День великого Пу-Ста

Публий Валерий
                День великого Пу-Ста

  К вечеру миссионер Свен добрался до острова Заа, самого большого в архипелаге Зия. Миль за пять до Заа уже можно было любоваться этим островом. Направо, в сторону заходящего солнца, далеко в море выдавался полуостров Еа, где жило племя анцев. Он был гористый и суровый по сравнению с основной частью, занимаемой племенем овков. Овки обитали в богатых птицей и разнообразными плодами густых лесах, простиравшихся по равнине от северного побережья до южного, от гор Еа до болота на востоке.

  Миссионер с переводчиком добрались до главной деревни овков уже после заката. На окраине их встретили и, выяснив, что путники прибыли не от анцев, накормили и показали спальные места в старой облупленной хижине. Впрочем, переводчик объяснил Свену, что у овков почти все хижины такие, за исключением огромных шалашей  шаманов и семьи вождя.

  Неподалёку в лесу был виден небольшой костёр. «Там мудрый старик наставляет молодёжь» – пояснил переводчик. Миссионер пожелал присоединиться, и староста деревни ответил, что хотел сам его просить послушать про Великий День. При этом он дал Свену обожжённый по краям лист дерева, такой же, какой был прицеплен прямо к коже у всех овков. Переводчик объяснил, что это символ празднования Великого Дня. Сев на пенёк у костра, миссионер стал слушать тощего рассказчика-старика и своего переводчика.

  – И вот у наших соседей, с которыми за месяц до того овки распивали чашу мира, умирает старый вождь, и становится вождём его сын, Тли-Больной-на-голову. Он умел красиво говорить и заразил своей безумной идеей – подчинить анцам все Пять островов – всё племя. И вот они изобрели новые копья и однажды рано утром пошли на нас войной. Их шаман Хуст говорил, что у нас, овков, слишком много земли, что нас самих слишком много и надо убить половину наших взрослых мужчин, а половину половины женщин, самых красивых и хозяйственных, надо забрать себе. Он говорил…

  – Тли плохой, Хуст плохой! – вдруг громко воскликнул маленький, лет пяти ребятёнок, грязный и оборванный, как и большинство его соплеменников.

  – Тли плохой, Хуст плохой! – повторили и все сидевшие у костра дети и некоторые взрослые. Миссионер решил, это было некой ритуальной фразой.

  – Хуст также внушал анцам, что у нас нужно отобрать половину наших Главных запасов.

  Свен знал, что у отсталых племён архипелага самой большой ценностью считаются гладкие синие камушки, а переводчик ещё на катере говорил, что они-то и составляют «Главный запас».

  Снова большинство присутствовавших повторили «Хуст плохой!».

  – И тогда напали на мирно спящих овков проклятые анцы, и перебили множество наших в деревнях Бре и Ки. Но наш Мудрейший вождь, божественный Пу-Ста, не растерялся. Он знал, что делать.

  – Пу-Ста – очень-очень-хороший! Пу-Ста – божественный, он дарует нам тепло солнца! – два раза подряд выкрикнули туземцы.

  – Пу-Ста прибегнул к испытанному средству. Он принёс в жертву богам Крайней Полуночи двадцать раз по двадцать человек. Овки, проведшие ночь в палатках шаманов, к утру выползали оттуда на коленях с мольбой принести их в жертву, поскольку они не достойны жить и лицезреть Мудрейшего, поскольку они позволяли себе усомниться в его божественном происхождении. Так что в жертву богам Крайней Полуночи было принесено два раза по двадцать раз по двадцать человек. Тем временем анцы со своими новыми копьями одолевали наших храбрых воинов и продвигались сюда, к Пу-Ста-Селению. Необходимо было остановить их во что бы то ни стало!

  – Уа! Уа! Уа! Уа Великий День! – переводчик коротко пояснил Свену, что восклицание «Уа!» – боевой клич и в то же время означает что-то вроде «да здравствует!».

  – И вот все женщины, старики и дети по указанию Мудрейшего позабыли про собирательство и засели за изготовление черенков копий. Шаманы без устали наставляли мужчин в храбрости, учили их, что умереть за Божественного – великая слава. Сам Мудрейший направился за болото и выменял половину Главного запаса и ещё половину половины Главного запаса на секрет изготовления таких наконечников копий, чтобы могли противостоять анским и побеждать их. Когда он вернулся, анцы захватили половину половины нашей земли. Женщины и дети в этой войне страдали от голода. Старики тоже страдали. Воинам же разрешалось недолго собирать плоды, и добрые шаманы иногда закрывали глаза на то, что они отдают их часть своим семьям. И вот Мудрейший Пу-Ста, – старик переждал очередные выкрики-славословия, – вот Мудрейший отдаёт свой «самый мудрый из всех приказов». Вот его слова, слова самого, – все присутствовавшие овки встали, и переводчик тоже, и посоветовал подняться и миссионеру. – «Овки, братья и сёстры! Настал Великий День! Женщины, старики и дети, всё время молитесь богам Крайней полуночи! Воины! Ударьте по врагу! Командиры! Ни пяди земли не должно остаться под пятой проклятых анцев!»

  Все сели.

  – И вот наши доблестные воины под началом трёх командиров напали на презлых анцев! Великий День! И вот побежали анцы на свой полуостров! Великий День! – слова «Великий День!» громко повторяли все овки от мала до велика. – И вот гнали их наши командиры и воины до самой их главной деревни, Лина. Великий День! И вот вконец обезумел Тли-Больной-на голову и пронзил сам себя своим копьём! Великий День! И славили овки Великого Пу-Ста! День Великого Пу-Ста!

  – Пу-Ста – очень-очень хороший! Пу-Ста – божественный, он дарует нам тепло солнца! – снова два раза подряд громко прокричали туземцы.

  – И вот вернулись воины и командиры из славного набега, и привели командиры с собой пленников. Правда, много мы потеряли воинов в этот Великий День. Девять десятых воинов потеряли мы. И среди молившихся дома многие не вынесли тягот войны…

  – А что это – «девять десятых»? – спросила маленькая овка с большими любопытными глазами.

  – Я рассказываю вам о Великом Дне так, как рассказывал мне мой отец, так, как ему рассказывал его дед. Мой отец был самым мудрым…

  Старик оглянулся на прошедшего неподалёку шамана, видимо прислушивавшегося к разговору. Затем поглядел в сторону шалашей семьи вождя.

  – Мой отец был самым мудрым в племени после отцов вождя и шаманов. И он так говорил: «девять десятых». Что это значит? Какая разница? Мы должны праздновать завтра Великий День, День Великого Пу-Ста! И таков рассказ о Великом Дне. И сами боги велят рассказывать так, а не иначе… И вот вернулись воины и командиры с полуострова Еа. И узнали они, что половина половины женщин не вынесла их отсутствия, как сказали шаманы. И устроил Мудрейший праздник в честь Великого Дня овков. Но недоброе было в умах многих вернувшихся. Задумали присвоить всю славу себе. Но от богов, Мудрейшего Пу-Ста и шаманов не скроешь ничего! Проведал о злых замыслах вернувшихся командиров и воинов Мудрейший. Сами боги Крайней Полуночи рассказали ему. И в благодарность богам и в наказание неблагодарным воинам повелел своим верным шаманам божественный Пу-Ста принести в жертву двух командиров из трёх! Великий День! И из воинов он указал на тех, от кого нужно избавиться всем деревням племени. Боги Крайней полуночи сами отметили, – сказал он, – отметили тех, кто имеет недобрые помыслы – эти воины потеряли руки или ноги от топоров анцев. И радовались боги Крайней Полуночи тому, что Мудрейший Пу-Ста так правильно понял их, и радовались жертве! И горели на священных кострах те командиры и воины! Великий День! День Великого Пу-Ста!..

  --
  Направляясь на остров Заа вопреки отговорам, миссионер рассчитывал подарить овкам несколько синих камешков, предложить зарабатывать и побеседовать с ними об Иисусе. Теперь же Свен, хотя сильно хотел спать,  поспешил с переводчиком к катеру, отказавшись от своих планов. В лесу их догнал один овк и умолял миссионера забрать его с собой. Свен согласился, сказав, что наверняка найдёт ему работу на материке. Этот овк и переводчик рассказали о том, что же было после «Великого Дня».

  Пока был жив Пу-Ста, человеческие жертвы богам не прекращались. Овки всё больше времени уделяли культу богов Крайней Полуночи и прославлению Мудрейшего. Шаманы говорили им, что боги любят овков, что овки обладают самыми хорошими душами,  что все остальные племена Пяти островов поэтому завидуют овкам и хотят на них напасть. И что помимо молитв и славословий нужно каждый день натачивать наконечники копий. Так что на собирательство времени овкам едва хватало.

  Анцы же были счастливы, что боги избавили их от Тли-Больного-на-голову и сами осудили Хуста на изгнание. Анцы установили у себя мудрые законы, открыли скотоводство и новые способы получения плодов. Их племя множилось, к ним стекались жители других племён, и вскоре анцы и их новые соплеменники придумали и построили новые лодки и открыли не только все острова архипелага Зия, но и путь до материка. И сейчас анцев уже в пятьдесят раз больше, и они уже умеют делать многие вещи, которых раньше не могли себе и представить. В том числе и такую одежду и обувь, которую можно носить не одно лето. Овки отдают значительную часть своей территории в аренду анцам в обмен на поношенную одежду; только семье вождя и шаманам позволяется новая.

  Взойдя на катер, миссионер с брезгливостью выкинул  в море обожжённый листик. И снова услышал отдалённые крики.

  – … Великий День! Уа день Великого Пу-Ста! Уа божественный Пу-Ста!..

  --
  4 апреля 2015
  Публий Валерий