Россия. Восток и Запад

Василий Мишаков
Принято считать, что Киевская Русь была языческой вплоть до 988 года, пока не состоялось её крещение, но это не совсем так.
Дело в том, что крещение 988 года было не первым, а уже ВТОРЫМ по счёту.  А первое состоялось ещё задолго до образования "официальной" Киевской Руси под управлением Рюрика. По летописной хронологии, в 882 году князь Олег, родственник Рюрика, захватив Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства, а язычеству ВЕРНУЛ ОБРАТНО статус господствующей религии, потому что Киев при Аскольде и Дире уже не был языческим. А перестал он быть таковым вскоре после 860 года, когда Русь провела первый известный поход на Константинополь. Согласно Повести временных лет поход этот возглавляли Аскольд и Дир. Вот после него-то и состоялось первое крещение Руси, известное благодаря византийским источникам. Тогда же на Руси возникла и первая епархия.
Христианство приняла правящая верхушка Киевской власти во главе с Аскольдом. Возможно, что захват Киева и убийство братьев Рюриком как раз и явились расплатой за принятое ими христианство. Но, тем не менее, от язычества, в конце-концов, потомки Рюрика отказались сами, без давления с чьей-либо стороны.

Крещение Руси, которое совершил правнук Рюрика, князь Киевский Владимир в 988 году, совершено было согласно строгим канонам единого и признаваемого христианами всего мира Символа веры. Церковь  тогда ещё была единой равноапостольской, т. е. не разделённой  на католическую и православную.
Символ веры – это краткое и точное изложение основ христианского вероучения.    Он постоянно уточнялся и редактировался вплоть до седьмого  Собора. Вероятнее всего, совершенствование его и уточнения продолжались бы и дальше, но седьмой Вселенский Собор  787 года (Никейский Собор, созванный при императрице Ирине, вдове императора Льва Хозара, состоящий из 367 отцов)  стал последним   в истории единой и равноапостольской  христианской церкви. Последующие Соборы проводились уже разделёнными церквями. Неизменным же с тех пор Символ веры остаётся и поныне только в догматах церкви Православной.
Первый в истории Христианской Церкви Вселенский Собор открылся 20 мая 325 года в Никее (ныне — город Изник на территории Турции), откуда и возникло название «Никейский» или «Первый Никейский Собор». А созван он был последним римским императором Константином I вынужденно, а точнее, с целью сохранения целостности  Империи, раздираемой спорами между христианами вокруг  «арианской ереси».
Чтобы положить конец раздирающим римскую церковь распрям, Константину пришла мысль о созыве епископов со всей империи и, даже, из других стран, в том числе из Армении, Персии, Скифии, хотя до этого соборы проводились исключительно поместные.
Итогом Собора были утверждённые единые и бесспорные основные догматы христианской  веры, получившие в дальнейшем ёмкое название – Символ веры.
Главной задачей создания Символа веры было единство в толковании всеми поместными соборами основных догм христианской веры.
 Что же касается самого учения Ария, которое и послужило главным поводом для созыва такого масштабного собрания христиан всего мира, то на нём, чтобы понять основную суть раскола церкви, следует остановиться отдельно.
Не секрет, что различные ереси соблазняли христиан и до Ария, но «арианство» отличалось от прочих тем, что искажало саму суть христианства и низводило его смысл до уровня остальных монотеистических религий.
Основоположником этой ереси стал александрийский пресвитер Арий. Он начал распространять мысль о  тварности  Иисуса Христа, т. е. утверждать, что если Христос, как и Адам,  сотворён Богом, то,  значит, также не может  быть равен и единосущен Всевышнему, а  только, как и человек,  подобосущен  ему, т.е.  лишь подобен его образу.
По версии  христианского учения, принятого до ереси Ария, Иисус – Святой Дух в равной степени со своим Отцом, всегда существовавший вместе с ним, однажды воплотился в человека  для того,  чтобы добровольно приняв смерть на Кресте, искупить ею человеческие грехи. Именно поэтому христианство и называется «религией искупления». В этом, по мнению христиан тогда ещё единой церкви, а сегодня – православия - и  заключается главный догмат веры и главное её чудо.
Только в искуплении (или очищении души верующего от грехов) христианская церковь и видела свою миссию, через учение об Иисусе, как посреднике  между Богом на небе и человеком на земле, способствовать  очищению человеческой души от греха и подготовке её к жизни вечной после смерти телесной.
Все же прочие трактовки  Иисуса, по их мнению,  ни чем не выделяли бы христианство  от остальных религий, в которых  и без того заложены все прочие,  схожие с христианскими,  моралистические установки.
По версии православия, не всепрощение Господа, а только искупление способно освободить душу от греха. Только оно, вместе с Откровением исповеди, отличало  христианство (а теперь православие)  от  иудаизма, ислама и всех остальных религий.
Однако Символ веры, принятый за основу на первом Вселенском Соборе Ария не остановил. И, вопреки решению Собора,  он продолжал утверждать на проповедях свою (отличную от официальной и общепризнанной)  трактовку его значения и роли для церкви Иисуса.
В среде отступников  его версия  набирала всё большую популярность.  Немаловажную роль в этом сыграло и то, что за свою ересь его даже не отлучили от сана и не лишили права проповеди.  Кроме того, популярности  его  трактовки способствовали выдающиеся ораторские способности и самого пресвитера. Главным его оппонентом выступал епископ Александрийский Александр.
Рассудить спорщиков решил Константин I, который не терпел раздоров в империи.
Любопытны в этой связи сохранившиеся высказывания Константина, которые характеризуют его отношение к этим противоречиям: «Ведь это же пустые слова, споры по ничтожному вопросу. Для умственной гимнастики специалистов, может быть, и неизбежны такие споры, но нельзя же смущать ими слух простого народа. Виноваты оба: и Александр и Арий. Один задал неосторожный вопрос, а другой дал необдуманный ответ».
Более того, император просил спорщиков: «Возвратите мне мирные дни и спокойные ночи».

Разве кто либо мог подумать тогда, что такой незначительный на первый взгляд  религиозный спор, однажды возникший в Восточной части Римской  Империи,  сначала приведёт к расколу Великой Империи на Восточную и Западную, а вслед за этим заставит поделиться  и всё остальное человечество на два  непримиримых лагеря под названием: Восток и Запад?

Сначала,  после смерти в 337 году Константина у Рима появляются два императора.  Аркадий в 394 году был объявлен правителем Востока, а Гонорий  в 395 году  - императором Запада Римской Империи. И на месте некогда могучей и обширной Империи сначала формально, а затем и фактически, рождаются  две новые – Римская, со столицей в Риме и Византийская, со столицей в Византии (Константинополе). 
Затем такое же деление в 1054 году  претерпевает и Христианство, разделившись на Римскую (или Папско-Католическую церковь) и Византийскую (или Православно ортодоксальную).

Поскольку Россия, в 988 году принимала крещение по Византийскому (православному) обряду, то продолжала этим традицию Восточного христианства, или православия. И уже, после падения Константинополя в 1454 году – она становится прямой династической и духовной наследницей Восточного Рима. Навсегда связав свою судьбу  с православием Византии, Россия противопоставила себя сначала Западной Римской Империи, а после её распада - и всей Западной Европе.
Так, вслед за Россией, в дальнейшем, и все остальные страны оказались  невольно вовлечёнными в этот глобальный религиозно-политический процесс  бесконечной и неуправляемой реакции деления мира, государств и народов на пресловутые геополитические понятия: "Восток" и "Запад".