж в армии, мать-одиночка,всё оформление школы-

моё, работала без опозданий, с удовольствием, никогда не болела, всегда могла

подменить в интернате   заболевшего воспитателя. Мишку часто в воскресенье

брала с собой на работу в интернат .Эх! Любила утром , в воскресенье, попить

ледяной водички из бочки со льдом в интернатской умывальне! Семь утра! В девять

утра  ведёшь детей и себя на завтрак !Проверок по интернатам  рано утром

начальство не проводило- все пили холодную водицу, "на старые дрожжи", в воскресенье в своих дома;

ближе к вечеру  выходили " проверять": все ли дети у нас помыли ноги перед сном

и все ли дети ночуют в своих постельках ,в основном по два человечка, а иногда

и по три. Постельное бельё менялось еженедельно.В интернахах всегда был порядок

и казарменная чистота.Убирали-мыли всё дети.Приходили старшеклассники дежурить

к своим младшим  братьям-сёстрам.
 
Имя Кастелянши не помню .Просто Кастелянша,которая была рождена в деревне

Качаново, Псковской области. Здесь ..."минута молчания" - моя бабушка была из

тех мест.
 
Я даже тогда и не удивилась-подумаешь ...земляки...Но мне было простительно и

доступно всё, что проходило через  Кастеляншу. Считалось высшим пилотажем- в

каждую  баню получать новую одежду для детей.Не после первой стирки,а именно 

но-ву-ю !Так как этикетки от новой одежды отрывать не было времени- мои детки

всегда ходили с этикетками и радовались "фантикам"!

Кастелянша была пенсионного возраста, высокая и очень сильная -тюки с одеждой

перекидывла "играючи". Алкоголь не употребляла совсем ,разумеется -не курила.

Любила чаёвничать.Чай у неё всегда был необычно  ароматным  морошковым 

вареньем. Про себя она всегда рассказывала  частушками-похабными и очень

весёлыми. Новостями  из Гыды мы просто ..обхахатывались.... Весело у неё было

работать в кладовой...

В меховой желетке, в красивых бурках, седые волосы в гладкой причёске. Я могла

спокойно оставить на неё своих девчонок и убежать  в детский садик покормить

сына грудным  молоком. Всё было по-человечески доступно в отношениях делать

друг другу добро.
 
Кастелянша была - "первая":"Не к кому  мне возвращаться, все мои - здесь."
 

С ней я поделилась, почему  не сплю по-ночам...Услышала очень пошлую

частушечку...на тему :" По ночам спать надо..правильно,когда муж в армии"...

И  про эту частушечку узнали все наши работники интернатского банно-

прачечного "корпуса".


Мишка мой очень плохо  спал по-ночам. Посёлок маленький- все всё друг про друга

слышали, видели и  активно сопереживали  и в хорошом, и в плохом.

 Тётя Шура Шуточкина  была очень не простой "тётей Шурой Шуточкиной".Как

говорили- не дай Бог,если Шуточкиной тёте Шуре.." на язык попасть."

 Она была - " Второй", а может быть и " Первой".

 В центре посёлка стоял её дом. У них было так, как будто бы и не на  Крайнем

Севере-ухоженность и тепло заботливых рук чувствовалось во всём.Она пригласила

меня в гости:через сени,где всё было разложено и развешено в образцовом

порядке, я вошла в дом  и ...споткнулась..о пёстрые домотканные полосатые

дорожки. Чистота и, непонятная, по-молодости, строгость  домостроя -

жены,матери,хозяйки.

Тётя Шура Шуточкина сказала:" Приду к тебе домой,заговорю пуповину Мишке. У

него грыжа пупковая, поэтому ночью плохо спит".

Разговор происходил в прачечной- бане, когда я привела  деток на еженедельные

купания-полоскания в тазах в " банный день".

" А что надо мне Вам приготовить? "

" А ничего не надо. Приду к тебе чаю попить. Примешь? "

Мы  подружились, я чувствовала , что она очень по-

человечески всегда интересовалась моей жизнью,любила задавать вопросы типа : "

А муж -то пишет, что скучает?" Мудрая была  тётя Шура Шуточкина.У неё

тоже:  ,,Все мои здесь, некуда мне возвращаться, да и дети мои уже здесь

родились." Её сын только что вернулся из Армии. Младший.
 
У Тёти Шуры не было одного глаза, она всегда низко повязывала белый платок на

лоб и я никогда не спросила  её-почему? как ? Всегда боюсь задавать такие

вопросы.
 
Пришла  Тётя Шура ко мне вечером  в субботу. Я накрыла стол-тумбочку

в  маленькой комнате-спальне, потому что только здесь  стала нагреваться

квартира от восьми  вёдер закинутого  в печку  угля.

Мишка- капризничал. Для меня предстояла бессонная ночь.

Тётя Шура взяла его на руки. Он замолчал.

" А  где чай-то? Неси, чай будем пить."

Я побежала на кухню. Принесла чайник, конфеты.

Мишка лежал на коленях у Тёти Шуры и внимательно её разглядывал.Молча.

"Ну давай пить чай. Будет теперь твой Мишка спать спокойно каждую ночь -грыжа у

него была паховая".

Может быть, "секрет лечения" она кому-то и успела передать....

Мишка перестал по-ночам плакать. 

Благославляю  всю её семью, нашедшую свои пенаты на суровой земле Родины.


Жизнь протекала под весёлую песенку, легендарных Битлов " облада-

облади",которая звучала на всёх мероприятиях нашего  интерната, где был один

десятый класс- приблизительно

в десять человек, девятых -два класса, два восьмых...больше всего было

"нулевых"классов -детки привозились из тундры в 6 лет. Начиналось

обучение "языкам" -ненецкий  в переводе на русский.В первый класс они уже шли с

обучением на "иностранном" -русском! Мы были жестокими- в интернатах деткам

запрещали говорить на их, ненецом ! Учите русский язык!-был коммунистический

лозунг! Я выучила на ненецом : Нянь тара!: (хлеб нужен)и всё....жалею сейчас.

 "Родная мама для нулевичков"- была Наталья Ивановна Яптунай.Выпускница

Салехардского педагогического училища приехала в Гыдояму перед самой войной

-1939(40?) год."Пошла"замуж  в семью Яптунай. Династия " Яптунай"-

зажиточная,богатая,в основном- оленеводы( если я не права-поправьте).Имели своё

стадо оленей. Но промышляли рыбалкой и, конечно, же - пушнина....Легендарные

белые песцы шли только на аукционы заграничного масштаба.

С Натальей Ивановной мне тоже "свезло" : она была в трудные минуты моей жизни

рядом. Как она, при её  нагрузке, всегда чувствовала, что  мне нужна её помощь?

 Её дети учились в Ленинграде...может быть поэтому?

Почему она не пришла на помощь трём молодым учительницам, которых увольняли

по статье ..." аморальной"...Возможно, Наталья Ивановна  была только"

коммунистом,который платил большие взносы"-у неё была большая зарплата со всеми

северными надбавками- мнения свои она не могла  полностью высказывать. Для

этого  были другие коммунисты...я так думаю.

После Встречи Нового 1971 года-девчонки  проспали на работу к подъёму в

интернат. Двери в "двухэтажке" никогда не закрывались.Старшая

воспитательница  прибежала будить...а там..."разврат" . Все спят,на столах 

бутылки-закуски, а одна УЧИТЕЛЬНИЦА!!! даже и с  офицером.

 "Все-три" были уволены по статье- "аморалка".

Четвёртая вышла замуж за лейтенанта "свидетеля - соучастника" и уехала жить в

Москву. Девчонки никогда не пили, не курили, всегда были аккуратные и

чистоплотные в отношениях...Но,как говорят сейчас :" Как карта ляжет".

 Рядом с Гыдоямой была воинская часть, где после институтов с военной

кафедрой, отрабатывали  воинскую повинность  лейтенанты. Срок- два года.


Провожали "бедолаг" под музыку- "облада-облади" всей  двухэтажкой!

 На их место прибыли такие же весёлые и беззаботные. Но с опытом -закрывать

дверь в свою ..." прайвит проперти".( продолжение следует)
 
 Продолжение      http://www.proza.ru/2015/04/09/1483