О четырёх этапах человеческой жизни

Сейлхан Казыбаев
Не секрет, что многие психологические проблемы прямо отражаются и на состоянии физического здоровья человека. Однако в системе современного здравоохранения по прежнему доминируют точки зрения и стратегии, признающие разделённость тела и психики, которые соответственно и определяют неадекватные способы профилактики и лечения подобных расстройств. Это в полной мере также может быть отнесено и к теме адаптации человека в новых условиях социального бытия, когда он переходит из одного социального статуса в другой.
Иными словами, многие соматизированные проблемы лиц определённых возрастов могут быть рассмотрены как попытки адаптации к новым условиям их социальной ситуации.
К сожалению, до сих пор нет надлежащей системы оказания им адекватной помощи, что и приводит к развитию многих заболеваний с летальным в итоге исходом, а также служит причиной неэффективной перегрузки учреждений общественного здравоохранения. В создании и развитии этого сектора здравоохранения в первую очередь требуется адекватная система мировоззренческо-методологических оснований, которые также окончательно ещё не оформлены к настоящему времени.
Если исходить из идеи взаимосвязанности тела и психики, и эту взаимосвязь представить в виде схемы раздваивающейся реки, то вполне очевидными становятся возможности развития соматических расстройств  при блоке в психоэмоциональной сфере, и психологических (и даже психиатрических!) расстройств при блоке в сфере телесного отреагирования. Эта простая схема наглядно демонстрирует данную взаимосвязанность, а также механизмы развития любой патологии и пути её профилактики и лечения (рис.1).
В рамках данной статьи нас интересует вопрос появления психосоматических вариантов патологии в связи с кризисными этапами личностного развития человека при переходе из одного социально-возрастного статуса в другой и пути профилактики данной патологии. Возможность развития и усиления патологии пожилого возраста как варианта адаптации к новым социальным условиям, когда человек теряет ориентировку в мире и испытывает кризис, уже может быть признана нами в этом свете вполне реальной возможностью.
Кризис – это нормальная часть существования и развития любой системы, и организма – в том числе. Кризис – это требование преобразования системы, выхода на новый, более высокий уровень существования за счёт перестройки её внутренних структур, либо же – гибели её. Имеющая ресурсы на подобную перестройку система выживает в итоге, не имеющая – погибает.
В этом свете рассматривая отдельный организм в критическом периоде своего развития, можно утверждать, что смысл личностного кризиса также заключается в перестройке организма для существования на новом энергетическом уровне, в новых социальных условиях. Не имея указаний на подобную перестройку, новых ориентиров для перестройки внутренних структур и активизации ресурсов целостного организма, человек имеет тенденцию отреагировать накапливаемую энергию стресса через русло телесности (соматизация психологии). В некоторых же случаях блок телесного сектора приводит к перегрузке в русле психики, приводя в итоге к суициду в той или иной форме.
В качестве ориентиров для помощи в подобных ситуациях можно предложить схему из древней индийской философской традиции, в которой жизнь человека подразделялась на четыре этапа или ашрама (школы).
Первый этап (или первый ашрам, первый класс школы жизни) – это ашрам Ученика. И соответственно задачами человека на этом этапе являются познавание законов этого мира, умения жить в нём.
Затем начинается второй этап – этап Домохозяина. Здесь человек создаёт семью, и стоящими перед ним задачами являются жизнеобеспечение семьи, задачи быта, рождения и воспитания детей.
Но когда дети вырастают и уходят, начинается новый, очень важный и необходимый этап, о котором нас не информировали. Это этап Отшельника. Здесь человек уже никому ничего не должен – ни детям, ни социуму. И задачей данного этапа является постановка «вечных» философских вопросов типа «В чём смысл жизни?», «Есть ли Бог?» и т.д., изучение философии, религии, духовных традиций, биографий великих людей, а также пересмотр собственной прожитой уже жизни. Последнее способствует, во-первых, реализации потребности в структурировании времени [], что является в этом возрасте особо актуальным моментом. Во-вторых, повторное проживание событий биографии способствует завершению незавершённых ситуаций (завершению гештальтов), что приводит к освобождению заблокированной до того момента энергии и способствует большей энергетизации организма, а значит - и общему оздоровлению. В-третьих, сам процесс пересмотра жизни интересен, является, по сути, процессом творческой проработки уже имеющегося наличного биографического материала. Итогом данной работы может стать книга, которая в окончательном варианте является позитивным результатом предшествовавшего творческого процесса. Кроме того, данная книга есть одновременно и памятник, подарок непосредственным потомкам данного человека, которая будет оценена ими в полной мере лишь тогда, когда они сами окажутся в положении своего предка. 
Выполнение данной работы в итоге приведёт к достижению декларируемой психотерапией и психологией целостности на личностном уровне, которая означает также и обретение мудрости, целостного восприятия мира. Это и есть та самая перестройка на внутреннем (структурном) уровне, которая подразумевается кризисами личностного развития как нормальным и закономерным элементом любого полноценного развития. Исключение данного этапа делает прожитую жизнь человека незавершённой, может быть даже и лишённой некоего смысла.
И по выполнении задач этого этапа человек вновь может вернуться в социум в качестве Наставника. И это есть последний ашрам в данной жизни человека. Задачей данного этапа является передача обретённой мудрости, знаний идущим вослед другим людям.
Таким образом, если признать данную градацию жизни человека и задач, стоящих перед ним на каждом таком этапе его развития, то оказывается, что большинство людей дезориентированы на этом этапе своего развития и как бы утрачивают почву под ногами, когда наступает период, требующий их перехода в отшельничество. Они жили до сих пор, фиксируясь на задачах их профессиональной деятельности, жизнеобеспечения семьи, воспитания детей. Причём, для многих из них дети были смыслом их жизни. Если же признать, что дети выросли, то надо было бы признать, что смысл их жизни реализован, миссия реализована, и поэтому им пора умирать. Но ни один организм не желает добровольной смерти, и потому часто такие люди продолжают цепляться за детей, нередко при этом разрушая в итоге их семьи. В этом плане различного рода «помощь детям» в виде покупки им Мишины, дома и т.д., материальное обеспечение семей своих детей есть, по сути, аналог введения наркотика, делающего их зависимыми от родителей и не вырастающих во взрослые самостоятельные организмы. Переключение же их внимания, а значит и энергии в русло осмысления прожитой жизни и выполнения других задач этапа отшельничества, позволяет выйти в итоге из кризиса данного периода и подготовиться к переходу на следующий этап.
Наш опыт свидетельствует о том, что такая переориентация способствует устранению или значительному смягчению течения многих хронических заболеваний, способствуя значительному повышению качества жизни пожилого человека. Нередко аналогичная переориентировка способствует даже полному устранению серьёзной, в том числе и онкологической, патологии. Если учесть, что при переспросмотре прожитой жизни завершаются старые гештальты и освобождается заблокированная энергия, а болезнь есть проявление дефицита энергии жизнедеятельности, то можно рекомендовать указанные психотерапевтические технологии в качестве эффективного и оправданного метода при помощи людям, находящимся в подобном кризисе.
Кроме того, указанный взгляд позволяет принимать соматизированную патологию данного периода в качестве проявления психологической дезадаптации человека в новых условиях его социального бытия. И это опять-таки выдвигает на первый план именно психологию и психотерапию как основные методы терапии и профилактики патологии данного возраста.
Таким образом, можно утверждать, что многие варианты соматизированной патологии (или, по крайней мере, её декомпенсация) у пациентов пожилого возраста связаны с дезадаптацией и психологическими (экзистенциальными) проблемами перехода из одного жизненного ашрама в другой. И понимание градации жизни в контексте индийской системы жизненных ашрамов может существенно облегчить поиск способов адаптации лиц пожилого возраста к новым условиям их социального существования.