Оратория

Александра Мазманиди
             

                Уж так получилось, последние  лет пятнадцать мы  не ходим ни в кино, ни в театры, не  только потому что  нет желания встать с родного дивана - билеты"кусаются", надеть почти нечего для такого случая.Куда проще собраться на дачу,в лес за берёзовым соком или по ягоды-грибы, благодать - никакого дресс кода. В общем, причину и не одну найти всегда можно, если захочешь никуда не ходить.

                А тут дочь решила заняться нашим досугом и купила билеты в драмтеатр, где нам предстояло услышать ораторию митрополита Илариона Алфеева " Страсти по Матфею".

                Пойти-то мы  покорно согласились, но нервничали от неизвестности и необычности сего действа - мы, далёкие от церковной жизни, хотя куличи и пасху к празднику делаю сама или покупаю обязательно.Это традиция семейная.

                Оратория - молельня -  хорал - крупное музыкальное произведение для хора и оркестра с солистами.В прошлом оратории писались только на основе библейских сюжетов. Это не опера и не контата. Оратория "Страсти по Матфею" - современное произведение, соединяющее в себе лучшие традиции церковной и светской музыки.

                В основу этой оратории положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Пели три хора: архиерейский хор Успенского кафедрального собора, хор межъепархиального  духовного училища и хор православной духовной семинарии  под аккомпанемент оркестра народных инструментов имени Дубровского. Для нашего небольшого, на семи холмах областного центра событие важное, тем более, что проходило перед страстной неделей и приурочено  к христианской Светлой Пасхе, я так думаю.

                И вот фойе, гардероб, зал - партер, ложи, галёрка-балкон, люстра - всё как прежде, навевают воспоминания о былом...Помните, в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина"Театр уж полон,ложи блещут.Партер и кресла - всё кипит". Храм искусств...

                Неспешно заходят люди, ищут свой ряд, место, рассаживаются, здороваются-раскланиваются, даже обнимаются со знакомыми.Прошёл человек в церковных одеждах,чёрных длинных, с большим крестом на массивной цепи, вот другой, третий, с жёнами-матушками и без оных,  молодые и постарше,  некоторые с детьми, скорее всего много пришло овоцерквлённых людей, но есть и такие как мы.  Это успокаивает и утешает.

                Тяжёлый бордовый  бархатный занавес открыт, всё подготовлено для оркестра и хоров, входят артисты, занимают свои места, зал приветствует их аплодисментами.Медленно гаснет свет....

                Тихо заиграл оркестр, текст негромко читал служитель церкви.В текст я не вслушивалась, но поняла, что люди-человеки по прошествии стольких веков не очень изменились,стали,пожалуй, даже ещё хуже,злее,циничней.  Инструментальная, живая музыка, хор - вот что влекло за собой.На ум сразу приходит: мир - несовершенен,музыка - вечна!
 
                Я не любитель духовной музыки, не искушённая, так сказать душа, но была потрясена этим действом. Живое восприятие - это не передача по ТВ или компьютеру, живой оркестр играл восхитительно, солисты прекрасно пели, хор слился воедино... Особенно потряс финальный хор, похоже, не только меня, зал аплодировал стоя минут десять. У многих были слёзы на глазах, мы не были исключением, эмоции переполняли.

                Мы благодарны дочери за такой подарок.  Взбудораженное сознание долго не давало уснуть.....   
    
2.04.15.