Первым делом - самолеты

Диана Свердловская
Девяносто лет исполнится 12 июля ветерану войны и труда Владимиру Ермолаеву. «Дожить бы до праздника Победы и до своего юбилея», - c ноткой грусти в голосе говорит он при встрече.

Владимир Михайлович со своей супругой Александрой Степановной живет в городском поселении Свердловский, Щелковского района, Московской области. Вместе они уже более 60 лет. Несмотря на то, что ветеран болен, встретиться со мной согласился с удовольствием, но предупредил: «Во время войны и после я работал в основном на секретных объектах, поэтому называть их не буду…»

Володя Ермолаев родился в Свердловке, здесь же учился в школе. Когда началась война, ему было всего 16 лет. Но как только юноше исполнилось 17, его вызвали в военкомат. Шел 1942 год. В военном комиссариате молодому человеку предложили пройти обучение на специалиста по ремонту самолетов.

- Я согласился. Направили меня на четырехмесячные курсы на Опытный завод на Чкаловской, который относился к Государственному Краснознаменному научно-испытательному институту Военно-воздушных сил Красной армии. Нас учили заправлять самолеты горючим и боеприпасами, устранять в них неполадки, готовить к бою, летать и так далее, - вспоминает В. Ермолаев.

Однажды Володю и его двух сослуживцев вызвало начальство и предупредило, что за ними придет машина, которая отвезет к самолету, стоящему в одном из ангаров. А что делать, объяснит на месте механик.

- Куда нас везли, я так и не понял, но мы действительно подъехали к огромному ангару, где стоял американский двухмоторный самолет «Норд-Америкен», - продолжает мой собеседник. – Как выяснилось, он был серьезно подбит и спущен на нашей территории. У него была повреждена правая плоскость крыла, полетел отсек управления. На ремонт нам дали всего одни сутки.

После осмотра ребята, засучив рукава, принялись за работу. Только одних болтов при замене плоскости им пришлось cнять и установить в количестве примерно 300 штук. Работа шла весь день и всю ночь. Трудились добросовестно, потому что понимали – самолет нужно восстановить в обозначенный срок. Действительно, задание было выполнено на «отлично». В результате каждому была объявлена благодарность.
Еще один интересный случай произошел с Владимиром Михайловичем в одной из воинских частей.

- Стоим, тишина, и вдруг в небе откуда ни возьмись появляются три немецких «Мессершмитта», - начал рассказ ветеран. - Не прошло и минуты, их тут же встречают наши самолеты «ЯК». Стоит сказать, что эти боевые машины только что появились в вооружении Красной Армии, и скорость их была гораздо выше немецких самолетов, - поясняет ветеран. - Завязался воздушный бой. Один из «мессеров», почуяв, что не сможет противостоять нашему «яку», дал деру. Наш, не долго думая, погнался за ним! (весело смеется – авт.). Финал этого поединка летчик рассказывал нам уже, когда вернулся обратно. «Я его догнал, - говорит, - долбанул винтом своей машины прямо по хвосту его самолета и отрубил! Короче, сбил!» Мы так радовались за него!

Владимиру Михайловичу за время войны пришлось бывать на очень многих секретных аэродромах. Его группу обычно вызывали, ставили перед ней задачи и сроки их выполнения.

- Часто мы даже не знали, куда летим, - продолжает он. – Приземлялись на каком-то из аэродромов, меняли поврежденные детали самолета и возвращались обратно на свою базу в Чкаловский. Приходилось летать нам и за линию фронта, подменять в полетах кого-нибудь из экипажа, например, радиста. Часто работали сутками, уставали очень, буквально валились с ног, но мы понимали, что от нашей работы зависят жизни многих людей. Кстати, самолеты, которые мы ремонтировали в Чкаловском,участвовали в боях на всех фронтах Великой Отечественной.

После окончания войны Владимира вновь вызвали в военкомат. Исполнилось ему тогда 21 год – возраст, когда в то время призывали в армию. Ему сказали, что, конечно, он с 17 лет прошел войну, но, к сожалению, людей в армии не хватает, особенно в морском флоте, и предложили пройти обучение на водолаза.

- Я согласился. Меня отправили учиться в Ригу, - говорит он. - Это был 1946 год. Служил в судоподъемном отряде на Балтийском флоте на протяжении более пяти лет. Там же получил еще одну специальность – радиста, которая в жизни мне особенно пригодилась.

После службы в армии Володя вернулся в родную Свердловку. Нужно было устраиваться на работу. За помощью он обратился в Щелковскую комсомольскую организацию. Сказал, что имеет профессию радиста. Тогда молодежную организацию, по словам Владимира Михайловича, возглавлял Бирман Михаил Наумович. Он и порекомендовал кандидатуру Володи руководству радиостанции в Чкаловском. Его вызвали, посмотрели документы и без собеседования приняли в качестве наблюдателя за работой оборудования. Проработал он там в течении восьми лет. Одновременно закончил и школу рабочей молодежи.

Потом Владимира Михайловича порекомендовал один из его друзей руководству Института прикладной математики Академии наук СССР в Москве. Его приняли в качестве механика по электрике, ЭВМ. Директором института тогда был известный советский ученый Мстислав Келдыш. Отсюда В. Ермолаев ушел на пенсию.

Кстати, Владимир Михайлович рассказал и историю знакомства со своей супругой Александрой Степановной. Шура Самолетова (так ее звали) после окончания Московского текстильного техникума была распределена на Тонкосуконную фабрику имени Свердлова в качестве технолога по шерстопрядению. А Владимир Ермолаев как раз только демобилизовался.

- Я с друзьями пришел в гости в общежитие, где жили девчонки с фабрики. В это время в гостях у своей подруги Лизы Харламовой была и Шурочка, - рассказывает ветеран. – Я ее сразу приметил – красивая такая. Познакомились. Когда я узнал, что ее фамилия Самолетова, понял – это судьба (смеется – авт.)!

У Александры на то время уже была своя комната, которую выделила фабрика. Владимир пришел к ней в гости. Оказалось, что за Шурочкой ухаживает какой-то кавалер. Он, долго не раздумывая решительно заявил, ему, что Саша его девушка. Встречались они год, а потом поженились. Вместе уже 62 года. В настоящее время живут в городском поселении Свердловский.

Владимир Михайлович Ермолаев

Родился 12 июля 1925 годав Свердловском, в семье рабочих. В 1942 году военкоматом был направлен в Чкаловский в качестве специалиста по ремонту самолетов. В 1946 году призван в армию в Балтийский флот. Через пять лет вернулся в Свердловский, устроился работать на Чкаловскую радиостанцию. Одновременно учился в школе рабочей молодежи. Через восемь лет был приглашен в Москву в Институт прикладной математики. Отсюда ушел на пенсию. Женат. В браке с Александрой Степановной живет более 60 лет.

Медали и награды

Медаль «Победа над Германией», все юбилейные медали, «Ветеран труда». Значки «Фронтовик», «Союз-Аполлон».

Фото автора