Необыкновенная история Гентского алтаря

Алина Алексеева-Маркезин
Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк,Гентский алтарь,1432г

 Гентский алтарь уникален. Это - самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в 15-ом столетии.Я бы назвала его и героическим алтарём.Вы поймёте почему, когда прочтёте его историю.

     В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства. Появление Гентского алтаря было воспринято современниками ван Эйка скорее всего как непостижимое чудо.

   Он явился плодом вдохновенного мастерства двух братьев - художников, Губерта и Яна ван Эйков(а может быть, и кого-то ещё из подмастерьев) и благочестивых намерений и действий богатых заказчиков. В алтаре отразились не только их религиозные идеи, но и самые разнообразные представления о мире и о месте в нём человека.

      Заказчиками алтаря были: Йодoс Вайд,- один из богатейших людей Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга, Изабелла Борлют. Они и заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (так первоначально назывался собор Святого Бавона).

            Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.

ВНЕШНЯЯ ЧАСТЬ АЛТАРЯ

В закрытом состоянии — на внешней стороне алтаря изображён донатор и его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова      
            В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов.
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие   Христа.

ВНУТРЕННЯЯ ЧАСТЬ

          В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос). У ног Бога-Отца лежит корона, символизирующая превосходство над всеми царями.
            Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна Крестителя.
         В раскрытом виде он имеет также двенадцать створок. Нижние пять посвящены центральной теме всего алтаря — прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является белый агнец.
      Далее следуют изображения музицирующих ангелов. Ангелы — без крыльев. Один из ангелов (св. Цецилия) играет на органе с металлическими трубами. Завершают ряд обнаженные фигуры Адама и Евы.Над Адамом и Евой расположены сцены убийства Каином Авеля и жертвоприношение Каина и Авеля.

НИЖНИЙ РЯД

Праведные Судьи и Воинство Христово.
Шествие отшельников и пилигримов.

   Рассмотрим центральную картину Поклонение агнцу.
       
     Этот ярус обладает свойствами панорамности. Его герои выступают не как единичные данности, а как части множества: со всей земли в мерном движении сбираются в процессии священнослужители и отшельники, пророки и апостолы, мученики и святые жены.

     В молчании или с пением они окружают священного агнца — символ жертвенной миссии Христа. Перед нами проходят их торжественные сообщества, во всей своей красочности открываются земные и небесные просторы, и пейзаж обретает волнующий и новый смысл— больший, чем просто дальний вид, он претворяется в своего рода воплощение вселенной.

             Любопытно, что при выборе сюжетов для алтаря опущены драматические сцены легенды о Христе. Алтарь прославляет христианское вероучение, и это прославление представлено как путь чистой радости, а не преодоленного страдания. Очевидно, символическая тема «Поклонение агнцу» привлекла ван Эйка представившейся возможностью выразить наиболее общие и наиболее важные аспекты своего миросозерцания, основой которого стало радостное приятие мира и человека со всем их богатством и разнохарактерностью.

         Интересен духовно-эмоциональный замысел полиптиха, слагающийся из двух начал, соответствующих изображениям на внешних и внутренних створках: одно из них несет в себе ожидание и предчувствие грядущего события, второе разрешает их в некое великое и достойное торжество.
            Таким образом, в алтаре господствуют духовная радость и праздничное просветление как основные элементы его общего содержания.

ПОЧТИ ДЕТЕКТИВНАЯ  ИСТОРИЯ АЛТАРЯ.

           В 1566 году, во время борьбы Фландрии против Испании алтарь перенесли из церкви в башню Святого Бавона, а затем в ратушу. Победившие в Генте протестанты решили подарить алтарь английской королеве Елизавете в благодарность за помощь в войне. Наследник заказчика алтаря был против и добился того, чтобы алтарь остался в городе.

        После перехода власти к католикам в 1584 г. алтарь установили на прежнем месте. В 1781 году австрийский император Иосиф II  при посещении собора выразил недовольство обнаженными фигурами Адама и Евы. Створки с их фигурами были сняты и перенесены в церковную библиотеку.

       В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. Наполеон хотел получить и боковые створки алтаря. Было предложено обменять эти части алтаря на картины Рубенса, но власти Гента отказались от обмена. Людовик XVIII, ставший королем Франции после поражения Наполеона, в 1815 г. вернул Генту четыре створки.

     Позднее викарий собора похитил несколько створок, и продал их брюссельскому торговцу. Антиквар Ньивенхёйс и коллекционер Солли перепродали створки  прусскому королю Фридриху Вильгельму III для берлинского Кайзер-музеума.

      В 1861 году правительство Бельгии за 50 000 франков купило створки с изображениями Адама и Евы. Части алтаря были помещены в музее Брюсселя.

       Во время Первой мировой войны германские войска, вступившие в Бельгию в 1914 году, пытались найти части Гентского алтаря в Брюсселе и Генте. Каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с четырьмя помощниками прятали части алтаря до 1918 года. По условиям Версальского мирного договора Генту вернули боковые створки, приобретённые Пруссией в 1821 году для Кайзер-музеума.

      В ночь с 10 на 11 апреля 1934 была похищена створка алтаря с изображением «Праведных судей». Епископ Гента получил требование выплатить 1 млн бельгийских франков за створку. 25 ноября 1934 г. житель Гента Арсен Кудертир умирая сообщил на исповеди, что он похитил створку и спрятал её в столе. Створку обнаружить не удалось, и в 1945 году она была заменена копией работы художника ван дер Фекена.

          Бельгийские фашисты хотели подарить весь алтарь Гитлеру. 16 мая 1940 года алтарь на трёх грузовиках был вывезен во Францию. Алтарь был помещён на хранение в замок По. С фашистским правительством было подписано соглашение о том, что алтарь можно будет изъять из замка только при согласии трёх сторон — бургомистра Гента, представителя правительства Виши и германского уполномоченного.

          В сентябре 1942 года представители Германии потребовали передать им Гентский алтарь. Из замка По Гентский алтарь перевезли в Париж и объединили с художественными ценностями, отобранными для музея Гитлера вЛинце и для частного собрания Геринга. Далее алтарь переправили в замок Нейшванштейн в Алльгау.

            В конце войны фашисты приняли решение захоронить художественные сокровища в заброшенных шахтах. 10 апреля 1945 г. в Зальцбург прибыло несколько грузовиков с тяжёлыми ящиками. Гауптштурмфюрер СС Гельмут фон Гуммель с помощниками из штаба Розенберга решили уничтожить все свезённое в шахтах.

     Группа австрийских партизан смогла взять под контроль шахты, и Кальтенбруннер приказал остановить взрывы.

        8 мая 1945 года Третья американская армия захватила шахты. Алтарь доставили в Мюнхен, а 20 августа 1945 года алтарь вернулся в Бельгию.

Подробный разбор створок алтаря http://maxpark.com/community/6782/content/2154354