Запрос помощи и нищество

Гадаев Алексей Вениаминович
Язык запросов о необходимой помощи в содействии разнообразен и он касается длительности и размера. Говоря о сроках, длительности оказания помощи необходимо различать:
·безотлагательную,
·временную,
·запоздалую,
·кратковременную,
·незамедлительную,
·немедленную,
·неожиданную,
·неотложную,
·периодическую,
·повседневную,
·постоянную.
·Регулярную,
·своевременную,
·скорую,
·традиционную,
·экстренную.
Мы различаем размер и характер помощи. Она бывает: активной, безвозмездной, бескорыстной, бесценной, благодетельной, благородной, благотворительной, большой, братской, великодушной, верной, всемерной, всенародной, всесторонней, всеобщей, горячей, громадной, дармовой, даровой, действенной, действительной, деловой, деятельной, добровольной, доброхотной, дружеской, дружественной, дружной, значимой, значительной, изрядной, искренней, колоссальной, любезной, неоценимой, непосредственной, неумелой, огромной, основательной, полезной, посильной, разумной, результативной, самоотверженной, солидной, товарищеской, умелой, успешной, филантропической, энергичной, эффективной. Помощь бывает и неуклюжей, скучной, тяжелой, холодной. Помощь может быть агрономическая, психологическая, психиатрическая, ветеринарная, взаимная, военная, вооруженная, врачебная, государственная, гуманитарная, денежная, коллективная, материальная, медицинская, научная, научно-техническая, неотложная, общественная, посторонняя, практическая, скорая, терапевтическая, техническая, финансовая, хирургическая, шефская, экономическая, юридическая и т. п.
Что же называется помощью?
Гуманитарная помощь — вид безвозмездной помощи (содействия); средства для жизни, бесплатно распространяемые среди людей, охваченных гуманитарной катастрофой или стоящих на её грани.
Многие считают, что слова «меценат», «филантроп», «спонсор», «благотворитель» означают одно и то же. Однако это не так. Мы имеем в виду не столько происхождение этих слов, сколько их современное внутреннее содержание.
Слово «филантроп» произошло от греческого – «любить» и – «человек», им называют человека, занимающегося помощью нуждающимся. Филантроп – противоположность мизантропу, а филантропия – человеколюбие, забота об улучшении участи человечества.
Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах – то есть это совсем не благотворительность, а взаимовыгодный бизнес, вид рекламной деятельности.
Благотворительностью называется оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Древнейшей формой благотворительности является милостыня и помощь нищим, главным образом при церквях и монастырях.(74 – 8 гг. до Р.Х.) происходил из древнего этрусского воинского рода. Он был другом и приближенным императора Октавиана Августа. Не занимая никаких государственных должностей, Меценат выполнял для Августа важные политические и дипломатические миссии, частные поручения, вел переговоры, требующие предельного сосредоточения всех человеческих возможностей, и даже участвовал в заключении брака Августа со Скрибонией. Однако прославился он своим покровительством литературе и искусству. Он помогал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию и др., до нашего времени дошли и отрывки собственных сочинений Мецената. В них он предстает активным и сознательным сторонником монархии.
Со временем имя Мецената стало нарицательным – для бескорыстных покровителей науки, литературы, искусства.
В России меценатство имеет давнюю традицию. Помощь русских меценатов получали Г.Р.Державин, И.А.Крылов, И.П.Мартос, К.П.Брюллов, университеты и научные школы, Академия наук, отдельные научные проекты, экспедиции, музеи и театры.
Благодаря усилиям Н.П.Румянцева, выдающегося политического, военного и общественного деятеля, собравшего огромную коллекцию книг, старинных рукописей, географических карт, монет, медалей, возникла и существует ныне Российская государственная библиотека, был организован археографический кружок, в который входили такие известные историки, как Е.А.Болховитинов, А.Х. Востоков и др.
Имена русских меценатов XVIII-ХХ века известны каждому: Шереметевы, Бутурлины, Демидовы, Строгановы, Морозовы, Мамонтовы, Щукины, Третьяковы, Прохоровы, Солдатенков, Бахрушин, Штиглиц и многие другие. Они обогатили Россию, не только строя мануфактуры, фабрики, заводы, железные дороги, но и создавая театры и библиотеки, музеи и картинные галереи, собирая и передавая в государственное владение грандиозные коллекции, поддерживая ученых, художников и литераторов, Церковь и благотворительные учреждения, создавая достойные условия труда, обучения и здравоохранения народа, поддерживая доступные издания книг.
Меценатство в России получило масштабы, не сравнимые с никакими иными.
В наши дни смысл меценатства дополнен ещё тремя важными моментами:
– в отличие от филантропа, благотворителя, меценат не ограничивается разовой раздачей милостыни нуждающимся, он – создает вокруг себя среду активного творчества, делания добра, строительства, созидания, сам принимает участие в тех делах, в которые вкладывает средства: чтобы его вклад не просто один или другой раз облагодетельствовал человека, а начал самостоятельно работать на умножение блага;
– в отличие от спонсора, меценат не стремится получить выгоду от своей деятельности, и, если и сообщает о своих добрых делах, то не в рекламных целях, а с тем, чтобы вовлечь в делание добра как можно больше людей – разного достатка, разных возможностей – и таким образом, всех, кто окружает мецената и участвует в его деятельности, все крепче объединяет идея общего дела;
– в отличие от всех других видов благотворительности, (в особенности, в современной России) меценатство неразрывно связано с духовностью, оно функционирует на прочных морально-нравственных основаниях.
Волонтёрство
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат.voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности[источник не указан 855 дней] без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся. Такой бесплатный труд является разновидностью филантропии (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благоприобретателей — людей, природы).
Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).
Волонтёрская (добровольческая) деятельность ·добровольческая деятельность, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан;
·посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;
·помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;
·благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
·помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
·просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;
·благотворительные концерты и театральные выступления;
·экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоёмов;
·пропаганда здорового образа жизни;
·интернет-добровольчество;
·работа в технической поддержке;
·оказание посильной помощи органам правопорядка, пенсионерам, спасателям, медикам и т.п., например: участие в прочёсе местности при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т.д. К этому пункту относятся: ППД (Поиск Пропавших Детей), ПСО Экстремум (Поисково-Спасательный Отряд, г. Санкт-Петербург), Добровольцы КК (Красный Крест, г. Москва), ПСО ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА (Поисково-Спасательный Отряд,г. Москва) и другие,
·помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода.
·раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения
·работа по защите прав человека в области психиатрии (Гражданская комиссия по правам человека)
Волонтёрский труд не оплачивается. Волонтёры — не только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
Волонтёрство в развивающихся странах Многие международные волонтеры из развитых стран специально идут в развивающиеся страны для осуществления благотворительной деятельности. В настоящее время термин Волонтерство представляется как международное сообщество волонтёров (добровольцев). Волонтёры из развитых стран вносят свой вклад, свое драгоценное время и ресурсы для оказания посильной помощи развивающимся странам
Волонтёры рок-фестиваля «Остров»
В советское время по сути волонтёрской деятельностью могли считаться проводимые субботники. Изначально задуманную идею Пионерских рядов в современном понятии, также можно отчасти назвать волонтерской. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. Появились НКО — некоммерческие организации (организации, главной целью которых не является прибыль), которые занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием условий для добровольцев. Благодаря волонтёрским программам, добровольцы могут заниматься волонтёрской деятельностью не только в своей стране, но и за рубежом в специальных волонтёрских лагерях. Из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в то время, как во многих странах Европы, Азии и Америки волонтёрство является обычным явлением.
Согласно письму министра спорта, туризма и молодёжной политики В. Л. Мутко, «оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению молодёжи в социальную практику осуществляется по целевому показателю „доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодёжи (процентов)“, который на 2010 год установлен на уровне 11 процентов, а на 2011 год — 18 процентов», что определяется принятой правительством РФ стратегией развития страны до 2020 года. Согласно письму министра, предполагается массовая регистрация волонтёров на интернет сайте jabapoint.ru, с последующей выдачей «Личных книжек волонтёра».
Однако и сейчас в России существует несколько некоммерческих и негосударственных организаций, которые занимаются как организацией волонтерских лагерей на территории России, так и помогают соотечественникам найти проекты (краткосрочный, среднесрочные или долгосрочные) за пределами РФ. К ним, например, относятся Московская организация - World4U, Санкт-Петербургская - Чемодан добрых дел, и Нижегородская - Сфера. Существуют и узконаправленные организации, работающие только в определенном направлении, используя помощь волонтеров - к примеру, Фонд "За мир без наркотиков". Так же волонтеры различных конфессий, церквей и сект помогают нуждающимся: в области реабилитации наркоманов, системы исполнения наказаний, инвалидам, людям, пострадавшим в бедствиях.
После Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году, где было задействовано около 25 тысяч волонтеров, в России была создана Ассоциация волонтерских центров, объединившая уже 45 организаций.
Помощь
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/pomosch
Помощь - действия с целью облегчить кому-то решение ситуации или выполнение деятельности.
Виды и формы помощи
Основные виды помощи - житейская помощь и взаимопомощь, социальная помощь и реабилитация, социальная адаптация, психокоррекция,психологическая помощь,психотерапевтическая помощь, обучение и развитие личности.
Помощь может происходить в разных формах: как вмешательство, как содействие, как участие или поддержка. Участие и поддержка может быть информационной, психологической, материальной...
Помощь бывает не только полезная, но и вредная. Если я даю денег алкоголику-соседу - объективно, это помощь. А вот что будет в результате? Напившийся сосед, буянящий во дворе? Едва ли можно сказать, что это результат стоящий. Если к детям сиротам приезжают спонсоры и вручают детям дорогие подарки, дети-сироты формируют себе философию нищего и приучаются жить в формате паразита.
Помощь и личностные типы
Помощи просят, требуют и ждут Паразиты и Романтики (первые ждут для себя, вторые - для всего мира),Творец в основном сам творит помощь, Потребитель в помощи нуждается редко, но и редко помогает сам.
Романтик тоже помогает, разница между помощью Творца и Романтика в том, что Творец осознает ответственность за результат того, кому он помог: он помогает для достижения результата. Помощь Романтика - это бесконечно красивый жест, но если красоту отсеять и посмотреть сухой остаток- окажется, что он нулевой, Романтик помогает ради самого процесса помощи.
Обращение за помощью
Обращение за помощью - естественная часть отношений между своими в цивилизованных социальных и межличностных отношениях.
Принятие помощи
Для человека с больным самолюбием принять помощь - значит расписаться в собственной беспомощности. Люди с высокой самооценкой принимают помощь с благодарностью.

Философия нищенства
Самые привычные и понятные способы помощи людям - это, прежде всего, подарки, оплата развлечений и экскурсий и многие другие. Но вы когда-нибудь задумывались над тем, каковы отдаленные последствия таких подарков?
Давайте представим себе, как эту ситуацию видят нищие люди: они постепенно начинают понимать, что можно получать от мира блага не за что-нибудь, а «бесплатно», только за то, что ты бедный и нищий. Иногда нищество - это способ вышибать из мира средства. Такая стратегия жизни.
Постепенно у человека вырабатывается стиль поведения «я бедный», который помечен как «эффективный». Суть его состоит в следующем: ты демонстрируешь свою бедность, после чего просишь от мира : чего угодно (иногда денег, иногда возможность опоздать или не выполнить поручение, оправдание лени и безответственности:). Мир обязательно тебе это даст или позволит.
Теперь проследим, что происходит дальше. Такой человек начинает учиться или где-то работать в тех же стратегиях: я бедный, мне больше положено. Не за хорошо выполненную работу, а только за то, что я бедный.
Кто виноват в формировании такой стратегии поведения бедного? - Спонсоры? - Социальная ситуация, требующая от администрации подобных мер?
Мы считаем, что причина в кратковременности нашего внимания, видения. Мы думаем о «прямо сейчас», а прямо сейчас подарки нищим людям - это здорово. Как научиться думать про "значительно вперед"? Как должна быть устроена вся социальная сфера, чтобы работники были вынуждены (или хотели бы, могли бы) видеть далекие последствия своих действий?
Пока учреждения, работающие с проблемой социальной бедности, устроены так, что видеть далекое последствие своих действий: ни к чему. .
Итак: не нужно приучать бедные слои населения к подачкам и формировать тем самым психологию нищего.
Мы предлагаем обращать внимание на тот контекст, в котором бедный человек получает те или иные блага. Нужно понимать, как каждая ситуация выглядит со стороны бедного и пытаться представить, какие последствия для будущего ответственного за себя человека это может иметь.

Автор научной работы:
Москвина, Наталья Робертовна пишет:

Возвращаясь к актуальности нашего исследования, хочется отметить, что наличие нищих в стране - это тот индикатор, по которому можно судить о социальном здоровье общества. В докладах Римского клуба проблема нищенства обсуждается на одном уровне с проблемой экологического кризиса. Однако, следует отметить, что на мировой арене данная проблема обсуждается и отчасти решается в основном как экономическая, т.е. сводится преимущественно к проблеме голода. Так, на сессии ООН«Копенгаген +5», которая проходила в Женеве в 2000 году, было определено, что жизненный уровень ниже 1 доллара в день на человека определяется как нищета, а в интервале 1-2 доллара - как бедность [107, с. 12]. Если оттолкнуться от данного определения, можно предположить, что в России каждый второй человек является нищим. Однако, не все, имеющие доход ниже 1 доллара в день, стоят с протянутой рукой или проживают в ночлежках, для этого необходимы более веские причины. Одна из целей нашего исследования была показать, в чем разница между бедностью и нищетой, как социальными явлениями.
Для достижения поставленной в диссертационном исследовании цели нами был осуществлен исторический экскурс в проблему, рассмотрен генезис взглядов на феномен нищенства в России и за рубежом, а также проведен факторный анализ проблемы нищенства в современном российском обществе с целью выявления ее причин, и функциональный анализ жизнедеятельности нищих в условиях современности.
Генезис взглядов на проблему позволил автору сделать вывод, что первоначально нищенство оформилось как духовное явление, способ одухотворения социума, и лишь впоследствии оно переросло в социальную болезнь общества. Притом, в Древней Руси нищета была делом добровольного выбора человека, в то время как сейчас действует определенный социальный механизм всасывания человека на «дно общества». Современное нищенство мы определяем как крайне тяжелое социальное положение определенной группы людей, характеризующееся отверженностью обществом, лишенностью социальных ресурсов, устойчивых связей, утратой элементарных социальных навыков и доминантных ценностей социума. По сути дела, это положение социальной обреченности человека: психологическое состояние пауперов характеризуется нотой отчаяния и безысходности.
Главными особенностями современных российских нищих являются следующие: 1). однородность состава по таким признакам, как отсутствие постоянного источника существования, устойчивых социальных связей, утрата элементарных социальных навыков и доминантных ценностей социума; 2). высокая степень сплоченности между представителями данной группы, что формирует ее устойчивость во времени и в пространстве; 3). групповой эгоизм, проявляющийся в отчуждении от других групп и общества в целом.
Среди первоочередных причин, выталкивающих людей на «дно» общества, по результатам нашего исследования, выделяются нежелание трудиться и деградация человека в результате алкоголизма. Но, на наш взгляд, данные причины не могут возникнуть на пустом месте и существовать как первопричины, они обусловлены более глубокими внутренними преобразованиями в сознании людей. Труд как таковой утрачивает свою значимость в России в силу того, что не позволяет человеку реализовать более важные потенции человека: в сохранении статуса, достойного материального положения и творческой реализации.
Не менее важной является на сегодня и проблема утраты обществом здоровых семейных традиций, в то время как в условиях социально-экономической нестабильности, когда отсутствует четкая регламентация поведения, роль семьи в социализации индивида резко возрастает. Более того, многие беспризорники и малолетние проститутки являются жертвами именно семьи, самих родителей, выталкивающих их на паперть или на панель. Следует отметить, что семья играет адаптационную роль для человека и на более ранних этапах его существования: так, результаты биографического интервью выявили более половины нищих, у которых детство прошло либо в детском доме, либо на улице (беспризорные). Этот факт очередной раз подтверждает существенную важность сохранения внутрисемейных отношений для будущего положения детей.
Не последнее место в списке причин роста нищих в стране занимают и правовые факторы: юридические махинации с жильем и с имуществом граждан, когда человек в одночасье может превратиться из преуспевающего бизнесмена в нищего и бесправного изгоя. Все выявленные нами причины переплетаются в мощный взаимодетерминирующий узел зависимостей.
В соответствие с задачами нашего исследования, мы провели типологизацию нищих по эмпирически-выявленным критериям, с опорой на имеющиеся на сегодня и представленные всоциологиитипы нищих. В качестве базовых критериев, отделяющих различные типы нищих мы выбрали три группы индикаторов: социально-демографические показатели: пол и возраст; тип поведения нищего: демонстративный или скрытый, внешне не выдающий истинного положения человека; социальная опасность нищего, степень которой варьирует от угрожающей здоровью и безопасности населения до социально-индифферентной (пассивной). На основе перечисленных критериев мы выделили 9 наиболее типичных представителей социального дна:
1. «малолетние нищие», которые в большинстве случаев являются нищими «во втором поколении», копирующие поведение своих родителей, не способных дать им другой социальный опыт;
2. «беспризорники», главной особенностью которых является отсутствие четких ценностных ориентаций в обществе, что делает их максимально доступными для криминальной среды;
3. «малолетние проститутки», которые, в отличие от взрослых путан, оказываются на панели неосознанно, под давлением обстоятельств или по требованию родителей алкоголиков. Возврат таких детей в социум требует длительной социально-психологической реабилитации, включая серьезное медицинское лечение;
4. «иждивенцы», представленные зрелыми людьми, деморализованными в результате хронического алкоголизма, наркомании и прочих социально-психологических болезней и вынужденные прибегать к попрошайничеству как основному источнику существования; 5. «бомжи» - наиболее опасный тип нищих, агрессивность которых обусловлена, прежде всего, безысходностью их положения в обществе и продолжительным по времени ущемлением базовых социальных потребностей (в еде, тепле и пр.);
6. «изолянты», прикованные к постели или к инвалидной коляске, полностью оторванные от внешнего мира в лице общества и вынужденные терпеливо ждать «своего конца» в спецприемниках или домах-интернатах, находясь полностью на иждивении государства. Принадлежность этих людей к группе нищих обусловлена, прежде всего, их социальной изоляцией от общества, разрывом устойчивых связей с внешним миром; 7. «маргиналы», случайно оказавшиеся в нищенской среде и вынужденные приспосабливаться к новой социальной реальности. Они еще имеют объективные предпосылки к возвращению в социум;
8. «вынужденные нищие», представленные преимущественно пожилыми людьми, не имеющими поддержки от семьи и государства и, на этом основании, вынужденные прибегать к сбору милостыни, как источнику выживания; 9. «приличные нищие», которые, в отличие от «маргиналов», не имеют уже достаточного запаса физической прочности и надежды самим выбраться из подобной ситуации, однако, не потерявшие пока надежду на государство, т.к. обращаются за поддержкой в государственные благотворительные центры.
Не смотря на внешнее сходство с нищими (попрошайничество, демонстрация безысходного положения), в особую группу нами были выделены псевдо-нищие, занимающиеся попрошайничеством с целью наживы.
Что касается места нищих в социальной структуре общества, то здесь мы отстаиваем позицию, что нищие на сегодня - это определившаяся социальная группа, экономически не состоятельная в силу отсутствия постоянного заработка, со своей вполне сформированной субкультурой, политической ориентацией на абсентеизм и полной утратой профессиональной квалификации. Остановившись внизу на долгое время, нищие практически делаются жертвами личностной деградации. Кроме того, сегодня значительно сложнее выбраться из социальной ямы, определить восходящую социальную силу для людей дна. Катализатором процесса нисходящей мобильности этой группы людей главным образом выступают средовые факторы (как их назвала профессор Римашевская Н.), определяемые пониженным уровнем социальной поддержки (одинокие, пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки) и социальной изоляцией (беженцы, наркоманы, криминальные элементы).
Учитывая зарубежный и отечественный опыт в деле профилактики и устранения нищенства, а также особенности национального менталитета мы, попытались сгруппировать основные направления этой деятельности в единую концепцию. На первое месте данной концепции мы поставили необходимость определения статуса нищего через законодательное закрепление. Далее, следует необходимость духовного возрождения нищих, как людей с минимальным запасом прочности. Данную миссию, на наш взгляд, необходимо возложить на Церковь как источник духовности. Частная благотворительность, в данном случае может выступить в качестве дополнительного источника финансирования благотворительной программы. Здесь следует обратиться к опыту меценатства в России.
Особой статьей нашей концепции является подготовка специалистов, специализирующихся на работе с беспризорными детьми и нищими «со стажем». Это способствовало бы возможности безболезненной реабилитации нищих. Наконец, следует привлекать научных деятелей к процессу разработки и реализации социально-экономических программ по преодолению нищеты как социально-опасного явления.


Научная библиотека диссертаций и авторефератов