Кисть моей руки

Олег Яненагорский
Из цикла «Рассказы о художниках»

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи,  не ведая стыда…

Анна Ахматова


Меня всегда интересовало восприятие разными художниками одного и того же пейзажа, живой модели или предмета. Точнее сказать, интересно было, как восприятие преобразуется в изображение? Вот смотрит группа на композицию из нескольких предметов или натурщицу… и каждый рисует или пишет по-своему!
Впрочем, даже фотографии, сделанные в одно время с одной точки съемки, но разными людьми, могут очень существенно отличаться друг от друга. Хотя «в принципе» и «по идее» фотокамеры должны фиксировать все одинаково…
С этим же был связан и мой интерес к живописным портретам, выполненным по фотографиям человека. Смотрит художник на фотоснимки, что-то происходит в его сознании (или в подсознании?) и кладет он на холст мазок за мазком… В случае удачи проявляется в портрете сущность человека…
Прошло  уже несколько лет с момента избрания Папой Римским Иоанна Павла II. Курганские католики решили заказать портрет Папы известному российскому художнику Герману Травникову. Конечно, для создания портрета он пользовался фотографиями наместника Бога на Земле…
В старую мастерскую Травникова, которая тогда находилась в доме № 20 по ул. Комсомольская в городе Кургане, я зашел в середине дня. Сквозь большие окна, солнечный свет заливал мастерскую. Герман писал портрет Папы…
- Здравствуй-здравствуй… присаживайся вот сюда… какие новости? – сказал художник, не отрываясь от работы.
Я присел в старое кресло и начал рассказывать о делах и заботах местного отделения Советского фонда культуры.
- Сиди не шевелись, - вдруг сказал Травников.
Я замер.
- Поверни вот так правую руку, - попросил художник и одновременно показал, что надо сделать.
С недоумением глянув на него, я послушно выполнил указание.
- С твоей руки напишу кисть Папы Римского, а то у меня что-то с правой рукой как-то не очень получается, - пояснил Травников – посиди вот так немного…
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи», вспомнились мне бессмертные слова великого поэта…

P.S. Где находится портрет Папы Римского Иоанна Павла II с изображением кисти моей правой руки, неизвестно…
А любопытно было бы снова взглянуть на часть молодого тела…