Рая

Татьяна Вяткина -Сергеева
Фашисты отступали, но вместе с отступлением  продолжали сеять смерть среди мирных жителей. Город являлся стратегически важной точкой боевых действий. Поэтому командование наступающей армии приняло решение жителей города, в основном женщин и детей, отправить за реку, «за мост» - как говорили местные. За реку – это значит километров за 100 от города.
Понятно, нормальных  условий для  беженцев в освобожденных деревнях не было. Жители сами с трудом сводили концы с концами, чтобы как-то протянуть до лучших времен.
Вот в такую обстановку попали две девчушки, две сестренки девяти и шестнадцати лет вместе со своей больной матерью. Мать слабела день ото дня, и ничто уже не могло ее спасти. В доме, где им посчастливилось остановиться, кроме них находилась еще толпа женщин и детей. Никому не было дела до бедующих девчушек и их матери. Каждый думал о том, как спасти от голодной смерти себя и своих детей.
Наступил день, когда сердце матери перестало биться и она, оставив на волю Божью своих кровиночек, отошла в мир иной.
Ослабевшие и отупевшие от голода женщины, кое-как смогли вынести тело усопшей в сарай, предоставив девочкам самим позаботиться о похоронах матери. Старшая сестра Рая приказала меньшей Валюшке сидеть рядом с матерью, а сама пошла по деревне в поисках помощи. Но это оказалось безнадежным делом. Девочки большую часть времени сидели возле матери, а когда становилось невмоготу от холода, уходили в дом. Только через несколько дней, когда тело усопшей стало распространять невыносимый запах, взрослые позаботились об ее упокоении.
Сестры остались одни. Валюшка все время плакала и канючила, что ей очень хочется хлебушка.
- Не хнычь, что-нибудь придумаем, - успокаивала Рая сестренку, а сама представить не могла, что делать. Находиться дальше в деревне невозможно, возвращаться домой нельзя – линия фронта.
В деревне остановилась небольшая воинская часть. Жизнь слегка оживилась. Ведь у солдат есть кухня! Но еды все равно не хватало.
Красавица Рая уже несколько раз приходила за супом к кухне. Повар, немолодой солдат, с интересом посматривал на девчонку, а потом, когда рядом никого не было, прижал ее к теплой стенке кухни и сладострастно прошептал:
- Есть-то хочется, красавица?
- А ты как думаешь? – смело глядя ему в глаза, ответила Рая.
- Приходи вечерком, я тебе тушенки с хлебом дам, - тяжело дыша, покрывшись испариной, предложил солдат.
- Пусти, - с силой отпихнув от себя приставалу, Рая бросилась прочь.
Возле дома  бродила бледная, голодная сестренка.
- Принесла? – с надеждой бросилась Валюшка к сестре.
- Принесла.
Сестры присели на скамейку и прямо на улице, достав из карманов ложки, стали есть вкусный армейский суп.
Рая с тоской думала о предложении солдата. Она прекрасно понимала, что кроется за приглашением на вечернее свидание. Но запастись тушенкой с хлебом, значит спасти сестренку и себя от мучительного чувства голода, от неминуемых болезней. Другого способа выжить в те страшные дни девушка не находила.

…Ненавистные свидания спасли сестер от голодной смерти, помогли им добраться назад в свой город, освобожденный от немцев. Но в городе сирот ожидал очередной удар – дальние родственники, посчитавшие, что девчонки сгинули в эвакуации, заняли их дом и освобождать не собирались. Они предложили сестрам поселиться в малюсенькой времянке, стоявшей в огороде.
Кое-как обустроившись, выплакав немало слез, Рая поняла ; главные слезы впереди: она беременна. Тушенка и хлеб оставили о себе неизгладимый след.
Чтобы как-то прожить,  ей пришлось отправить Валюшку в детдом, открытый после освобождения города,  а самой устроиться на работу на восстанавливаемый молочный завод.

Через девять месяцев у неё родилась красавица дочка. Спустя несколько лет Рая вышла замуж, родила вторую дочь. Рая прожила длинную  жизнь. Ей посчастливилось увидеть внуков и правнуков.  Жизненно важные решения Рая принимала всегда решительно, без долгих колебаний.