Мой первый диагноз

Гарри Зубрис
А ещё был случай…


Меня распределили терапевтом в Днепровск. – Город на берегу реки, зелёный, уютный, чистый, приветливый… больнице – почти сто лет… коллектив – дружный… Иди и служи», – так напутствовал меня председатель государственной комиссии. – Всё образуется, пойди-ка в участковые терапевты, это будет тебе школой молодого бойца», – заключил главный врач.
…И пошла я на участок. Мой участок назывался Забалкой. Это просто часть города, а не предместье, а улицы – Нижняя, Причальная, Рыбная, Кривая, Грязная, Овражная… В каждом дворе меня встречали собаки. Я их не боялась, шла бодро им навстречу, выставляя свой портфель, – чаще всего кусали, повисая на нём, мелкие моськи, большие и грозные – свирепо полаяв, убегали в свою будку. Из первой зарплаты пришлось купить новый портфель, клочья старого не внушали доверия моим пациентам. А больные относились ко мне с доверием: десять – двенадцать вызовов – это норма. А попутные… – без них не обходился ни один день. А ведь ещё приём… – Ничего, – говорил зав. службой, – так закалялась сталь!
Мне никак не удавалось поставить диагноз. Особых показаний не требовалось: горло болит, температура, глотать не может… Ура – ангина! А вот художник Запрягайло… – рвота, голова болит, каждый раз показывает мне ведро, в нём кровь, ярче нашего переходящего знамени… – Это с утра, доктор, – трагически сообщает больной. И так день через день. Я роюсь в справочниках, штудирую симптомы и синдромы – и не могу поставить диагноз! Что за резервы в человеке и сколько в нём крови?..
А диагноз поставила санитарка тётя Муся, старенькая такая… Он пришёл на приём в галстуке-бабочке, закатил штанины до колена и стал требовать, что бы дали группу инвалидности, угрожая, что если не дадут – он не даст последнюю серию своих картин на всемирную выставку в Мадрид, где будет выставлен Гюго-сын и Дюма-дочь, о чём они ему сообщили. – Дочка, Вера Александровна, ему к психическому надо, а не к терапевту, – шепнула она мне. Таковы будни участкового терапевта. А скольким надо посочувствовать, выслушать скольких… – Не с кем, доктор, слово молвить, внучку просила: вызови мне доктора, что-то в ухе стреляет… А прививки! А домашний университет! А отчёт по профилактике гриппа и ОРЗ! Как тут быть с постановкой диагноза?
И вот однажды – а было это более 50-ти лет тому назад – срочный вызов! Качельная 119, – так и есть, в самой балке. Пунтеляк, 57 лет. Последний вызов всегда самый запутанный…
– Доктор, Вера Александровна, Кузя мой упал на ноги, дома его уже нету, отвезла скорая в Тропиновку вашу. Ноги, обе – болят, как зубы, да и температура – весь горит! Совсем весь заболел, я ему водки налила, а он – первый раз в жизни! – отказался... Увезли, бедолагу!
Пошла в отделение – узнать, что с больным, – мой, ведь, участок. Есть, лежит в нашей терапии. Спросила, смотрели ли больного? Да, говорят, смотрела сама Ольга Константиновна, заведующая. Хирург смотрел: не мой, – говорит, – пусть невропатолог думает… Травматолог сказал: не наш… Считаю пульс – тахикардия, температура почти 39, знобит, а главное – на ноги стать не может! Икроножные мышцы, как железом печёт.
…И вдруг вспомнился мне профессор Домрачёв, на лекциях он всё изображал в лицах – то как бы складывался калачиком, изображая позу больного в ознобе; то вертелся, как вьюн – малярийный озноб; то хватал себя за голени, едва не падая на пол… Что-то закралось в памяти…
Когда суммировали в ординаторской – тут и облитерирующий эндартериит, и полинейропатия, и радикулит, и костный mts, и… я робко так: лептоспироз… – Вот молодое дарование и диагноз уже поставило, – шепнула Нина Ивановна, зав. поликлиникой. Ещё кто-то что-то колючее добавил в мой адрес: где молодо – зелено…  Только Ольга Константиновна сказала:
– Нет, мы запишем и мнение Веры Александровны: «лептоспироз ? ».   
Позвонили в лабораторию, взяли кровь… Вскоре ответили: лептоспиры обнаружены! ЭТО БЫЛ МОЙ ПЕРВЫЙ ДИАГНОЗ!
А начмед больницы – фронтовик Матвей Бирман сказал на врачебной конференции: «Надо Веру Александровну переводить на работу в стационар». Его поддержал главный врач: «Она на участке два года закалялась, как сталь». Никто главному не возразил…