ВИ. Агошков. О книге Н. Кононов Память о прошлом

Василий Иванович Агошков
В.И. Агошков.
О книге: НК. Кононов "Память о прошлом..."


В своём архиве нашёл свой отзыв (2006г) о книге:
Н.К. КОНОНОВ
«ПАМЯТЬ  О  ПРОШЛОМ  И  ПЕРЕЖИТОМ».
(Орёл, 2004, фирма «Картуш»)

В Интернете есть материалы Н.К. Кононова, в том числе, и касающиеся моего творчества. Свой отзыв я не стал тогда сразу выставлять на всеобщее обозрение, так как надеялся, что Н.К. Кононов уберёт из Интернета свои критические замечания в мой адрес. Его супруга не раз при моей встрече с Н.К. Кононовым намекала мне о своеобразном характере мужа. Из-за ранения на фронте ветеран, автор книги, прихрамывал на одну ногу. Мне показалось тогда, что мой ответ будет некстати, может как-то повредить здоровью оппонента. Надо заметить, что многие инвалиды, кого я знал, занимавшиеся творчеством, не только были очень болезненно восприимчивы к замечаниям в свой адрес, но и сами активно, а самое главное, беспощадно критиковали других. Если такая яростная критика других с их стороны способствовала как-то улучшению их самочувствия, то я готов и потерпеть стрелы в свой адрес. И тем не менее...

Недавно увидел в Интернете вновь статью Н.К. Кононова. Подумал, что пора и мне как-то оправдаться, тем более что ветерана нет с нами... (пусть земля ему будет пухом).
В прошлом году разговаривал с одним из авторов книги "Покровский край" А.М. Полынкиным. Когда вспомнили о Н.К. Кононове, то Александр Михайлович болезненно сморщился. Я понял, что он до сих пор носит в душе обиду на ветерана. У меня такой обиды нет, возможно, потому, что супруга Н.К. Кононова - Наталья Михайловна Страхова (не знаю, расписана ли она была с Кононовым?) как-то обмолвилась о том, что она советовала мужу убрать по отношению ко мне самые одиозные определения.

Читать мой ответ не всем обязательно, особенно тем, кто ценит своё время и кто занимается нужным делом. Свою статью я не правлю с высоты сегодняшнего дня.   




Н.К.КОНОНОВ
«ПАМЯТЬ  О  ПРОШЛОМ  И  ПЕРЕЖИТОМ».
(Орёл, 2004, фирма «Картуш»)

Н.К. Кононов – кандидат исторических наук, бывший заведующий кафедрой общественных наук Орловского сельхозинститута. Автор книги «Наш современник – Иван Тургенев» (1999г).
В 2004г у него вышла очередная книга «Память о прошлом и пережитом».
Но вначале о своих впечатлениях об авторе. С ним я встречался несколько раз, в том числе, и у него на квартире, в Орле. Женат он на Н.М. Кононовой, которую я знал раньше по городу Малоархангельску Орловской области, как Страхову.

С января 1983г по октябрь 1988г я редактировал Малоархангельскую районную газету «Звезда», приняв эстафету у редактора В.Е. Страхова, бывшего мужа Натальи Михайловны.
Жили Страховы в соседнем от меня 27-квартирном доме, поэтому мы часто общались. Василий Егорович в начале нашего знакомства был обижен тем, что на его место прислали «какого-то мальчишку».

(Кстати, было мне в ту пору 36 лет, и я, действительно, был самым молодым редактором районной газеты в области. Причём, не закончившим никаких высших партийных курсов. Любопытно, что когда через 6 лет я стал собкором «Орловской правды», то один из первых секретарей райкома партии жаловался главному редактору А.С. Кононыгину по поводу того, что к нему приехал проверять жалобу слишком молодой человек. Стремление «аксакалов КПСС» не пускать «мальчишек» во власть и привело партию к плачевным результатам: её просто не стало!»

Сам Страхов руководил газетой более 10 лет, умел, как я потом убедился, просматривая подшивки, писать диалогические заметки, давать едкие определения бюрократам. Особенно запоминались его образные, написанные хлёстким языком фельетоны. Одним словом, в карман за словом не лез. Но в одно время его сочинения прекратились. Оказалось, что из сектора печати Орловского обкома партии последовало распоряжение «издевательства над советскими тружениками прекратить!» В определённой мере совет был правильным, и В.Е. Страхову следовало лишь «поубавить» жар своих выступлений. Однако он перестал вообще давать фельетоны. Наверное, и это способствовало тому, что Василий Егорович много пил. Говорили, что отец его прожил более 100 лет. Богатырское здоровье было и у Страхова, но нервные и «другие» нагрузки раньше времени вывели его из строя…

Волевой, деловой женщиной, наподобие «железной леди», показала себя и Наталья Михайловна. Не всегда она, видимо, находила общий язык со Страховым. Но семью спасало то, что Василий Егорович умел быстро «остывать» и даже признавать своё заблуждение. После того, как я, например, изменил «лицо газеты», дал несколько историко-литературных и краеведческих полос, он похвалил меня за умение делать из «ничего» – конфетку, ибо в местной типографии практически не было ни линеек для отбивки набора, ни каких-либо других подручных средств. И тогда мы стали играть «воздухом» между колонками... Не каждый бывший руководитель способен положительно оценить своего молодого последователя: это под силу только истинно талантливым и добрым людям.

А из разговоров с впечатлительным и напористым Н.К. Кононовым я понял одну закономерность: супруги часто входят в одну и ту же реку. Николай Кузьмич о себе мог бы сказать словами поэта:

Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал!

Мы не зря подчеркнули слово угол, поскольку автор не уходит от горячих споров, а порой сам их организует, смело бросается на «штурм» бюрократических «баррикад», изобличает, на его взгляд, недостойных людей. Наверное, Наталье Михайловне трудно порой соглашаться с одиночным мнением нынешнего целеустремлённого супруга. Но жизнь есть жизнь. Теперь нужно думать не о том, как устоять на оселке собственного мнения, а о детях, внуках.

Книга «Память о прошлом и пережитом» составлена автором из разных материалов. Причём, следом за Письмами в адрес вышестоящих руководителей сегодняшнего времени, вдруг идут статьи, представляющие события столетней давности. Конечно, это дело автора. Возможно, что таким образом Кононов хотел оттенить какое-то событие на фоне прошлых лет.

Как мне показалось, автор – из породы «чистильщиков», замечающий, прежде всего, чужие недостатки, чем достоинства. Бывают такие люди, которые, глядя на красавец-дом, находят в нём то неровные кирпичи, то плохо отшлифованную доску, то слишком высокий порожек. Правильнее, конечно, было бы изобразить весь объект, а потом дать и замечания.
 
Не всем нравятся назойливые, порой повторяющиеся, достающие до «кишок», въедливые, на повышенных тонах предложения, обращения в разного рода инстанции. Поскольку «досталось» и мне, то должен сразу же сказать о том, что я спокойно, и даже очень спокойно отношусь к критическим замечаниям Н.К. Кононова.
 
А посему его два очерка представлены в моей книге «Малоархангельские истоки» (1999г.) Главное для меня – дело. Хуже, когда ничего не говорят о твоих трудах. Такова человеческая природа: из двух людей один говорит «да», другой – «нет». И думать, что все начнут хвалить наши произведения – это наивно.
Пессимист, глядя на стакан, заполненный до середины водой, скажет: пуст наполовину. Оптимист уверит: полон наполовину! Поскольку для Н.К. Кононова стакан «наполовину пуст», то мы, естественно, дадим взгляд на тот же стакан с позиции: наполовину полон. И поэтому хочется надеяться, что и мои заметки «на полях» будут восприняты супругами Кононовыми также спокойно, без надрыва…

Первая статья в книге называется так: «Неповиновение крестьян села Смирных Малоархангельского уезда помещику Н.П. Киреевскому (июль-сентябрь 1859 года).
Так как автор представил в книге и такие материалы, как «О порядке слов в предложении», «Запрет или безграмотность в склонении населённых пунктов и рек Орловской области», «Нам дан такой язык великий» и другие, то первыми своими рассуждениями мы рискуем навлечь «гнев» Николая Кузьмича и расписаться, как он выражается, в «безграмотности». Но, тем не менее, есть, кроме правил, и здравый смысл.

Известно, что военные не склоняют топонимы, а все их пишут в именительном падеже, дабы воевать грамотнее. Например: на реке Ока, а не на реке Оке, хотя ученику, по правилам, исправят ошибку и снизят оценку. Об этом и пишет Николай Кузьмич. Однако в Орловской области есть и сёла, и деревни, имена которых совершенно не подчиняются правилам русского языка. Например, моя родная деревня Редькино, всё по тем же правилам, должна быть «деревней Редькина».
 
Не совсем понятно, а как будет звучать в именительном падеже «село Смирных» Н.К. Кононова: Смирное? Смирная? Смирный? Смирной? Оказывается, официально данный населённый пункт именуется очень просто: село Смирные! В документах 19 века я обнаружил такое написание: с.Смирны. Согласимся: редкое название! Любопытно, что бывшее когда-то у села Смирные второе, церковное, имя дано так: Богородицкое тожь. Всё это заставляет нас, авторов, писать в заголовке так: «Неповиновение крестьян села Смирные…».
 
Во-первых, мы не будем вводить читателей в заблуждение, а во-вторых, заставлять их искать словари и часами докапываться до истины, а как правильно звучит топоним в именительном падеже?! В наш быстроменяющийся век мы должны беречь время своих читателей. И не следовать правилам, если здравый смысл против них. Понимаю, что я не переубедил Н.К. Кононова.  Но позволю, как выпускник Орловского пединститута по специальности русский язык и литература, высказать и своё мнение. Как говорил Чацкий из «Горя от ума» Грибоедова: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться!» Иными словами, правила по русскому языку тоже написаны не всё знающими учёными, и жизнь постоянно вносит свои изменения, в том числе, и в язык.

К тому же и сам автор, Н.К. Кононов, не всегда следует своему «принципу». Так на стр. 5 он пишет: «В шести верстах от большого однодворческого села Топков (Покровское) и в таком же расстоянии от крепостного сельца И.С. Тургенева Лутовиновой, располагавшихся на речке Топком Ржавце, находилось волостное село Смирные (Богородицкое), имевшее более 1000 жителей, волостное правление, школу, лавки и ярмарки».

Село называется Топки. В родительном падеже – Топков! Но почему же тогда автор не изменил и второе имя – Покровское на Покровского?! Не следует своим же правилам Кононов и в случае с сельцом Лутовиновой (надо: сельца Лутовинового!»
(Всё же слово «Топков», поставленное в родительном падеже, звучит не совсем по-русски. Сравни: Ливны – Ливен, ножницы – ножниц! Топки – Топок? Или: Топков?! Так что лучше всё-таки оставить так: «Мы не увидели села Топки!»

Далее. В моей книге «Малоархангельские истоки» (В.И. Агошков, 1999г.) на страницах 124 и 174 мы рассказали о неповиновении крестьян села Смирные помещику Киреевскому. Поведали об этом впервые в орловской практике, ссылаясь на книгу Я.И. Линкова «Очерки истории крестьянского движения в России в 1825-1861гг.» (Москва, 1952г). Дело в том, что все исследователи, кому я говорил о родственниках славянофила Киреевского, имевших земли и в Малоархангельском уезде, отнекивались, мол, это не тот Киреевский!
Точно так же, как не находят родства и между Киреевским, владельцем парка села Шаблыкино (или Шаблыкина?!), и Киреевским из Киреевской Слободы, что под Орлом.

 Пришлось сослаться на В.П. Семёнова, который писал о том, что село Богородское-Смирные тожь в 19 веке «принадлежало самому П.В. Киреевскому (1808-1856)». А в эпоху освобождения крестьян «имение Петра Вас. Киреевского принадлежало уже его сыну, Николаю Петровичу, владевшему здесь 4500 десятин земли. Смирные (Богородское) являлось волостным селением – центром Смирновской волости, имело более 1000 жителей, волостное правление, школу, лавки и ярмарки».

Как видит читатель, и у меня, и у Кононова почти похожий текст. И это неудивительно, поскольку мы пользовались одной и той же работой: «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Под редакцией В.П. Семёнова. С.-Пб, 1902г, стр.456». Но Н.К. Кононов свою работу написал в апреле 2002 года, а наша книга «Малоархангельские истоки» вышла в 1999 году. Николай Кузьмич внимательно читал наше издание, о чём мы и убедимся позже. Было бы справедливо приписать следующее: «О факте неповиновения крестьян села Смирные (Богородицкое. У меня – Богородское! – В.А.) сыну помещика и славянофила П.В. Киреевского впервые в орловской практике сообщил В.И. Агошков в книге «Малоархангельские истоки» в 1999 году». Или: «см. также книгу такую-то В.И. Агошкова».

Мы не собираемся брать то, что не нам принадлежит: Н.К. Кононов проделал большую работу по описанию этого самого «неповиновения», он пошёл дальше, впервые предложив читателям основательные сведения по данной теме из архива Орловской области.
*
см. ещё