Тунеядцы - последний резерв нашей экономики?

Андрей Бухаров
«Штурмана народ хамский, до баб и зелья весьма охочий. Слова путнего не скажут, но драку завсегда учинят. Однако по знанию зело хитрых навигацких наук на ассамблеи допущены быть могут!».

(Изречение, приписываемое Петру Великому - волею судьбы и при всенародной поддержке первому императору России и ее "окрестностей").

Примерно полмиллиона граждан Республики Беларусь официально не заняты ни коммерческой, ни какой-либо другой трудовой деятельностью. Они не платят налоги и не участвуют в финансировании пенсий, пособий, больниц и школ, других социальных услуг, хотя беспрепятственно ими пользуются.

Декрет Президента № 3 "О предупреждении социального иждивенчества", названный в народе "налогом на тунеядцев", подписанный 2 апреля 2015 года, указывает обществу направление борьбы с тунеядцами.

Отныне для граждан Беларуси и постоянно проживающих в стране иностранцев, лиц без гражданства, участвовавших в финансировании госрасходов менее 183 дней в году либо вообще не отчислявших взносы в бюджет и соцстрах, установлен сбор - 20 базовых величин. Это 3,6 миллиона рублей, или среднестатистический подоходный налог с одного плательщика. Тех кто не будет уплачивать налог ждет принудительное трудоустройство.

Иными словами, в стране введена материальная ответственность за тунеядство.

Почему люди не работают?

Дело в том, что рыночная экономика и современное Белорусское законодательство не считают общественно-полезный труд обязанностью каждого трудоспособного гражданина.

Но современное состояние мировой экономики  все же заставляет государство идти на "нерыночные" меры - в принудительном порядке привлекать неработающих граждан к общественно-полезному труду, либо платить за "тунеядство".

Правда польза от принудительного  труда  весьма сомнительна, а получаемая "трудоустроенными" гражданами зарплата чаще всего символична.

Почему так происходит?

Дело в том, что сейчас  физическая сила и  простейшие трудовые навыки могут быть эффективно использованы только в современных технологических комплексах, причем основанных на непрерывном и опережающем мировой уровень инновационном процессе.

А кто у нас в стране отвечает за инновации?

Белорусский инновационный фонд, Государственный комитет по науке и технологиям, Академия Наук, Национальный центр интеллектуальной собственности, Республиканский центр трансфера технологий, которых, кстати о принятии Указа никто не информировал и их мнения по поводу тунеядства, угрожающего экономической безопасности страны не спрашивал....

Успехи этих уважаемых организаций впечатляют.

Белорусский спутник, построенный на нанотехнологиях "бороздит" околоземное пространство, белорусские трактора и автомобили знают, любят и уважают далеко за пределами страны, белорусские продукты питания с недавних пор стали эталоном качества на постсоветском пространстве.

Но, все ли у нас хорошо на все сто процентов? И почему вдруг появился такой "грозный" Указ?

Несмотря на прочный фундамент - работающую промышленность, дисциплинированный рабочий класс, большой отряд инженеров и специалистов, мы пока так и не научились плыть против течения мировой экономики,  склады многих предприятий, в том числе флагманов нашей экономики постепенно забиваются многомесячными запасами произведенной продукции...

Чтобы понять, как наша экономика может набрать силу в неблагоприятных условиях мирового рынка надо задать себе несколько вопросов,  ответив на которые мы неизбежно придем к успеху.

Почему "новейшее" технологическое оборудование закупаемое за иностранную валюту, как правило в кредит, нередко стареет едва успев выпустить первую продукцию?

Почему модернизация иного производственного предприятия, едва начавшись, больно бьет по карманам рабочих и специалистов на нем работающих?

Почему наши интеллектоемкие товары,  пока недостаточно широко востребованы на рынке?

Почему наши высококвалифицированные рабочие, инженеры и ученые часто норовят уехать на работу за границу, вместо того, чтобы трудится  на отечественных предприятиях?

Почему наши банки инвестируют только в иностранную валюту, а отечественные патенты на изобретения считают ничтожными "бумажками"?

Почему разработки государственных научных учреждений весьма слабо используются в народном хозяйстве, а нередко не используются вовсе?

Проще всего все свалить на "начальство" - оно "не видит, не понимает, не ценит"...

Но все ли зависит от руководителей?

Представим себе такую ситуацию.

Некий специалист, ознакомившись с указами Президента, определяющим направления инновационной деятельности и порядком поощрения авторов изобретений и прочих объектов интеллектуальной собственности, решил легально поправить свое материальное положение и помочь стране подав заявку на "прорывное" изобретение...

Первое разочарование ждет новатора в момент подачи заявки на изобретение в Национальный центр интеллектуальной собственности, оказывается, заявочная пошлина (50 долларов США по курсу Нацбанка) примерно равна среднему штрафу за мелкое хулиганство (от двух до тридцати базовых величин - от 300000 до 4500000 белорусских рублей).

Но и это еще не все...

Экспертиза изобретения и оплата выдачи пакета охранных  документов (патент на изобретение + свидетельство о регистрации товарного знака) гораздо больше, причем, если хулиган после уплаты штрафа может спать спокойно, то изобретатель обязан платить за свое "прегрешение" в течение долгих 20 лет, как за "особо тяжкое преступление".

По статистике в мире используется не более одного процента изобретений, поэтому, для гарантированного получения предусмотренных законом выплат, изобретатель должен трудиться не покладая рук на протяжении многих лет, при этом получение 100 патентов обойдутся ему даже без учета оплачиваемых ежегодно патентных пошлин в 75000 долларов США - это стоимость хорошего жилого дома или кооперативной квартиры в престижном районе. Если сравнивать с "налогом на тунеядцев", то это 300 лет непрерывного "тунеядского стажа".

С получением патента у новатора появляется исключительное право  использования нового технического решения, однако для реализации этого права, если конечно автор не зять, кум, сват или брат "большого начальника", надо найти   заинтересованное в инновации предприятие, располагающее необходимыми  материальными ресурсами и техническими возможностями.

Для этого у нас в стране существуют многочисленные научно-практические центры по различным направлениям науки и техники.

Они работают вполне успешно, задачи, которые они сами себе ставят, выполняются в полном объеме, выделенные финансовые средства "осваиваются" в них еще лучше. Но практическая отдача от работы этих центров нередко далеко отстает от потребностей нашей экономики.

Почему?
Да потому что существуют эти уважаемые центры вне отечественной экономики, новых сотрудников они не нанимают, а на предложения "посторонних" новаторов смотрят как на попытку лишения "куска хлеба" дружного "научно - практического" коллектива.

Куда мы можем зайти с такой "научно-практической" политикой?

Вот живой пример: Институт природопользования Национальной Академии Наук  Беларуси (бывший Институт торфа) и завод "Красное знамя", расположенный в Смолевичском районе Минской области.

Объединяет эти два юридических лица одна большая государственная научно-техническая проблема, сформулированная в государственной программе "Торф".

Казалось бы, программа просто обречена на успех - запасы торфа у нас в стране колоссальные, добыча его дело не слишком сложное, однако, Институт природопользования, который еще в 1938 году создал трактор, работающий на торфе,  с недавних пор превратился в "клуб пенсионеров, для тех, кому за семьдесят", вакансий в нем нет, несколько десятков патентов, полученных институтом, пылятся на полках Республиканской научно-технической библиотеки. В это же время, завод "Красное знамя", специализирующийся на производстве машин по добыче и переработке торфа, как и большинство наших торфопредприятий, давно и крепко "лежит на боку", так как заказов на его продукцию нет, как нет и инновационных предложений ни от инженеров предприятия, ни от государственных научных учреждений, ни от самодеятельных авторов.

Люди с дипломами и даже степенями, ежедневно десятки лет, ходят на работу, получают зарплату, а пользы для страны от них почти столько же сколько  от тунеядцев, в принудительном порядке привлекаемых к общественно-полезному труду...

Но не все у нас так мрачно.

Судя по размерам и обилию рекламы на улицах Минска и других городов, есть у нас отрасли, в которых все просто великолепно.

Какие это отрасли?
В первую очередь это коммерческие банки.

Получая кредитные ресурсы по ставке, близкой к ставке рефинансирования Национального банка, они выдают кредиты в несколько раз дороже, в результате чего, не напрягая ни мускулов, ни мозгов, не набив мозолей, банкиры имеют в своем распоряжении огромные финансовые ресурсы, причем, используют они эти ресурсы не самым лучшим образом - массово покупая иностранную валюту, чем повышают ее курс, тем самым  они фактически подпитывают наших конкурентов и усложняют жизнь отечественной промышленности и науке.

Неплохо живут и наши импортеры, ввиду недостаточного импртозамещения и высокого курса иностранной валюты они всегда имеют свою прибыль, то, что в результате миллионы сограждан, занятых в той же легкой или электронной промышленности теряют не только заработки, но нередко и работу, их не волнует.

Предложение преуспевающим бизнесменам "поделиться" с отечественными предприятиями, использующими местные ресурсы, давно и назойливо витает в воздухе...

Однако, как показал неоднократный опыт, "экспроприация экспроприаторов" в пользу не имеющих инновационной базы в виде тех же патентов, предприятий, ведет к большим материальным потерям, затовариванию складов, вынужденными отпусками "за свой счет" для квалифицированных рабочих и специалистов, превращающих их пусть на время, но в  "тунеядцев по совместительству".

Инвестор, посмотрев на складские запасы и на пустой инновационный портфель предприятия обычно говорит примерно так: "Вы сначала мне покажите что можете работать не только руками, но и головой, а потом посмотрим - таких как вы много".

Что же делать? Как выйти из сложившегося в последнее время экономического тупика?.

Думаю надо, для начала, покончить с "научно-практическим тунеядством".
Государство не должно ограничиваться выдачей охранного документа
на объект интеллектуальной и промышленной собственности, оно должно создавать такие условия, при которых все созданное отечественными изобретателями должно эффективно использоваться и приносить прибыль стране.

Государство должно наконец, понять, что изобретатель это не тунеядец и не хулиган, а соль нашей земли и основа экономики знаний.

Может быть стоит "именем научно-технической революции" обязать коммерческие банки признавать охранные документы, выдаваемые государством в лице Национального Центра Интеллектуальной Собственности, наряду с документами на квартиры, машины и иное имущество, предлагаемое в качестве залога для получения кредита?

Может быть стоит серьезным импортерам, часть своей прибыли инвестировать в инновационное импортозамещение?

Может быть стоит страховые компании заинтересовать в страховании инновационных проектов, основанных на изобретениях?

Может быть стоит научным сотрудникам научно-практических центров регулярно выступать перед трудовыми коллективами профильных предприятий, отвечая по существу на заданные вопросы, а также издавать результаты своего научного труда в научно-популярном (понятном всем) виде?

Может быть стоит средствам массовой информации больше внимания уделять отечественным "Кулибиным", пусть даже в ущерб криминальной хронике, развлекательным программам и рекламе?

Все вышеперечисленное не требует дополнительных  материальных затрат, не требует принятия новых законов...

Требуется только одно - заставить "научно-практических тунеядцев" работать на благо своей страны.

В противном случае судьба Беларуси может быть гораздо печальнее чем сегодняшние украинские реалии.

Я не случайно начал свою статью с изречения, приписываемого величайшему реформатору мирового уровня - Петру Великому.  Дело в том, что управлять страной и ее экономикой без "штурманов" - изобретателей, сегодня смерти подобно.

Поэтому, для начала, надо бы их допустить  на "ассамблеи" - дать им возможность своими разработками влиять на научно-техническую и экономическую политику страны и в первую очередь в вопросах борьбы с "тунеядством".....

Андрей Бухаров
Изобретатель, лауреат ВДНХ СССР