Дворик

Светлана Низова
         Пьеса « ДВОРИК»
Действующие лица:
Федор Ромашов – 27 лет, свободный художник
Маша – 20 лет, его жена
Васька – 25 лет, шофер
Дед Филипп – 83 года, ветеран
Анна Макаровна
Софья Федоровна пенсионерки
Никитична
Андрейка – 6 лет, внук Анны Макаровны
Гриша – 55 лет, внук деда Филиппа
Алиса – 23 года, дочь высокопоставленного чиновника
Кот Барсик
Три алкаша за столиком в центре двора
Жители
 
ДЕЙСТВИЕ 1
Спальный район далекого провинциального городка, похожий на множество таких же районов страны. Небольшой двор с покосившимися лавочками и деревянной детской площадкой. На одной из покосившихся лавочек сидят, подстелив газетки, Анна Макаровна, Софья Федоровна и Никитична. Вокруг бегают дети. Дед Филипп, оперевшись на палку, раскуривает папиросу.          В песочнице малыши отнимают друг у друга игрушки. С дерева на них пристальным взглядом смотрит кот Барсик. В беседке три алкаша отмечают удачный спил дерева под окном.
Софья Федоровна(толкнув в бок Никитичну) глянь-ка, опять Васька к Машке клеится.
Никитична. Да на шо эта Машка ему? Ни кожи, ни рожи да при муже.
Анна Макаровна(не сводя глаз с внука, сидящего в песочнице) Ох, была б я помоложе…Васька- паренек видный. Андрейка,(громко кричит) ну-ка вылезай из грязной песочницы. Эти противные дети тебя чем-нибудь заразят.
Голос из окна на третьем этаже. Сама противная!
Анна Макаровна.(грозит кулаком окну) Я тебе сейчас!
Андрейка(робко) Бабушка, можно я немного поиграю?
Анна Макаровна. Хватит, наигрался. Иди домой.
    Понурив голову,  Андрейка уходит.
Никитична. Макаровна, зачем ты так с дитём?
Анна Макаровна. Чтоб не вырос непутевым как папка его.
Софья Федоровна(согласно кивает) Сынок у тебя что надо. Где хоть он сейчас?
Анна Макаровна. А я почем знаю?
     Из подъезда быстрым шагом выходит Василий, едва не сталкивается с Федором.
Никитична. Сейчас начнется.
Анна Макаровна. И кина никакого не надо.
     Тихо. Бегают дети, на дереве только мяукает Барсик. Из открытого  окна первого этажа раздается звон бьющейся посуды.
Маша(выбегая из подъезда) убивают! Люди добрые, помогите.(прячется за дерево).
Федор(бежит следом) Будешь знать как родному мужу изменять! Ну и где ты? Боишься? Правильно, значит виновата.
Никитична. Федька, прекрати буянить. Дома разбирайтесь.
Федор. Молчи, старая. Я - художник, а она девка безродная.  Пригрел на свою голову.
Маша(стоя за деревом) Сам ты безродный. Это мои родители нам квартиру купили. И выставку тебе тоже они устроили.
Федор  Ах, вот ты где! (бежит к дереву)
Дед Филипп Сейчас побегают, потом подерутся, а завтра опять все по-старому. Вот помню я раньше, когда на Зинке женат был…
Никитична. Опять завёл. Зинка твоя сто лет назад померла, а ты всё одно: Зинка, Зинка… Нашелся тут герой-любовник. Поди вон к алкашам, им рассказывай.
Дед Филипп. Злая ты. И правда, пойду к ним.
      Федор по двору бегает за женой, уговаривая ее остановиться то кнутом, то пряником.
Федор. Стой, стерва. Все-равно поймаю. Машка, хватит от родного мужа бегать. Я тебя прощаю. Пошли домой.
Маша(не останавливаясь) Уйду от тебя, за Ваську пойду.
Федор. Никуда ты от меня не денешься. Люблю же тебя, дуру.
Маша. Правда любишь?
Федор. Люблю. Пошли домой, хватит людей смешить.
    Обнимаются. Запыхаясь идут домой.
Анна Макаровна. Что-то сегодня быстро. Обычно часа три бегают ругаются.
Никитична. Надоест так каждый день. И что им спокойно не сидится? Вот сели бы вдвоем, сериал включили бы. Сейчас такой хороший вечером идет. Вчера сто сорок восьмая серия была.
Софья Федоровна. Это который ненашенский? Я тоже его смотрю. Начнется чай скоро. Пойду.( скручивает газетку, уходит)
Никитична. Вот глупая. Сериалы ей всё подавай. Пошла бы лучше огурцы посолила. Дети приедут ведь на каникулы.
Анна Макаровна. Сама ж их смотришь.
Никитична. Так ко мне дети не приедут. Забыли уж про меня совсем.
     Алкоголики вместе с дедом Филиппом затягивают фронтовую песню. Из окон слышатся недовольные выкрики. Начинают выть собаки. К деду Филиппу подходит Гриша, хватает его за шиворот, волочет к подъезду.
Дед Филипп. Гришенька, отпусти, я сам пойду.
Гриша. Папаша, вы нам уже надоели. Жить спокойно не даете. Что же вам дома не сидится? Или в дом престарелых захотели?
Дед Филипп. Зятёк, ты чего? Я ж вам не мешаю. Дайте дожить спокойно.
       Пауза.
   Выходит Маша с тазом белья. Начинает его развешивать на веревках напротив подъезда.
Анна Макаровна (Маше) Ты смотри все вешела не завешивай. Я Андрейкины штанишки постирать сегодня хотела.
Маша. Всем места хватит.
Анна Макаровна. Эх ты какая! А если не хватит?
Маша. Значит завтра постираете. Ох, носок Федечкин где-то потеряла. Пойду искать.
Никитична(Анне Макаровне) Хорошая девка, не обижай ее.
Анна Макаровна. Да я ж любя. Кстати, Никитична, твой кот в моем огороде опять все цветы пожрал.
Никитична. Совсем с ума сбрендила? Мой Рыжик сдох еще на прошлой неделе. Как бы он пожрал? Это, наверное, Барсик. Во глянь по забору удирает.
   К лавочке подъехала черная блестящая машина. Из приоткрытого окошка высунулась Алиса.
Алиса. Здравствуйте. Не подскажете, где 21 дом?
Никитична. И вам не хворать. Отчего же не помочь такой красивой? 21 дом перед вами.
Алиса. А 35 квартира где?
Анна Макаровна. Первый этаж. Налево. А вы к кому будете?
Алиса. Художник там живет. Вот хочу его картины купить. Спасибо, пойду зайду.
   Уходит.
Никитична. Зарабатывают же люди на такие машины…А одета?! Макаровна, ты видела? Золото кругом. Вот купит его картины, богатым Федька станет.
Анна Макаровна. Видно и в этом недоросле талант крылся. Хотя…
   Быстрыми шагами Алиса идет обратно к машине. Уезжает.
Федор, (выглядывая из окна), Талант не продается! Даже вам!
Маша(где-то в глубине квартиры) Феденька, зачем ты так? Нам же нужны деньги. И нельзя таким людям отказывать.
Федор. (громогласно) Чтоб я, Федор Ромашов, самый гениальный художник 21 века продал картины этой шарлатанке? Никогда! Молчи, женщина. Я глава семьи!
     Снова тихо. Шелестят листья двух последних, еще никем не спиленных деревьев.
1 алкаш Давайте выпьем за то прекрасное дерево, которое загораживало жителям нашего двора свет и солнце.
2 алкаш. Эх, хорошо сказал.
3 алкаш Пусть земля ему будет пухом. Пьем, мужики, не чокаясь. Потом минута молчания памяти дерева.

ДЕЙСТВИЕ 2
Тот же двор. Вечереет. На лавочке, подстелив газетки, снова сидят Анна Макаровна, Софья Федоровна и Никитична. Кот Барсик растянулся у их ног. За столиком алкаши все еще поминают спиленное дерево. Андрейка каждую минуту подбегает к бабушке, уговаривая пойти на речку искупаться.
Анна Макаровна. Внучек, речка грязная. Потом придется опять мыть тебя.
Андрейка. Ну ,бабуля, пожалуйста.
Анна Макаровна. Нет. А не будешь бабушку слушаться, станешь таким же как твой папка. Ты хочешь быть таким как он?
Андрейка(подумав) нет
Анна Макаровна. А папка твой меня не слушал. Теперь где-то по миру бродит. Иди поиграй. Только не в песочнице. Не хватало еще заразу подцепить всякую.
      С огромным букетом цветов Василий прошествовал в подъезд.
Софья Федоровна. Опять к Машке.
Никитична. А он знает что Федя дома?
Анна Макаровна. Сейчас будет кому-то худо.
     Несколько минут тишины.
С грохотом с лесенок скатывается Федор, за ним, подгоняя, Василий.
Позади Маша. У нее на лице два синяка.
Васька. Будешь знать как на женщину руку поднимать.
Маша(оттаскивая Ваську) он меня не бил. Я сама ударилась.
Васька. Конечно. Об его кулак. Два раза.
Федор.(кашляя) не лезь в нашу жизнь
Васька.(пнув Федора) молчи пока хуже не стало.
Маша(нагибаясь к Федору) миленький, тебе больно? Может врача вызвать? Потерпи, сейчас домой придем, я тебя умою, всё перевяжу.
Васька. Маша, оставь его. Он тебя не стоит.
Маша. Уйди
Федор. Вдруг синяк будет?..Ко мне завтра журналист придет. Статья о начинающем талантливом художнике.
Васька. Да живите вы как хотите.
Уходит.
Маша уволакивает Федора.
Анна Макаровна. Опять бить ее начал
Никитична. Всяко в семье бывает. Меня Петька, покойный ныне, порой так поколачивал, неделю встать не могла. И ничего, жива пока. А уж вышла Машка замуж, пусть терпит.
Вздохнули
Никитична. Анна, ты когда лестницу мыла?
Анна Макаровна. Вчера вроде.
Никитична. Дура ты старая. Моя ж очередь.
Анна Макаровна. Это кто дура старая?
Никитична. Ты конечно. Не я ж.
Анна Макаровна. Я тебе за дурру старую сейчас покажу. Всё припомню. И как дочка твоя ненормальная сына моего баламутила. И как кот твой мои цветы сожрал.
Никитична. (вскакивает)Мой не жрал. А сына твоего и баломутить неча. И так идиот.
Анна Макаровна.(медленно поднимаясь) Молчи, старая. Андрейка!
   Внук не отзывается.
Андрейка, ну-ка быстро домой! Вечер уж наступил.
    Приходит мрачный Андрейка.
Андрейка. Баба, я гулять хочу.
Анна Макаровна. Я тебе сейчас так погуляю! Папка твой гулял да тебя нагулял. Марш домой
     Анна Макаровна хватает внука за руки, утаскивает вверх по лестнице.
Софья Федоровна. Пойдем, Никитична, комарья полно. Да и не произойдет ничего к вечеру-то.
    Уходят. Три алкаша, обнимаясь и держа друг друга, садятся на лавочку.
1.-выпить бы
2 .- только же пили
3. мало. Я тоже думаю - надо.
1.денег нет (глядит задумчиво на качели)
2.(напевает) эх, дал бы кто взаймы до следующей зимы да позабыл об этом.
1.мужики, а я ,кажется, знаю где денег взять…Металл еще принимают?
  Двор пронизывают крики из окон « Петя, домой», «Миша, домой», «Катя, уже поздно»
Луна…стрекот сверчков…три алкаша уволакивают качели…

ДЕЙСТВИЕ 3
Пасмурное утро. Двор. Мелкая изморось покрывает разбитые дороги. Между домами ходит Федор в поисках вдохновения.
Федор(бормочет) мне 27 лет. До сих пор начинающий художник. Неужели я бездарен? Нет, этого не может быть. Просто творческий кризис(смотрит на небо) Эй там, слышите  меня? Ангелы, пришлите мне хоть кусочек вдохновения! Молчат…Ну и молчите! Когда-нибудь я нарисую самую лучшую в мире картину. Но ведь для этого нужно, чтобы каждое утро начиналось прекрасно! А здесь(оглядывает двор) Васька заводит свой тарантас, Машка бежит снимать белье, бабки эти всё кропочут. Ох, не дадут они мне стать великим, не дадут!
   Подбегает Маша.
Маша.  Феденька, простудишься! Вон ветер какой и дождь. Пойдем домой. Я тебе покушать приготовила.
Федор. Оставь меня. Ты никогда меня не понимала.
Маша. Почему же? Объясни.
Федор. Я – художник. Понимаешь? Я – творческая личность! Мне нужна муза, вдохновение. ( подходит к Маше, начинает трясти ее за плечи). Какая из тебя муза? Где грация, легкость? Почему я каждое утро должен лицезреть такое уродство как  ты? Уйди(отталкивает Машу).
Маша. Феденька, я же все для тебя, любимый, делаю: работаю, по дому хлопочу. Ты только твори, рисуй.
Федор. Картины не рисуют. Их пишут.
Маша. Как скажешь. Пиши. Пойдем домой.
Федор. Иди. Приду скоро. Не зли меня.
Маша уходит. Федор продолжает бродить размышляя. Прямо к нему подъезжает машина. Из нее выходит Алиса.
Алиса. Привет, гениальный художник.
Федор. (высокомерно) здравствуйте.
Алиса. Ты чего какой пасмурный?
Федор. Мы разве на «ты»? И вообще, я с вами не хочу разговаривать!
Алиса. Это почему?
Федор. Как будто не понимаете…Вы меня унизили и очень сильно.
Алиса. Чем же? А, поняла! Мало денег, наверное, предложила за твою мазню. Так она дороже и не стоит, хотя могла бы.
Федор(заинтересованно) В смысле?
Алиса. Твои картины можно продавать очень дорого. Если захотеть. Если я захочу.
Федор. А ты захочешь?
Алиса. Может, но тебе для этого надо постараться. Сделаешь что говорю  и будешь великим. А если нет, то твоя Машка и дальше будет стирать тебе носки под краном.
Федор. Что надо делать?
   В это время на улице появилась Анна Макаровна с внуком, Никитична и Софья Федоровна. Они как бы случайно начали прогуливаться около Федора и Алисы.
Алиса. Женись на мне.
Федор. Зачем?
Алиса. Много причин. Основная – мой папа хочет, чтобы я вышла замуж за приличного интеллигентного человека. Во-вторых, ты мне понравился.
Федор. А мое мнение интересно?
Алиса. Честно говоря – не очень. Или ты соглашаешься и у тебя будет всё, или я уезжаю и оставляю тебя на растерзание соседей. Они (огляделась)уже заслушались.
Федор. А можно подумать?
Алиса. До завтра. Пока.
   Алиса уезжает, Федор уходит домой, Анна Макаровна, Софья Федоровна и Никитична садятся на мокрую лавочку, подстелив газетки.
Софья Федоровна. Он точно согласится.
Никитична. Еще бы! Такая деваха.
Анна Макаровна. И бог с ним. Одним дураком во дворе меньше будет.
     Софья Федоровна и Никитична согласно закивали. Подбегает Андрейка, дергает
Анну Макаровну за рукав.
Анна Макаровна. Чего тебе?
Андрейка. Бабушка, качели пропали.
Анна Макаровна. Ты чего за ерунду говоришь? Как они могли пропасть? (оглядывается) ох, и правда!
Никитична. Наверное, эти трое утащили да пропили.
Андрейка. Значит можно в песочницу? Там все-равно никого нет. Пожалуйста.
Анна Макаровна. Ладно, иди. Только недолго.
 Довольный Андрейка убегает.
Софья Федоровна. Появятся эти трое тунеядцев – получат. Сначала ящики почтовые уперли, теперь последние качели у деток уволокли.
   С дерева прямо в лужу перед лавочкой прыгает кот Барсик, обрызгав сидящих удирает. С криками «стой, окаянный» пенсионерки устремляются за ним.
ДЕЙСТВИЕ 4
День. Из-за облаков выглядывает солнце. Поют птички. Кот Барсик, лежа в кустах, пристально наблюдает за бабочкой. В песочнице копошатся дети. В беседке три алкаша поют заунывные песни. Маша вешает белье. Дед Филипп курит на лавочке.
Дед Филипп. эй, Машка, подь сюды.
Маша подходит.
Дед Филипп. Скажи мне, девонька, зачем тебе этот Федька нужен? Ты вона какая видная! Да и Васька бегает с цветами каждый день. Неужель не люб он тебе?
Маша.  Вася-то хороший. Но Федя без меня пропадет. Пить начнет, рисовать не будет. Жаль мне его.
Дед Филипп. Послушай меня, девонька. Я давно живу, многое видел. В войну дело было. Наказ у командира был всех испугавшихся и  повернувших назад стрелять. Своих стрелять, между прочим. Рванули мы в атаку. Страшно – жуть. А мы молодые, зеленые, как ты сейчас. В полку нашем парнишка был. Совсем юнец. Не знаю как его на фронт взяли, школу даже не кончил. Он сначала впереди всех побёг. А как танк фашистский увидел, так назад и бросился. А наказ есть наказ. Командир стрельнул, попал. Парнишка упал, задергался. Жаль его. Но вперед ведь надо. К победе. Оставили его там.
Маша. Дед Филипп, зачем вы мне все это рассказываете?
Дед Филипп. Это я к тому, девонька, что как бы жаль не было, тебе вперед надо, к счастью. А Федька назад тебя тянет. Вот оставь ты его, дальше иди. Ты молодая, красивая, все у тебя будет.
Маша. Добрый вы, спасибо. Пойду, а то обед скоро, Феденька проголодался уж.
Дед Филипп. Эх, девонька. Зря ты молодость губишь и любовь не видишь.
Выходит Гриша.
Гриша. Папаша, вы чего здесь?
Дед Филипп. А где мне быть? Вот курю сижу, никому не мешаю.
Гриша. Сегодня к нам из местной газеты приедут, про жизнь ветеранов писать. Подите домой, переоденьтесь. Не надо нас позорить, а то подумают, что мы совсем о вас не заботимся.
Дед Филипп. Я ж вроде и так хорошо одет.
Гриша. Это была не просьба. Идите, папаша. И еще, не вздумайте чего ляпнуть, а то я вам такую жизнь устрою…
Дед Филипп. Зятёк, ты о чем?
Гриша. Идите, идите. Это я так, сам с собой.
Уходят
Из беседки доносится : « мы еще, мы еще повоюем».
1 алкаш. Жалко деда.
2 алкаш. Да…хороший он. Не обижает никого, а с пенсией и бутылку может поставить. Гришка совсем его достал. Туда не ходи, сюда не ходи.
3 алкаш. Всё грозится его в дом престарелых сдать. А дед уж молчит, смерти ждет. Чего ему переживать-то? Все равно недолго осталось.
1 алкаш. Да брось ты. Он еще нас всех переживет. А давайте за него выпьем и споем что-нибудь фронтовое, берущее, так сказать, за душу.
   Пьют, почему-то не чокаясь. Затягивают «мне кажется, порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…»
     В окне первого этажа появляется Маша.
Маша. Заткнитесь, творить человеку мешаете.
1 алкаш. А Федька твой не мужик что ли? Сам сказать не может?
Федор(из глубины комнаты) Я сейчас выйду и покажу кто мужик.
Маша. Любимый, не надо. Ты для меня и так самый лучший, самый сильный и храбрый. Рисуй.
Федор. Я не рисую, я пишу.
2 алкаш. Машка, ты чего его защищаешь? Он только бабу ударить может, а на мужиков смелости не хватит.
Федор выбегает на улицу, за ним Маша. 1 алкаш не торопясь подходит, толкает Федора, тот падает.
1 алкаш. А я чего говорил? Слабак.
Маша помогает Федору встать, уволакивает домой.
Федор (вырывается и бежит обратно) Я тебя потому не ударил, что я творец. Мне руки беречь надо.
1 алкаш. Если руки бережешь – ногой ударь.
Федор обиженно удаляется.
ДЕЙСТВИЕ 5
Вечер. Смеркается. Пустынный двор. Анна Макаровна идет из магазина с двумя сумками. Позади бредет Андрейка. В беседке спят три алкаша. Из некоторых окон доносится музыка. В углу двора стоит черная машина. Около нее с тонкой сигареткой ходит Алиса. Из подъезда выходит Федор с чемоданом. За ним бежит Маша.
Федор. Отстань, дура. Я от тебя ухожу.
Маша. Феденька, не бросай меня. Я без тебя жить не могу.
Федор. А я с тобой не могу.
Маша. (падая на колени) Я люблю тебя.
Федор. Зато я тебя не люблю. И встань ты с земли, не позорься.
   Подходит Алиса, берет Федора за руку.
Алиса. Ну что, решился?
Федор. Конечно. Вперед к светлому будущему.
Алиса. Умничка. Прыгай в машину.
Уезжают, Маша долго бежит за машиной, потом садится на землю и плачет.
Анна Макаровна подходит к Маше.
Анна Макаровна. Брось реветь. Такого идиота потеряла, тоже мне трагедия.
Маша. Я люблю его.
Анна Макаровна. Ничего, пройдет. Он ведь тебя, дуру, бил постоянно.
Маша. За дело значит бил.
Анна Макаровна. Встань, иди домой и успокойся. И хуже в жизни бывает.
 Маша, шатаясь, уходит. Через пару минут возвращается на лавочку около подъезда.
Маша. Не могу я дома, там его картины.
Анна Макаровна. Ты посиди, поплачь. Легче станет. Андрейка, бегом домой. Темнотища-то какая уже.(уходит)
   Держась за перила, без палки, спускается дед Филипп. Садится рядом с Машей.
Дед Филипп. Ревешь? Ну реви. Всяко бывает. А бросил – значит не любил.
Маша. А вы когда-нибудь любили?
Дед Филипп. Конечно. Еще как! Зинка у меня первая красавица была, и любила меня крепко, письма на фронт посылала. Даже стихи. Я одно до сих пор с собой ношу. Сейчас тебе почитаю.
Достает старый пожелтевший кусочек бумаги, сложенный треугольником.
Темно, вижу плохо. Ну ничего, я наизусть помню. Слушай.
 Я тебя никогда не забуду,
Даже если никто уж не ждет
Ждать хоть строчки письма я буду
Пусть сквозь годы оно придет.
Буду помнить нежные руки,
буду помнить задумчивый взгляд
как бродили мы в скуке
всего лишь несколько лет назад.
Маша. Красиво. Я Феденьке тоже стихи посвящала, а он мне картины.
Дед Филипп. Не грусти, все пройдет. Перемелется, мука будет.
Маша. Ничего уже не будет без Феденьки. Как же я жить-то буду?
Выходит Гриша.
Гриша. Папаша, вы уже достали. На часы посмотрите! Спать вам пора.
Дед Филипп. Не ругайся. Я девушку вот поддержать вышел.
Гриша. Не маленькая. Саша себя поддержит. Пойдемте.
ДЕЙСТВИЕ 6
6 часов утра. Трава окутана росой и туманом… все жители высыпали на улицу.
Анна Макаровна. Я что-то пропустила? Скажите, что случилось?
Софья Федоровна. Вверх глянь.
Анна Макаровна. (подняв голову) О Господи!
Маша стояла на крыше, широко раскинув руки.
Никитична. Машка, спускайся!
Софья Федоровна. Не дури, девка.
Анна Макаровна. А Васька где?
Гриша. Дрыхнет наверное.
Дед Филипп. Мне кажется он придет.
Гриша. Папаша, не мелите чушь. Не придет. Мы не в плохом кино. Хотя всего три этажа в доме. Не убьется. Руки ноги поломает и всё.
Никитична. Заткнись, малохольный.
Софья Федоровна. Машка, ну-ка спускайся.
Маша стояла не отвечая.
Гриша. Гляньте ка, бежит наш принц.
По двору мчался Васька.
Софья Федоровна. Васечка, миленький, сделай что-нибудь.
Васька(подняв голову) Вот дура. Маша, это я, слезай. Я же люблю тебя. Если прыгнешь я прыгну следом.
Никитична. Мы ее отвлечем, а ты попробуй подняться к ней.
Васька. А если не успею?
Никитична. Беги.
Анна Макаровна. Машенька, не спеши. Подумай. Ты же молодая, мужиков еще много.
Гришка. Вон Васька лезет. Жаль не услышим что он ей говорит.
Никитична. В любви, наверное, признается.
Все замерли в ожидании. Прошло 10 минут. Маша стояла не шелохнувшись. Васька почти дошел до нее.
Гриша. Не послушает она его.
Дед Филипп. Послушает.
Гриша. Почему?
Дед Филипп. Увидишь.
ДЕЙСТВИЕ 7
Полдень. Двор. Дорога усыпана еловыми ветками. К двери подъезда прислонена красная крышка гроба. Анна Макаровна, Софья Федоровна и Никитична в черном. Плачут.
Анна Макаровна. Жалко.
Никитична. Хороший человек был.
Софья Федоровна. Мог бы еще пожить.
 Из подъезда вышли Маша с Васькой.
Маша. Хороший дед был.
Васька. Да. Добрый. Никому зла не желал.
Анна макаровна. Всё меньше стариков остается, а вы, молодые, дурные еще.
Маша. Ну ничего, все еще впереди. Мы исправимся.
Софья Федоровна. Пора бы. А то снова на крышу понесет.
Васька ну хватит. Дело прошлое. Она больше не будет. Я не позволю.
Послышались звуки помина. Все замолкают.