Ноктюрн

Ирина Горностаева Марта Логвин
Вы знаете, какое самое сокровенное желание у студентки, проживающей в общежитии? Ни за что не догадаетесь! Остаться одной. Чтобы вокруг никого не было, ни души. И чтобы была тишина, и можно было  предаться собственным мыслям.
Общага гремит, курит, ходит друг к другу в гости, варит на одной кухне, стирает в тазиках, общается на лестницах… Как в этой куче мале можно еще и учиться, - один бог знает. Но Варя учится.
Она живёт в одной комнате с англичанками. Считает, что ей  повезло. Девчонки целыми днями зубрят латынь, немецкий, французский, конечно же – английский, а еще медицину. Даже когда идут прогуляться по улицам города, берут с собой тетрадки и делают уроки, проверяя друг друга.
И всё равно Варе хочется вырваться из гудящего студенческого улья, затихающего только ночью.
- Ты выйдешь за меня замуж?
Вопрос Андрея застал девушку врасплох.
- Да, конечно.
Это она умеет – он  понял, что Варино «да» на самом деле – «нет». Замолчал - обиделся, наверно. Она переводит разговор на другую тему. Им хорошо вместе. Андрей – её друг, но она не собирается выворачиваться перед ним наизнанку, исповедоваться, говорить о своих чувствах. Зачем озвучивать то, что и так понятно?
Она не знает, что он думает о них, о её нежелании  вступать с ним в романтические отношения. Как можно подменять чувства имитацией? Она честна перед Андреем. Их дружеские отношения так далеко зашли, так укрепились, что даже мысль об интиме уже невозможна. Инцест какой-то.
Не хочется об этом думать. Андрей вспоминает о неотложных делах, и Варя вновь сливается со студенческим муравейником.
Андрей – местный. У него прекрасные родители: мама – бухгалтер, папа – краснодеревщик, младший брат-старшеклассник. На майские праздники Андрей пригласил девушку в свою компашку. Все ребята и девчонки с его, четвертого  курса, и только Варя – первокурсница.
Было здорово. Сначала пили чай у него дома. Парни играли в пристенок. Просто так, не на интерес. Варя листала какую-то книгу, когда Андрей схватил её за руку и буквально потащил в соседнюю комнату, где ребята бросали чеку прямо в оклеенную обоями стену.
Играли двое. Худенький парнишка и крепкий парень, который стоял на коленях.
- Варя, какой у тебя рост?
-Метр пятьдесят.
- Валерка,- обратился Андрей к богатырю, держащему в огромной руке маленькую металлическую пробку,- а в тебе сколько роста?
- Два метра.
-Варя, встань рядом.
Варя вытянула руки  по швам и поравнялась со стоящим на коленях Валерой. Он тоже на несколько секунд выпрямил спину. Андрей восхищенно произнёс:
-Ребята, вы наравне!
Развлечения продолжались. Андрей демонстрировал фокусы, все смеялись и ахали, но Варе было скучно. Она никогда не любила фокусников. Потом девочки уединились и стали болтать о том, о сём, а Андрюха начал водить Варю по квартире и рассказывать о своей семье.  Её воображение рисовало картины счастливой жизни.
Отец Андрея учил сыновей своему делу. Мальчишки собирали из кусочков дерева симпатичные панно с изображениями животных, кораблей и берёзок. Как рассказал Андрей, на юбилей свадьбы отец сделал жене подарок своими руками – плательный шкаф. Такой, какого нет ни у кого. Дверцы украшены рисунками из сборного дерева. Медовый цвет досок подчеркивает то тепло, которое вложил в свою работу мастер.
Варя замерла в восхищении. Она всегда любила, когда люди делали  что-то своими руками. А тут – настоящее произведение искусства.
Андрею было приятно, что девушка оценила талант его отца и  ту душевную атмосферу, что сложилась в их доме. Всё это было ей близко и дорого, но стать частью этого мира? Нет. Не хватало главного аргумента – любви. Не дружбы, а именно любви.
Вечером вся компания пошла гулять по улицам города. Весенний воздух пьянил молодые головы. Настроение поддержала гармошка, которая играла на центральной площади. Не смотря на то, что студенты были воспитаны на роке, простоватая мелодия, созвучная с их настроением, захватила молодых людей. И они пошли танцевать кадриль.
Андрей, занимающийся бальными танцами много лет,  пригласил в  круг Наташу, тоже танцующую профессионально. Видно решил  показать себя во всей своей красе перед Варей и друзьями. Остальные ребята просто выделывали какие-то па, которые подсказывала им музыка и собственное тело.
Варя не успела оглянуться, как её маленькая ручка оказалась в большой руке Валерки, и они закрутились в танце, счастливые, молодые, беспечные.
Но развернуться их паре не дали. Музыка застряла на какой-то ноте. Варя с Валерием разочарованно оглянулись на гармониста. Мужичок, окруженный друзьями, вытаращив глаза и открыв рот, смотрел в их сторону.
Тут девушка поняла, что в танце она проходила аккурат под Валеркиным локтем, не задевая его. Это было смешно – Пат и Паташонок. Но у мужчин другая логика.
Они окружили парня с девушкой и один из них сдавленным голосом произнёс: «У вас хорошие дети будут…» Тут до Вари дошло, что мужики приняли их с Валерием за влюбленных. Ей стало неловко, а Валерка гордо ответил: «Да, дети у нас будут!»
Но они, сами еще наполовину дети, мало думали о серьезных вещах. Весна кружила голову, хотелось дышать полной грудью, бегать, прыгать, хохотать и кружиться. Что они и делали. Их шумная ватага выкатилась на берег реки. Но вода была стылой, и парни побоялись купаться. Но зато взахлёб вспоминали, как открывали сезон на первое мая прошлого года.
- Тебе понравились мои друзья? – Спросил Андрей на следующий день.
- Да, классные ребята.
Он продолжал наступление. В  один из дней потащил в какой-то переулок.
- Смотри!
Она впервые видела сакуру.
- В нашем городе всего три дерева. Это самое красивое, - сказал Андрей и они стали смотреть на розовое облако. А Варя подумала, что это замечательная черта – устраивать чудеса из ничего. Её друг обладал таким талантом.
Но это не сближало их ни на йоту. Всё оставалось как прежде. Любят не за что-то. Любят потому что просто любят. Это высшая химия и физика. Между ей и Андреем их не было. А они слишком дорожили друг другом, чтобы перевести свои отношения в другую плоскость. Всё сразу могло рухнуть.
Но Андрей не сдавался. Через неделю он вновь стоял на пороге её  комнаты в общежитии.
- Варя, я хочу пригласить тебя к своему другу Саше.
- Ну, зачем…Мне туда не хочется. Давай просто погуляем по набережной.
Девушке не хотелось к Саше. Парень собрался жениться, и друзья вечно являлись не вовремя. Их встречала растрепанная парочка и  смятая постель.
По недовольной гримаске и сморщенному носику Андрей прочел Варины мысли.
- Я знаю, о чем ты думаешь, но уверяю – этого не будет. Мы придем и уйдём. И ты не пожалеешь.
И она поплелась за Андреем. Конечно, Варе хотелось вырваться из муравейника общаги, но не в сторону без пяти минут жениха Саши, поющего брачные песни.
Хозяин открыл дверь, и друзья вошли в дом.
- Мы ненадолго. Сань, сыграй нам ту свою вещь. Помнишь?
Гости расстегнули куртки и сели на табуреты, принесенные хозяином с кухни. Сам он сел перед ними с гитарой.
Наверно, девушка выглядела очень напряженно, и Андрей, повернувшись к подруге, заверил: «Тебе понравится».
Зазвучала музыка. И тут всё вокруг куда-то исчезло, растворилось. Остались струны, длинные пальцы музыканта, небесные звуки и её сердце…
Когда гитара замолчала, Варя вернулась в неуютную комнату Сашки. Андрей взял её за руку и повел к двери. Они вышли на улицу и долго шли молча. Затем, когда потрясение прошло, Андрей сказал:
- Это происходит со всеми.
- А музыка…Чья она, кто автор?
- Саша.
Вот так. Мы часто даже не подозреваем, какой блистающий мир спрятан за неприглядным фасадом или внешностью. И хорошо, если найдется некто, кто откроет для нас тайную дверцу, ведущую к счастью.
Но это было счастье её личных переживаний. Андрей всё равно находился в параллельном мире. И с этим надо было что-то делать. Он не хотел быть просто другом.
Летом он повел Варю на танцплощадку в парк. Варя засмущалась, ведь Андрей – профессиональный танцор.
- Я не умею.
- Ничего, я научу тебя.
Они стали танцевать медленный танец, но через какое-то время Андрей в недоумении остановился.
- Я ничего не понимаю!
Они снова стали танцевать, и тут он возмутился:
- Варя, да ты водишь! Но это должен делать я! Я – мужчина. Расслабься. Подчинись мне.
- Я не могу.
Пара вышла из парка, когда зажгли фонари. Прекрасный летний вечер собрал на центральных улицам много гуляющих. И вдруг из толпы отделился молодой человек и направился к девушке.
- Здравствуй, Варя.
- Здравствуй.
Она познакомила ребят, те пожали друг другу руки и взглянули друг другу в лицо. И каждый подумал одно и то же: «Что она в тебе нашла?»
Однако Андрей остался, а тот – другой ушёл.
Варя спокойно попрощалась с парнем и повернулась к Андрею:
-Это мой школьный товарищ.
А про себя подумала: «Да-да, такой же друг, как и ты, с такими же желаниями и амбициями».
Ситуация разрешилась, когда Варе поручили написать статью для  институтской газеты об ансамбле, где танцевал Андрей.
Сам он выступил в роли консультанта и с удовольствием отвечал на вопросы Вари. И тут она спросила:
- А кто эта девушка?
- Какая?
- Та, что танцует с твоим приятелем.
- Ира. Она тебе нравится?
- Очень интересная девушка. На твоём месте я обратила бы на неё внимание.
-  Ты так считаешь? – Взгляд Андрея изменился. Погрузившись в мысли, он долго смотрел на стройную блондинку, которая легко кружилась в танце. И даже не заметил ухода своей подруги.
Больше Андрей не приходил к Варе. Через полгода она узнала, что он женился на Ирочке. Но живут они плохо. Андрей оказался страшным ревнивцем и изводил молодую жену подозрениями.
- Вот этого я и боялась, - промолвила Варя, прощаясь с приятельницей, и  подытожила. – Хорошо, что мы были просто друзьями.
Она шла по тротуару, стуча каблучками, и вспоминала те прекрасные моменты жизни, которые подарил ей Андрей. И тот ноктюрн, что унес её из времени и пространства. Это была прекрасная музыка, без единой фальшивой ноты.