Диалог с сысоевцем о спасении вне православия

Константин Матаков
                ***



Антон:
Константин, здравствуйте, Вы верите, что католики и другие еретики могут спастись?

Константин:
Я не знаю - в Символе веры мы поем "верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" - т.е. Православную. Но в Символе веры мы не поем, что все неправославные обязательно будут в аду - иначе пришлось бы стать кальвинистами, которые верят в жесткое предопределение - родился ты вне православия, и шансов на спасение почти нет.. С другой стороны, мы не поем и про то, что неправославные будут в раю.. Так что тут лучше сказать - не знаю - но если они и спасутся, то только благодаря Христу и Его Церкви (т.е. православной)

Антон:
Св.ап.Павел пишет, что кто в ереси, тот вне спасения (Галатам,5 глава). Святые в один голос говорят, что вне Православия нет спасения (свт.Лука, свт.Игнатий, свт.Иоанн и многие др.)

Константин:
А с этим никто и не спорит. Проблема в другом - верим ли мы при этом в безусловное предопределение? Вот родился человек в Саудовской Аравии и все время там живет - его шансы просто услышать о Христе правду равны нулю. И, что, он по месту рождения обречен на ад? Тогда это ересь кальвинизма. Фраза о том, что "кого надо" Господь приведет - мне всегда кажется в некоторых случаях отговоркой. Простите - Господь всех хочет спасти? Всех. Тогда всех надо привести ко Христу. Если Вы всерьез думаете, что все неправославные будут в аду (включая младенцев) - то тогда Вы должны 24 часа в сутки проповедовать спасение, а еще - православные должны толпами ехать в буддийские, исламские, еретические страны и нести православную весть. И что мы видим?

Антон:
Я переехал в буддийскую республику и проповедую здесь Евангелие. Если толпами никто не едет, от этого истина не меняется. Почитайте 1ую главу Римлянам. Там св.Павел доходчиво объясняет, почему язычники не придут к Богу. Вы считаете, что Бог не Всемогущий и не отправит ради одного папуаса миссионера или священника на край света? Жития святых обратному учат. Когда "обречённый по месту рождения" алеут стремился к Истине, то свт.Иннокентий,пришедший к нему удивился, что его лично Ангел обучал. Ради одного, которому нужна истина Бог пошлёт своих людей хоть на остров необитаемый, потому что ему ценна каждая душа.

Константин:
Бог-то пошлет, но спасение в православии есть синергия – если люди не хотят идти проповедовать, Бог насильно никого никуда не пошлет. А иначе выходит доктрина сурового предопределения, что-то вроде кальвинистского учения о претериции - то, что Вы тут пишете. Т.е. кальвинисты учат: Бог проходит мимо неизбранных. Т.к. Он знает, что есть люди, которые Его весть все равно не примут - и потому не посылает к ним миссионеров. Простите, Бог хочет спасти ВСЕХ! И потому Он посылает людей ко ВСЕМ! Если Вы думаете иначе - нам говорить не о чем. А вот если люди не идут спасать ВСЕХ - то вопрос к ним, т.е. к нам - почему? И потом: откуда у алеута стремление к истине во Христе? Это может быть только по благодати - остальным алеутам, Бог, что, благодать не дает? Общая благодать дана всем - но задача миссионера - раскрыть эту благодать..
Да, но православные миссионерить часто не хотят, а под лежачий камень вода не течет. Почитайте дневники св.Николая Японского - как он просил Синод прислать хоть нескольких толковых людей для миссии, а ничего не происходило. Зато у католиков и протестантов миссии были полны. Конечно, свою лень всегда можно оправдать высоким богословием - кого надо, дескать, и так..
Вы так и не ответили на вопрос об обреченности: вот, родился человек в Саудовской Аравии - за миссионерство там просто убьют - и как он узнает о Христе? Христос каждому явится непосредственно? Но Библия про это не говорит. Тем более, это было бы против воли мусульманина - если б Христос вот так сразу сказал ему о Себе - Я есмь Сущий. Тогда они все предопределены к аду? Включая младенцев? Вот умер новорожденный в мусульманской семье - он некрещен, где он будет? Кстати, РПЦ признает крещение католиков и протестантов - значит, если ребенок из католической семьи умрет, он должен быть где?

Антон:
1. я не оправдываю тех, кто не хочет проповедовать. От чьего-то нерадения истина не меняется
2. Разве не даёт жителя Саудовской Аравии совесть и Естественное Откровение для познания Его?
3. Церковь НЕ признает крещение протестантов. Что за глупость? Католическое признаёт, но признавая и то, что вера повреждённая, содержащая ересь, с которой спасение невозможно (Гал.5:22)
Прежде обсуждения данного вопроса Вам полезно было бы почитать Игнатия Брянчанинова, в котором он описывает причины погибели католиков, язычников и др. Вы не приводите ни мыслей святых, ни слов Священного Писания, опираясь лишь на свои собственные измышления. А кто из святых Вашу позицию поддерживает. Назовёте хотя бы одного?

Константин:
Простите, Антон, а Вы много читали святых? Покажите мне хоть одно решение Вселенского собора, где четко говорилось бы, что все неправославные будут в аду? Ну-ка, приведите! По поводу святых: св.Феофан Затворник относился к католикам мягче, и даже, как известно, советовал переводить некоторых католических авторов, подчищая их.. Есть известный диалог св.Филарета Московского между православным и инославным, где он тоже не считает католиков, окончательно отпавшими от спасения - т.е. он отказывается выносить окончательное суждение об их участи.
Вы не правы и в том, что крещение, например, лютеран и кальвинистов Церковь не признает - их принимают третьим чином - через миропомазание, но не крестят. И где же тут глупость? РПЦ до сих пор опирается на Требник Петра Могилы, а ведь эта книга с огромным католическим влиянием - она опирается на Rituale папы Павла V. А св.Тихон Задонский советовал постоянно читать лютеранина Иоганна Арндта, и очень высоко его ценил - как это возможно, если этот еретик точно в аду? Не верите? Прочтите статью в Википедии.
"Об истинном христианстве" - называется так же, как у Арндта.. Кстати, в МДА, в конце 19в за отличную учебу эту книгу Арндта выдавали в качестве поощрения - это все ад?)
Подбор соответствующих ссылок мнений православных святых о католиках можно взять хотя бы (если Вы не читали оригиналы) - в книге Кураева "Вызов экуменизма". Кстати, можно взять и такой официальный документ, как "Отношение к инославию" Юбилейного собора РПЦ 2000г. (http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html).
По поводу совести у неправославных и естественного откровения у них – да, они будут судимы согласно этому критерию. Однако не надо забывать, в каких условиях они находятся – не по своей вине. И не мешает нам – поставить себя на их место. Легко всех отправлять ад согласно жестким антиэкуменическим формулам! А вот представьте, что Вы – один из них. Вам никогда не проповедовали Христа – Он никогда не являлся Вам лично (насколько известно нам о жизни неправославных). «Критерий совести» позволяет ли нам однозначно судить: все, они будут в аду? Ведь согласно этому критерию и все «несвятые православные» должны быть тоже в преисподней. Или все же после смерти (во время мытарств) Христос явится и этим душам, поставив их перед выбором: или вера в Него, или нет? Конечно, такой выбор определялся бы земной жизнью согласно внутреннему закону..

Антон:
Не надо уходить от темы. Свт.Тихон где-то писал что католики могут спастись? я тоже могу у некоторых безбожников что-то взять почитать на заметку и что? Святитель Феофан писал, что вне Православия истины нет.
Св.праведный ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ:
«Нечестивии не узрят Славы Твоея, Христе, т.е. неверующие, непрививающиеся, католики…, лютеране… и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники»
СВТ.НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ:
"Между прочим, был один патер; сначала стоял в дверях, потом с д-ром Кёбером в правом крыле церкви и проявил себя очень скверно... ни на каждение, ни на благословение не преклонял хоть бы мало главу, а стоял совершенно истуканом... Но в этом-то и выражается, что КАТОЛИЧЕСТВО - ЯД МИРА И ЧТО ЕМУ ПРЕДСТОИТ ТО ЖЕ, ЧТО И БЫЛО С ЕРЕСЬЮ АРИЯ, Т.Е. ИЗЧЕЗНОВЕНИЕ ИЗ МИРА.ПРОТЕСТАНТСТВО НЕ МЕНЕЕ.. ГНОСТИЦИЗМ, ОТЛИВАЮЩИЙ ВСЕМИ ЦВЕТАМИ ЯЩЕРИЦЫ, И ЕГО УЧАСТЬ ТА ЖЕ. Будущее чревато ещё какими-то превращениями до Антихриста включительно, - НО ВСЕХ УДЕЛ - ПОГИБЕЛЬ. Только нашему Христову учению суждена несокрушимость."

Константин:
Спор ведь не об этом – мы все понимаем, что в преисподней много иудеев, мусульман, католиков, протестантов, язычников, - но разве явно утверждали приведенные Вами святые, что ВСЕ неправославные будут в аду.. Спасения вне православия - нет, но могут ли спастись неправославные благодаря православию (если в земной жизни они явно не были едины с ним) - вот вопрос. Вы сослались на двух русских святых - я сослался на двух других русских святых, которые как раз прямо не говорили, что все неправославные в аду - и что? Не уходите от темы! Где СОБОРНОЕ вселенское решение, что все неправославные - непременно в аду? Как Вы относитесь к тому документу Собора РПЦ 200г, ссылку на который я прислал - где как раз про то, что все аду - ни слова нет? Вот цитата: «1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство. 1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие». (http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html). Как видим, тут отрицаются две крайности: и экуменизм (спасительная церковь есть только православная), и тотальный антиэкуменизм (все вне православия – в аду).

Антон:
Свт. Игнатий (Брянчанинов):
«смертный грех православного христианина, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке… Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество… каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя покаянием» (Слово о смерти).

Константин:
Так одно дело - православный, выбравший ересь, а другое дело - тот, кто в ереси рожден - и у него не было выбора - православие или ересь..
Св. Феофан Затворник говорил: “Я не знаю, спасутся ли католики, но если я стану католиком - я погибну”. Что значит - никто из святых? Вы всех святых читали? Я читал не всех - цитаты из святых, не согласных с Вашим мнением, я привел. Соборного решения Вы так и не привели. Комментариев к документу РПЦ об отношении к православию - не дали.. И только забрасываете цитатами, чтобы "замочить" оппонента - о, любовь..

Антон:
Кто мешал человеку воспользоваться совестью (голосом Христа)? Кто мешал пользоваться ему разумом? Вы рисуете Бога невсемогущим. Обратите, как святитель начинает послание, с каких слов. Как будто лично к Вам. Из письма святителя Игнатия (Брянчанинова):

«Отчего не спастись, - пишете вы, - язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! Это противно даже здравому разуму человеческому! А еретики – те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими,- это – и безумно, и крайне гордо!»

Ответ на такие письма св. Игнатия:

«Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных, и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему, сетуя, во ад», - говорит святой патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе, целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих.

Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения – необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не ангелом, не кем-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, - совершено было Самим беспредельным Богом. Казни – жребий рода человеческого – заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа.

Спросили Господа иудеи: «Что сотворим, да делаем дела Божия? (Что нам делать, чтобы творить дела Божии?)» Господь отвечал им: «Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он» (Ин. 6, 28-29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом, при посредстве дарованных Им Таинств. Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной.

Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святой, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, - верою в Искупителя?

Христиане! Познайте Христа! Поймите, что вы не знаете Его, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела?

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых приняли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении.

Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражений страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью…

Сущность всякой ереси – богохульство. Святой Флавиан, патриарх Константинопольский, запечатлевший кровью исповедание истинной веры, произнес определение Поместного Константинопольского Собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен в заблуждениях, в упорном последовании богохульству, тем более, что он даже не внял нашим советам и наставлениям к принятию здравого учения. А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в богохульство, что он лишен всякого священнического сана, нашего общения и управления его монастырем». Это определение – образец общего мнения Вселенской Церкви о еретиках…

Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единственно поэтому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святой – только?! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство, не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего – он прекрасный человек?! Как может Бог отказать ему во спасении?! Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!

Богохульник не спасется! И эти недоумения – уже страшные наветники вашего спасения. Их сущность – отречение от Христа! Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство…»

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (6, письмо 28)
"Добрая" католическая бабушка, ходящая в костёл погибнет не из-за того,что она не православная, а из-за того, что она не любила Бога, ибо если б любила то стремилась к Нему и познавала Его...

Константин:
Простите, так и мы мешаем голосу Христа! Тогда все были бы в аду! Получается, что благодать Божия распределена географически? Я родился в России, значит, у меня много шансов спастись! А родись в Арабских Эмиратах - шансы практически нулевые. Но ведь человек не выбирает, где родиться.. Как раз Бог невсемогущ, если считать, что ад предопределен - получается, что Он всех любит, но вот предопределил родиться в Аравии, где почти наверняка человек останется мусульманином до конца жизни и будет в аду? Вы цитируете почти только св.Игнатия - но позиция одного, пусть и великого святого, - это не позиция Церкви! Кстати, с позиций св.Игнатия, совершенно непонятно, как можно, так резко отрицательно относясь к католичеству, признавать у них крещение, миропомазание, священство и монашество - если они перейдут к нам..
А Вы знаете ТОЧНО, что добрая католическая бабушка не любит Бога?! О.. Нам бы, Антон, думать лучше о том - любим ли Бога мы? Эти споры только ожесточают.
Благодати Вам! На добранiч! Простите за резкость..
Кстати:
«Мы твердо уверены только в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу». свт. Николай Японский. Дневники. СПб., 2007. С. 357. (http://www.k-istine.ru/library/nikolay_yaponskiy-01.htm).
Вы опять спорите сами с собой - я не утверждал, что Бог кому-то не может открыться - Вы приписываете мне утверждения, которых я не делал. Просто Он это делает, как правило, через миссионеров - и Он это не делает против воли самого человека. А воля мусульманина или буддиста, очевидно, с самого момента рождения воспитывается в противоположном христианству духе. Это не значит, что Бог не желает кого-то спасти - но как Он будет их судить - мы в точности не знаем. Ясно только что спасение во Христе и Его Церкви. Но делать отсюда стопроцентный вывод, что все неправославные будут в аду - этого вывода все отцы Церкви не делали, и соборы тоже - я Вам привел цитаты.

Антон:
Что-то до вмч.Варвары миссионеры не добрались.. и не только неё. следуя Вашей логике, Господь напрасно Искупил нас - и так бы мог спасти, да и впустую сказал, что кто от воды и Духа не родится - Царствия Божия не увидит.

Константин:
А благоразумный разбойник родился от воды – был крещен? Из моей логики это никак не следует - оставьте Ваши домыслы. Хотите фантазировать на мой счет - так хотя бы не в моем присутствии. Христос - Спаситель для всех, и мы читаем даже в богослужебных текстах Великой Субботы, что после Его схождения в ад, тот опустел. Жертва Христова распространяется на всех - вот как раз при подходе, что все неправославные обречены на ад - это непонятно.

Антон:
И Каин тоже в Раю? К нему молиться можно?
Только через Православие человек усваивает Искупительную Жертву Христа. Церковь на Крови Его утверждена. Не надо опять выдёргивать из контекста. Церковь никогда не учила, что ад опустел полностью.
Можно сказать "я умираю с голода", но это не обозначает, что если не поем, то катафалк нужно вызывать. Так же и "ад опустил". Христос спасение всем предлагает, кто не желает, тот в ад. Господь насильственно в Рай не будет затягивать. Простите, Христа ради ,если я Вас обидел чем-то. Соревноваться я не собирался, в этом нет никакого смысла. Но истина и Предания Церкви мне дороже собственных измышлений.

Константин:
Простите, никто и не говорил, что Каин в раю, и что в ад попадают насильственно - Вы опять фантазируете, сражаясь с какой-то карикатурой, которую сами же придумали. Если Господь может спасти человека, он его спасет - но не против него самого. Просто теория гибели всех неправославных (мусульманские и буддийские младенцы тоже все в аду?) пытается положить предел милосердию Бога - а вот этих спасать не смей! Подведем итоги: мы оба верим, что Христос - единственный Спаситель и что спасение - через Церковь. Разница в том, что Вы отсюда делаете вывод, что всем неправославным гарантирован ад, а я говорю - что это неизвестно. Но при этом ни Вы, ни я не утверждаем, что они спасутся - Вы уверены, что однозначно нет, а я не уверен в этой однозначности. Вот из-за чего сыр-бор. И мою, и Вашу позицию можно подтвердить цитатами из отцов Церкви, что мы и сделали. Истина и Предание Церкви мне тоже дороже своих измышлений - если Вы опираетесь на св.Игнатия Брянчанинова, почему я не могу опереться на соответствующие мнения св.Феофана Затворника и других? Всего Вам доброго!

Антон:
Св.Феофан -мой любимый святой, Вы почитайте его труды о Православии, а не выдернутыми непроверенными цитатами без ссылок пользуйтесь. "др. святых". Кроме того, я и другие приводил. Если истина интересна Вам, советую почитать труд диакона Георгия Максимова "Вне Церкви нет спасения", где он, пользуясь Писанием и Преданием, отвечает на все возражения модернистов.

Константин:
Я посмотрел на Вашу страницу, и понял, что Вы - поклонник покойного о.Даниила Сысоева.. Тогда спор тем более лишен всякого смысла - поскольку это напоминает споры с протестантами - только там тебя рубят цитатами из Библии в черно-белой стилистике (правильно/неправильно), а здесь - еще и подходящими (неподходящие просто замалчиваются) цитатами из отцов.
Кстати, вот ссылка на цитату из св.Феофана с серьезного православного сайта:
https://www.sedmitza.ru/lib/text/443363/

И еще цитаты из отцов, говорящие, что и язычники все же могут спастись – но во Христе:
«Писание называет «мертвыми» людей, скончавшихся до пришествия Христа, например бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам св. Петра, великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых» Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартис». 1994. С.44 (вопрос 7).

«Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского – немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остается только справедливым Судией, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки – что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлек (в аду. – А.О.), уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный» Преп. Иоанн Дамаскин. О скончавшихся в вере (PG 95,257AC). Цит. по: Игумен Иларион (Алфеев). Христос – победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб. 2001. С.325.

Благодати Вам всяческой! Книгу о.Максимова можно прочесть - а Вы в соответствие прочтите Кураева, которого, видимо, считаете модернистом.. Вы во всем правы, а оппоненты во всем неправы. Конечно, Максимов - образец истины. А цитаты из отцов можно привести в обоснование совсем неодинаковых точек зрения - при желании. Если бы Вы были лучше знакомы с трудами инославных теологов (скажем, протестантов), то знали бы, что они в изобилии (скажем, Лютер и Кальвин) ссылались на отцов Церкви в оправдание своих ересей. Т.е. сами по себе ссылки на отцов Церкви – не абсолютный аргумент. Должно быть соборное решение, признанное всей церковной полнотой. И должно быть соответствие отцам в первую очередь – в духе любви во Христе. Иначе мы легко увлекаемся «формулами Промысла», отправляя в ад миллиарды людей за 5 минут, - и при этом даже не осознавая, что мы захвачены только «богословской логикой», и совершенно «отключили» любовь. Многие ереси мира были как раз слишком «логичными», всегда прикрываясь «авторитетными» цитатами – из Писания или из отцов. И хоть бы один раз прозвучал вопрос: если уж великий грешник Иван Карамазов так переживал из-за одной слезинки младенца, то как же не переживать Богу, заранее знающему, сколько людей пойдет в ад? Неужели Бог творит их, не дав им ни одного шанса спастись? Кальвинисты «с легким сердцем» говорят: ну и что? Они сами виноваты, и, кроме того, Бог предопределил их к проклятию! Быть может, мы все-таки не будем так легко отправлять людей в ад вслед за еретиками – а то как бы нам и самим там не оказаться?