Ни дать, ни взять

Валентин Губарев
Грамотные все нынче стали: читают, пишут, смотрят, все знают, все видят, все могут объяснить.

Но и я, как говориться, тоже не такой дурак, как это может показаться с первого взгляда. Я тоже парень не промах и меня на мякине не проведешь, стреляный я воробей, можно даже сказать - воробей с пулей в голове.

У нас, как известно, как и во всяком цивилизованном обществе,  есть средства массовой информации, сокращенно – СМИ. СМИ эти еще называют четвертой властью. Власть эта, та которая СМИ, держит нас постоянно в тонусе, чтобы, значит, не расслаблялись, время от времени подкидывает ужастиков. Но  держать народ постоянно в напряжении тоже не резон и поэтому между ужастиками вставляется что-нибудь светлое, радостное, обнадеживающее.

«По парку бегает маньяк с топором» - мне от этого заголовка страшно, бегу двери запирать на ключ. «По парку бегают полицейские и ловят маньяка с топором» - вроде бы обнадежили, но я все равно боюсь. С одной стороны этот бандит ненормальный еще не пойман, а с другой стороны полицейским тоже надо план выполнять. Кому-либо из них и попадешься. В парк я  - ни ногой.

По телевизору смотрю передачу про бабушку, которая держит в однокомнатной квартире 50 кошек и не дает жизни соседям. До того мне этих соседей стало жалко, ну просто комок к горлу. Хватаю топор и на улицу бежать готов – котов бабкиных кончать. Передачу до конца досмотрел, а там оказывается бабушка – добрая душа, кошки –белые и пушистые, а соседи – звери, а не люди. У меня опять слезы из глаз, опять я за топор – соседей бабкиных под корень выводить.

И вот так СМИ держат меня все время в напряжении. То лихорадку Эбола рекламируют, то приглашают в Африку по турпоездке; то к войне нужно готовиться, то навеки мир; то цены «взлетели», то зарплаты повысились; то ЕГЭ – это свет в конце тоннеля, то ЕГЭ – это дебилизатор подрастающего поколения. Пьешь этот компот из ужасов и радостей и только косточки из ушей успевай выбрасывать. Даже подумать некогда. За тебя уже подумали и решили, что хорошо, а что плохо.

И вот совсем недавно,  прочитав один заголовок я, вы не поверите, задумался.
«Региональная комиссия по противодействию коррупции обнародовала итоговый отчет за прошлый год. Средний размер взятки в регионе уменьшился в три раза. В 2014 г. он составил 60 тыс. рублей, что в три раза меньше, чем в 2013г.»
Я задумался вот почему: это хорошо или это плохо? Мне что делать? Радоваться мне, или негодовать?

С одной стороны,  вроде бы как бы и хорошо.  Взяточники стали брать меньшую сумму, значит, мне завтра надо будет вместо 180 тыс. рублей, взять с собой всего 60 тыс. Это же какая экономия!

Однако, все это подозрительно. С чего бы это взяточники так резко расценки снизили? Да еще в кризис! Цены взлетели до небес, зарплата и пенсия тоже соответственно правительством будут индексироваться, уголовное законодательство либерализуется, коррупционная технология отработана до совершенства и на фоне всего этого - взятки упали? Да еще и в три раза? Не доводите меня до смеха. Такого не бывает.

До «микрозаймов» мы уже дошли, так, чего доброго и до «микровзяток» доберемся. Я уже и лозунг придумал: «Пусть мало, зато на каждом шагу!»

Региональная комиссия явно перестаралась с цифрами. Будь цифры поменьше, ну скажем «средний уровень взятки понизился на 10%», это сообщение и никто бы и не заметил, и не задумался бы даже, радостей и ужасов и без этого хватает. А тут: «Со 180 тыс. рублей до 60 тыс. рублей!».

Я прямо бегаю по комнате, в одной руке у меня листочек с этими цифрами, в другой топор, дверь на ключ заперта, и я прямо не знаю, что делать-то?
Откуда они эти цифры взяли? Они что проводили социологический опрос среди тех, кто взятки давал? Кто сколько дал? Или, может быть, среди самих взяточников? Кто сколько взял?

Или это может быть уже по конечному результату следствия? Чиновника поймали за взятку и посадили. Затем поймали и посадили его преемника. Затем поймали и посадили преемника преемника. И выяснилось, что первый брал в три раза больше чем последний? Но это какой-то странный способ борьбы с взятками. А нельзя было изначально честного человека на это место поставить? Или честному на это место нельзя, ибо за это место нужно давать взятку?

А может это «завлекаловка» такая, типа скрытой рекламы? Дескать, господа, снижены ставки, просим так сказать поторопиться, пока действуют скидки.
А может быть это взяли статистику по пойманным взяточникам и высчитали средний размер всего ими взятого?

Но это вообще смешно. Какой процент от общего количества наркотиков, изымается правоохранителями из незаконного оборота? Хорошо, если десятая часть. Но разве можно по изъятому количеству сделать вывод - уменьшил каждый отдельный наркоман свою дозу или увеличил?  Наркоманы - это  больные люди, они не особо и скрываются. И выявить наркомана дело минутное.

А здесь идет речь о взятке, о процессе можно сказать интимном и творят его вовсе не больные люди. И выявить взяточника, а тем более поймать – это  может занять годы.

А тут – « в три раза!».

Вот пишу это и до сих пор не понял, радоваться, что «в три раза стал меньше» или огорчаться? Денег мне, конечно, своих, кровных, заработанных, жалко. И конечно, если люди знающие пишут, что три раза по 60 тыс., это лучше чем один раз по 180 тыс., я согласен. Комиссии ей сверху, конечно, виднее. Но все же, со своей прямо скажем, не очень высокой колокольни, мне сирому и убогому кажется, что так цифрами нельзя бросаться. Что будет, если завтра правительство объявит: «квартплата снижена в два раза!»? Люди не поверят и выйдут на улицы с плакатами « Вы что, издеваетесь?» Такие шутки даже на 1 апреля не рекомендованы, и так у всех нервы на пределе.

В древнем Риме порядки были еще те, скажу я вам. В войске древнеримском нельзя было  получить солдату заработную плату, если не отдаст он взятку казначею. И это было практически официально! Полководец Тит Флавий Сабин про то узнал и приказал все взятки уменьшить в несколько раз, иначе – голова с плеч.

Уменьшили. И что? Солдаты, узнав, что им не нужно копить деньги на взятки, напились и, по пьяному делу, сожгли одну из крепостей.

Ничего не напоминает?

И понятно, что кому-то из «регионалов» очень хочется выделиться, попасть, так сказать в рейтинги. Но «рейтинги» могут прислать комиссию, вот тогда будет - ни дать, ни взять. Аккуратнее надо с цифрами, аккуратнее….