Зиганшин

Петрович 8
 Эту историю молодое поколение может и не знать, ведь она произошла, более 50 лет тому назад… Официально это называлось - Дрейф самоходной баржи Т-36. А сама история в СМИ трактовалась следующим образом… 17 января 1960 года, в 9 часов утра по местному времени, в заливе острова Итуруп ураганным ветром, достигавшим скорости 60 м/с, была сорвана со швартовки советская самоходная танко-десантная баржа проекта 306 под номером T-36. На её борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии, приписанных к барже: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов.

Экипаж боролся со стихией десять часов; около 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Зиганшин предложил выброситься на берег, но ни одна из трёх попыток результата не дала; одна из таких попыток привела к тому, что баржа получила пробоину. Волны достигали высоты в 15 метров; одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была выведена из строя радиостанция. Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан.
На берегу было известно о борьбе баржи со стихией, однако больше сообщений с баржи не поступало. Как только ветер несколько стих, солдаты прочесали берег. Обнаруженные обломки бочонка для питьевой воды, сметённого с палубы волной, дали основание считать, что баржа была потоплена ураганом. Поисковые работы были остановлены также и по причине запрета выхода в море спасательным и другим судам в связи с проводившимися в те дни ракетными стрельбами.
 
Тем временем, баржа относилась ветром на юго-восток от Курильских островов, где она, выйдя из течения Оясио, была подхвачена одной из ветвей течения Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки.
               
На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии. Их запасы составляли 15-16 ложек крупы, немного хлеба, банка консервов и некоторое количество картошки, которая находилась в машинном отделении, и в шторм оказалась пропитанной дизельным топливом. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи; когда она закончилась, собирали дождевую.
Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало съестное — кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубная паста.
                По воспоминаниям Зиганшина: Кожаный ремень мы порезали мелко, в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь и это ели…

Дрейф продолжался 49 дней.(По подсчётам самого экипажа- 51 день, но Никита Хрущёв трёкнул, что 49, а исправить его никто не решился, зная его гнусный характер.)  Люди теряли в весе до 800 граммов в день — Зиганшин, ранее весивший 70 кг, похудел до 40 кг.

…В тяжелейших условиях солдаты смогли не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство…
7 марта истощённые и обессиленные люди были подобраны американским авианосцем «Кирсердж» в 1930 км от атолла Уэйк. Авианосец доставил военнослужащих в Сан-Франциско, где они были неоднократно интервьюированы, а также была устроена пресс-конференция, где члены экипажа Т-36, одетые в гражданские костюмы, предоставленные правительством США, отвечали на многочисленные вопросы, связанные с данным происшествием и с чудесным спасением.
 
Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Каждому из четверых было выдано по 100 долларов, которые они потратили во время экскурсии по городу. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, где они встретились с представителями советского посольства и неделю отдыхали на даче. Из Нью-Йорка они отплыли на корабле «Куин Мэри» в Европу.

Из Европы участников дрейфа, уже в военной форме, доставили в Москву, а затем, после медицинского обследования, их вернули в свою часть. Таким образом, герои совершили кругосветное путешествие.
По возвращении домой им был организован торжественный приём, они были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность (в том числе и в популярной культуре). Министр обороны Родион Малиновский подарил спасённым штурманские часы, «чтобы они больше не блуждали»; Асхату Зиганшину было присвоено внеочередное звание старшего сержанта, его именем названа улица в Сызрани.
Это событие нашло своё отражение и в искусстве. Экипажу баржи посвящена ранняя песня В. С. Высоцкого «Сорок девять дней» (1960).
                В 1962 году снят художественный фильм «49 дней». Режиссёр Генрих Габай, сценарий Юрия Бондарева, Владимира Тендрякова и Григория Бакланова.                На данное событие имеется аллюзия в песне «Интермедия 1» (1996 г.) российского автора-исполнителя Михаила Щербакова. В песне имеются слова «Он в прошлой жизни полярник был, во льдах без шубы влача свой срок, свистел сквозь зубы „Зиганшин рок“».В 2005 году снят документальный фильм «Их могли не спасти. Узники Курильского квадрата».                А так же и в народном творчестве: фольклорная переделка буги-вуги «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зиганшин съел сырой сапог…» (имеется несколько вариантов)…                Теперь, после глубокого официального освещения этой истории, предлагаю не официальное, а реальное описание данных событий…

По воспоминаниям Зиганшина, в неформальной обстановке застолья в ломоносовской ОВСИГе (отряде вспомогательных судов и гаваней). Где кавалер ордена Красной Звезды работал на одном из вспомогательных судов, на ПЖК или ВМе, кажется боцманом. Всё было так, да не совсем, а совершенно по-другому!

То, что четверо будущих мореплавателей служили просто в стройбате…, в официальной версии названо инженерно-строительными войсками Советской Армии. Получается, что это те же самые…, только вид сбоку, но звучит солиднее. А занимались они завозом запасов на острова, в отдалённые точки. Там где не могли подойти к берегу другие плавсредства, с этим успешно справлялись танко-десантные баржи.

Что же это было за чудо такое? Самоходная танко-десантная баржа проекта 306, именовалась ещё и как десантный катер проекта 306 «Танкист». Теперь их зовут «Зиганшин»… Проект, изготовитель – СССР. Построено несколько сотен. Основные характеристики: Водоизмещение 70 тонн (полное), Длина 17,0 м. Ширина 4,0 м. Осадка 1,0 м.  Двигатели - 1 дизельный. Мощность 230 л. с. Скорость хода 8 узлов (максимальная). Дальность плавания 270 миль на 8 узлах. Автономность плавания 2 суток. Экипаж 3 человека. Десантовместимость - 1 средний танк или  до 40 тонн груза или  20 человек десанта. Вот эти плавсредства, изначально создавались как копии американских плашкоутов, LCM, постройки 1940-х годов, позволяли подходить вплотную к необорудованному побережью и завозить зимовочные и прочие запасы, оборудование и имущество.
 
Выручали они здорово. Рулили на них, как мы видим - сержанты, старшины. Тогда ещё не боялись назначать военнослужащих срочной службы командирами катеров! Перестраховщики появились позже. А тогда, на всех руководящих постах были бывшие фронтовики, которые жизнь видели в различных ракурсах и «очкомётством» не страдали…

Но вернёмся к нашим чудо-богатырям! При завозе запасов, пользуясь, то ли ротозейством, то ли невнимательностью, что собственно одно и то же, доблестная четвёрка умыкнула бочку спирта!!! Да-да! Не знаю, какая её была ёмкость, но не думаю, что 200-литровая. И было у них ещё полтрюма картошки.

Отметив удачное приобретение «огненной воды» её дегустацией, экипаж Т-36 надрался до потери сознания. Моряки знают, что такое нагонное повышение уровня воды. Вот и в нашем случае, ветер принесённый циклоном, сыграл злую шутку с нашими «горе-морекаками»… Уровень воды поднялся, а баржа не была ошвартована по всем правилам морской практики. Да и где же ей взяться-то в инженерно-строительных войсках Советской Армии? Там этому просто не учат. Швартовы были просто накинуты на кнехты или палы, вот их и сняло при подъёме уровня воды… А хватились баржи, на следующий день, когда происходила смена дежурных, и новый решил посчитать сколько и чего надо принять по дежурству…

Проснулись наши горе-вояки в открытом океане! Куда несёт? Где суша? Но где-то ведь обязательно есть. Должно же прибить к берегу.  Весь опыт каботажного плавания сводился к плаванию вдоль берега и определения своего места на глазок… А здесь получилось плавание в океане, почти как у Колумба, в своё время… Носило их по морям, по волнам 49 дней… Получается, что и 9 дней уже по ним справили, да и 40 тоже… Но, как говорит народная мудрость – дуракам и пьяницам везёт, а когда ещё и два в одном…

Никакие сапоги они не ели, ремни тоже. Выручала картошка, а единственное неудобство было в том, что «шило» приходилось разбавлять забортной водой, терялся так сказать, букет напитка… Когда эту четвёрку нашли америкосы, то не от голода их шатало, а от выпитого. А если бы их первыми нашли наши, то трибуналом они вряд ли отделались... Но честь страны превыше всего! Если страна ждёт героев…, то героем может стать каждый!

Я, не на секунду, не сомневаюсь в личном мужестве, каждого из этой четвёрки. Испытание морем для неподготовленных людей, это очень серьёзное событие. Но тем и хорош наш человек, который из любой ситуации сможет выйти с победой. Правда, сначала в эту ситуацию, зачем-то войдёт…

Но пользу стране они смогли принести немалую. Во-первых, показали высокий советский (чуть не написал сивушный) дух, пусть знают супостаты, кто у них в вероятных противниках ходит. А во-вторых провели такие мореходные испытания этой барже, какие не смогла бы провести ни одна комиссия или официальные испытания... Очень надёжной оказалась эта баржа. После этой ненавязчивой рекламы, баржи «Зиганшин» стали раскупаться всеми приморскими государствами, в том числе и африканскими, как горячие пирожки. Вот так, не было счастья, так несчастье помогло!

P.S. К великому сожалению из этой героической четвёрки в живых остался только Анатолий Крючковский проживающий в Киеве. А Асхата Зиганшина не стало 20 июня 2017 года. Светлая им память!