Кабаре

Анатолий Головков
Весной 1972 года по экранам прокатилось сенсационное «Кабаре» Боба Фосса с Лайзой Минелли и получило 8 Оскаров. Пересматриваю. Писатель и американская певица заводят роман в Берлине на фоне прихода нацистов. И этот фон режиссер Боб Фосс делает первичным. В 31-го году немецкие бюргеры не воспринимали угрозу всерьез. Ну, нарядились мальчики в рубахи цвета детского поноса, ну, порезвились в пивной, ну, подрались… И пьяного штурмовика обычный вышибала еще мог выбросить вон. Но вскоре самого вышибалу забивают до смерти. Нацизм начинается не с формы, не с костров из книг, и не с факелов. Он взрастает там, где всем на все плевать…Когда орды оплаченных властью придурков пугают москвичей. Когда из телека зовут к войне. Когда стреляют в спину у стен Кремля за инакомыслие. Слова немецкого пастора из другого времени звучат, как набат. «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».