Как белка в колесе. Глава 34

Владимир Галин
                ГЛАВА  34


                КАК  БЕЛКА  В  КОЛЕСЕ.

                «Хочешь жить, умей вертеться»
                ( Из школьного альбома )



                Да, « ...Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой» , такова жизнь.

                Как ни болела, но померла. Так и осень 63 года. Ноябрь пролетел быстро,как и первый день декабря, не успел оглянуться, как зима катит в глаза. Переход на зимнюю форму одежды. Весь день вертелся в коловороте разных дел, как белка в колесе.

                По приезду в колонию сразу оперативное совещание у начальника колонии. Держать надо ухо остро, на то и ярмарка.Увеличение работающих по требованию руководства стройки , имеет свою оборотную сторону медали. С увеличением плюса  растёт и минус с приходом новых этапов, куда администрация старается спихнуть своих злостных нарушителей.

                После оперативки у начальника я в зоне провёл планёрку  с начальниками отрядов , которым после полученного ЦУ-Ценного Указания , в свою очередь дал им ЕБЦПУ- Ещё Более Ценные Практические Указания.

                После чего в индивидуальном порядке проверил состояние  воспитательной  работы в отрядах Жунусова, Ростунова, Глазырина и Костюк , с одновременным инструктажем по вопросам индивидуального учета  поведения заключённых, о оформлении наглядной агитации, о работе с активом отряда, о организации и шефской работы и переписки с родственниками, О повышении общеобразовательного уровня и проф тех обучении заключённых, О развитии трудового соревнования и работе со злостными отказчиками от работы, о санитарном состоянии общежития  и охране здоровья  заключённых. О подготовке личных дел  для представления к условно досрочному освобождению.

                Ежедневный приём по личным вопросам, посещение бригад на объекте, подготовка художественной самодеятельности к дню Конституции СССР, открытое политзанятие в отряде № 8 -начальник отряда Алеутдинов, собрание бригадиров швейного цеха  о повышении качества и трудовой дисциплины, обсуждение на Совете коллектива колонии итогов работы СВП-(секции внутреннего порядка )

              С отчётом о подготовке трактористов-машинистов и организации их работы в целинных совхоза я летал в Алма-Ату на коллегию министерства. Наш опыт на коллегии был одобрен и рекомендован другим подразделениям использовать в своей практике исправления и перевоспитания осуждённых.

                В качестве поощрения мне было присвоено внеочередное звание «капитан в/с» и ценный подарок фото аппарат «Зенит». Начальники отрядов, принимавшие активное участие в подготовке механизаторов , были награждены Почётными грамотами министерства.

                С повышением моего авторитета появились и завистники  недоброжелатели . Одним из них стал Павлуша Петухов, который как и настоящий петух только кукарекает, но яйца нести не может.Я никогда не обращал внимания на своих недоброжелателей, всегда полагался на то, что Бог всем нам судья, тем более что у меня всегда была совесть чиста, а враки недругов ,как грязь ко мне не приставали, хоть на некоторое время пятно оставляли.

                Х        Х          Х

         P.S.  Сей час , 4 апреля 2015 года, 20:10 , когда я на кампе набираю текст этой главы, по скайпу на связь из Винницы вышла Олеся, о рождении которой в Павлодаре, я буду рассказывать в следующей главе «Дети-цветы нашей жизни».

           А сейчас она сообщила, что собирается приехать ко мне на Юбилей  22 апреля, чему я безгранично рад!  Повидался я и с внучками Дашей и Настей, которые из-за учёбы в школе не смогут приехать тоже.

                Х         Х           Х

               8 декабря мы отметили день рождения Гали. Ей исполнилось 28 лет! Таким образом мы снова с ней сравнялись в года, мне тоже 28 !  А вместе 56! И что с нами произойдёт и что случится, когда мы достигним этого уже преклонного возраста, одному Богу известно. А сейчас мы ждём , что в новом году у нас родится третий ребёнок , и мы уже твёрдо решили, что если будет мальчик , назовём-Рома, а если будет девочка- назовём Олеся, как хотели ещё назвать вторую дочь, но бабушки рассоветовали.

             На торжественный ужин пригласили только соседей по лестничной площадке-Колю с Тоней. Он -бригадир бетонщиков, она- крановщица на высоком строительном кране. Интересные люди и простые, как правда.

  28 лет-треть жизни, но мы себя осознаём юными, у которых есть только начало  и ещё не видно конца.

             На следующий день , в воскресенье, я побывал в ИТК № 24 и навестил Вершинина, у которого серьёзно осложнились отношения с администрацией, как будто прокаженный. На мой вопрос. Что ему мешает элементарно соблюдать режим и субординацию , он толком ничего не мог ответить , только спросил, может ли он после освобождения пожить вместе с нами.На этот вопрос я не смог дать ему ответа, потому что вопрс был неожиданным и я не представлял, как это может быть через полтора года. Шефство моё над ним стало заходить в тупик. Всё уже было переговорено, а воз оставался и нынче там.

             Конечно, я в нём вижу природное дарование и прилагаю усилия , чтобы его способности не увяли в месте с ним. И чтобы ему не пришлось повторить строки из Полежаева:»...не разцвёл и отцвёл в утре пасмурных дней»

            К концу нашей встречи у него улучшилось настроение. Он приободрился. И тут же на фотографии моей дочери, которую я ему показал, сделал надпись:

                Милый ребёнок!
                Ты взором упрёка
                Меня осуждаешь.
                За гнусность порока.
                И пальчиком маленьким
                вечно грозя,
                Серьёзно лепечешь,
                так жить нельзя!

                До конца срока ему ещё предстаит отсидеть восемьнадцать месяцев- дистанция огромного размера, а пути Господи, как известно,  неисповедимы. За это время он или окончательно поймёт, что так «жить нельзя», или окончательно погибнет , как поэт»невольник чести» Состояние его меня тревожило. Удручённым я вернулся домой.

               После возвращения мы с Галей занимались уборкой в квартире. Мыли, стирали, чистили. Редкий случай, когда почти весь день мы были вместе и всё время посвятили семейным делам.Потом навестили наших друзей по строй городку Данилишей Илью с Ольгой. Сходили в кино, благо кинотеатр рядом.

            Для кого понедельник-день бездельник, но только не для меня. Для меня -мочи мочало и начинай всё сначала, как говориться, снова и ладом.  А теперь тем более, когда мне приходится исполнять ещё и обязанности начальника колонии , раньше 10 часов вечера домой не возвращаюсь. Дело в том, что начальник колонии Аничкин отправлен на пенсию, а начальником колонии, пока я работал в совхозе,был назначен Асташов, который заболел, и обязанности начальника на время его болезни возложили на меня. А это соответственно не только увеличило нагрузку , но и ответственность. К стати сказать, что я не огорчился, что начальником  колонии назначили не меня, я и сам не очень хотел, да и судьбе,видимо, было угодно, чтобы я шёл другой жизненной дорогой.

              Нельзя сказать, что я уже утомился ,и у меня нет сил уже работать дальше, нет , просто душу гложет неудовлетворённость в своей работе от того, что некогда голову поднять к небу, что день сливается с ночью, что нет время.чтобы поразмышлять над листом бумаги. Давно надо было написать для Алма-Ата статью «Дело нашей жизни», но воз и ныне там.

              Утром всех начальников колоний вызвали в областное Управление к Киселёву и Рамозанову на совещание с отчётами о  оперативно-хозяйственной  деятельности подразделений, которые, как всегда, находятся не на должном уровне.И всё это стоит разрушению нервных клеток, которые не восстанавливаются. А начальство для того и начальство, чтобы драть с подчинённых три шкуры.

                По настоянию хоз органа стройки был увеличен контингент нашей колонии в двое и теперь наша телега скрипит и  трескается по швам. С одной стороны от постоянного приёма этапов и их адаптации к нашим условиям, а с другой стороны руководство стройки , которое добилось увеличения числа работающих, а уровень снабжения строительными материалами осталось прежними. У нас из-за этого простои на производстве и мы же в этом виноваты, что не принимаем мер. И нашей тяжбе с хоз органом не видно конца, а сроки пуска объекта в эксплуатацию становятся всё короче. А это касается высшего партийного руководства области, которое перед центром за всё в ответе.  И тут всё тот же принцип : «Умри ты сегодня, а я -завтра».

           Строительство-государственное дело, а исправление преступников разве не государственное дело? Вот и выходит, что говорим много, а делаем мало. И получается, что на словах у нас человек на первом месте, а потом всё остальное.

            Бесконечные и постоянные наветы и тяжбы. Нам  тыкают, с нас чинят спрос за невыполнения графика строительства, а условия организации работ и снабжение стройматериалами остаются прежними.Так работать нельзя. Каждый должен делать своё дело и нести персональную ответственность за результаты.

            К концу декабря зима окутала обледенелую землю снегами. Не смотря на трудности на строительстве в колонии общая обстановка остаётся благополучной. Я устал и с нетерпением жду, когда же , наконец, выйдет на работу и приступит к своим обязанностям  начальника Асташов.

                Вновь назначенный начальником оперативной части капитан Епифанов мне положительно понравился. Толковый  и деловой он сразу вошёл в курс дела и ,как говорится, взял быка за рога. Образный и оригинальный язык.  Свой рабочий кабинет называет-апартаменты, столовую- трактир, наш , с позволения сказать, автобус(авто зак)- катафалком, оперативника Никулина-т околоточным. Сам вдумчив. Не бросает слов на ветер. Всех злостных нарушителей режима взял на персональный учёт и систематически начал вести с ними профилактические беседы.

               А вот работа зама по режиму Бирюкова меня не удовлетворяла. От него я ожидал большего. В разговоре многословен. В действиях мало инициативен. Показательно дисциплинирован. Мне даже бывало неловка, когда он при моём появлении  встаёт и при докладе  ,как при команде»смирно» , держит руки по швам. Явно склонен к соблюдению субординации по принципу- « ты начальник-я дурак, я начальник- ты дурак». Я таких позиций не разделяю, потому что « ...Осёл останется ослом, хотя осыпь его звездами, где надо действовать умом, он только двигает ушами»

                Я снова побывал в ИТК № 24 навестить  Вершинина. Зам по режиму майор Пискунов сказал мне: « Я вашего  Вершинина водворил в ШИЗО на 10 суток за грубость и оскорбления. При этом Вершинин просил не передавать вам , что он наказан»    Я действительно при последней встречи с ним сказал ему, что если он ещё раз допустить нарушение , я прекращу своё отношение с ним. А он мне после нашего последнего свидания написал: « 

                « Здравствуй, Володя!
             Как  ты не скромничал, а я обязан тебе  выразить: «ты много на меня действуешь». Эти маленькие беседы-летучки, хватаясь за мои извилины , много оставляют лекарственных слов.  С лекарственными улыбками я их вспоминаю. Да, ты выполняешь свой долг, у тебя есть чем гордиться. Завидую тебе. Радуюсь твоими успехам. И теперь  моя задача воспеть тебя- человека , и я постараюсь исполнить своё желание.»

               Но , видно, не зря говорится, что благими намерениями  вымощена дорога в ад. Ни как он не может взять свой строптивый характер в свои руки и стать хозяином своей судьбы. Набивает себе шишки на ровном месте. Это меня угнетает. Хорошо ещё, что ни кто не упрекает меня за то , что я постарался, чтобы его перевели из Омска в нашу колонию. Кому нужны нарушители режима?

                Во второй половине дня состоялся пленум горкома партии . Перед партийными организациями ставилась задача обеспечить  через 3 месяца  пуск в эксплуатацию  ТЭЦ-1  и самого Алюминиевого завода. В зале заседаний не было свободных мест. Меня поразило полная пассивность и равнодушие аудитории  при обсуждении решаемого вопроса. На трибуну  из президиума  выступающих вызывали по списку. Выступления были вялые, не конкретные и не самокритичные. В зале кто дремал, кто читал, кто разговаривал с соседом. Очевидно, Что большинству слушателей было безразлично, пустят ли в назначенный срок или нет. Оно и понятно, мобилизация сил и средств делается в рабочем порядке .

       Во время перерывов  в кулуарах пленума ко мне подошёл начальник ИТК № 24 и попросил посетить Вершинина  и сказал : « Я посадил его в изолятор. Он даже не хочет говорить, считает это ниже своего достоинства .Думает, что он умнее всех. Ведёт себя вызывающе. Если он не сделает для себя выводов, то тогда я его буду давить и давить»

          Мне это выслушивать было неприятно. Не знала баба хлопот ,да купила поросёнка. Но что я мог изменить на расстоянии. Я об этом рассказал Гали. Она согласилась со мной, что ума много не надо , чтобы давить, а вот как всё таки найти подход к человеку и установить с ним правильные взаимоотношения , это и долг и обязанность наши.   Получается, что и я толку воду в ступе?

             Пока не выйдет на работу Асташов, я не мог посетить Вершинина.

            Но я пока не знаю, как мне поступить, и что я ещё могу ему сказать. Чтобы изменить человека, надо изменить обстоятельства , в котором он находится и организовать практическую деятельность. А в том положении, в котором он оказался снова, изменить что либо практически не возможно. И выходит, куда не кинь, всюду клин.

               А в нашей колонии ежедневно свои дела, свои заботы и непредсказуемые события. Так только за последние дни  едва не произошло два  ЧП- чрезвычайных происшествий.

         Первое. Заключённый Михайлюта , здоровенный, как горилла, детина  сумел на рабочем объекте напиться и после возвращения в жилую зону  учинил такой дебошь, что его едва удалось утихомирить и изолировать . Вспомнился давний случай, когда заключенный Сельверстов в пьяном бешенстве кидался на всех и кричал: « Суки вы! Всех порву, всех порежу!!!»  А этот набычился, выкатил налитые кровью глаза , с пеной у рта, высунул язык и орал: «Эх, душа  зека! Дайте мне пулемёт , всех порешу гадов! Я всех вас прикончу!» Бросался на меня, но его сумели скрутить и связав , изолировали в штрафной изолятор.

        Второе ЧП.  Заключённый  Свищенко на рабочем объекте пытался повеситься.  Даже точнее . повесился, но благодаря добросовестного несения службы надзиратель Абдулаев во время обнаружил его и сумел вытащить Свищенко из петли.  Всё хорошо, что хорошо кончается.