Записки туриста - байдарочника

Виктор Зеленков
     В 1972 году меня, парня 24-х лет, приняли в группу опытных туристов - байдарочников, прошедших за четырнадцать лет большое количество маршрутов сложной категории. Моему вступлению в группу предшествовало трагическое обстоятельство: в последнем спуске по реке Хар, (полярный Урал), на непроходимом пороге погиб участник похода. Вопреки запрету старшего группы, одержимый страстью покорения недоступного, один, без напарника, отважился преодолеть этот, по сути даже на порог, а водопад. Впоследствии мне довелось побывать в тех краях и, чтобы читатель имел представление об этой реке, приведу здесь одну из её характеристик: от устья до истока подъём по Хару, где вплавь, а где пешком по берегу и по воде, волоча за собой байдарку, составляет семнадцать дней, а спуск по воде, обходя по скалам этот самый порог - шесть часов. Признаюсь я был рад и горд тем, что на меня обратили внимание эти мужественные люди и благодарен судьбе за это.

                Белые ночи.
                ------------
     В этом же году, в середине июля, мы выгрузились на станции г. Сосногорск, что находится на севере Республики Коми. Это был мой первый маршрут сложной категории. Пройти предстояло по трём рекам. С начала по Ижме, до впадения в неё речки под названием Кедва. По ней подняться почти до самого истока, затем сделать волок (переход через водораздел) на реку Вымь и спуститься по ней до г. Железнодорожный. потом на поезде в Москву. Протяжённость маршрута - тысяча километров. Отведённое время - двадцать восемь суток плюс три дня за ДНД (добровольная народная дружина), короче говоря - отпуск. Сошли с поезда мы около двадцати часов, экипировались и двинулись к воде. На берегу разбили палатки, собрали байдарки, приготовили скромный ужин и уселись подкрепиться. И тут меня удивило одно обстоятельство, не замеченное мною ранее. "Наворачивая" приличный бутерброд с салом, и запивая его крепким чаем, я от нечего делать взял газету и стал бегло просматривать текст. Читалось легко, как днём, но ведь стояла ночь и на часах было два часа по полуночи. Друзья, видя моё недоумение, объяснили в чём тут дело. Стояли белые ночи, а их я наблюдал впервые в жизни.

                "Сердце - порог".
                ------------------
     На нашем пути по реке Ижма, довольно широкой и спокойной, было всего одно препятствие, трудное, но преодолимое - это "Сердце -порог". По местному преданию такое название он получил потому, что унёс много сердец (жизней). Признаться, от такой его "славы" появлялся довольно сильный холодок по ложечкой, да и сердечко замирало. И было от чего. Вода, подпёртая скальными породами, с начала казалась почти неподвижной. Но, по мере приближения к порогу, этой естественной плотине с узким проходом по середине, постепенно набирала скорость. На расстоянии пятидесяти - семидесяти метров от горловины из потока уже невозможно было выбраться и двигаться надо только вперёд. Чтобы лодка слушалась рулей, грести вёслами приходилось так, чтобы скорость движения байдарки была выше скорости реки. Выйдя из горловины прохода нас ожидали сплошные огромные буруны воды, бьющейся с бешеной скоростью о здоровенные на нашем пути, словно специально, в шахматном порядке. И этот скоростной водный слалом тянулся на два - три километра вниз по течению, где мы уже могли без особых хлопот пристать к берегу. По берегам реки высыпал народ посмотреть на нашу гонку. Но Бог миловал. Из трёх байдарок слегка "поранилась" одна и отремонтировать её не представляло сложности. Люди с уважением смотрели на нас, как на каскадёров-профессионалов, виртуозно исполнивших сложные трюки. Очень хорошо помню чувство, охватившее меня в тот момент. Оно уже было знакомо мне раньше, после первого прыжка с парашютом: "Я смог! Я сумел!".

Продолжение следует.