Второе

Аннетта Сокольникова
Люблю второе число. Второй шанс, вторая попытка, второе небо. Не знакомое выражение? Зря. "My second sky"- одно из самых распространённых выражений восторга у англичан и американцев. Именно second, не another.

В голову не приходит задумываться над привычным для русских выражением "второй сорт", "вторичный рынок". Возможно потому, что отношения - любые - это не базар, не супермаркет, не фондовый рынок. При этом, именно в отношениях мы чаше всего торгуемся, отдаём, ожидая взамен чего-либо, ждём, проверяем, не обвесили ли.

Второй шанс от этого излечивает. Не так быстро, как хотелось бы, но излечивает. Разбившись однажды, второй раз лестницу в небо ставишь куда осмотрительнее. Или - не ставишь вообще. Вариантов несколько.

1. По инерции
Это грустный вариант. Живёшь с кем-то, уже не испытывая даже чувства банального физиологического влечения. Раздражает практически всё в человеке, даже то, как он дышит. А ты - живёшь дальше, с тупым чувством сожаления и обиды. На себя - за то, что не хватает духа просто встать и уйти. Или выставить за дверь предмет раздражения. На человека - за то, что у него не хватает ума понять, насколько он раздражает. И не хватает такта, чтобы уйти или озвучить: всё, конец. Рутина медленно поглощает, как болото, все основные чувства. И очень скоро собеседником и конфидентом становится стакан с чем-то горьким, крепким, дурманящим. Ты пьёшь по ночам, а днём живёшь - по инерции. Ровно до того момента, пока сила этой инерции не  ослабевает настолько, что ты просто перестаёшь быть.

2. Стереотипы
Со стереотипами, как ни странно, всё обстоит ещё грустнее, чем с инерцией. Жизнь в стиле "ну пора уже, как бы", "родители говорят, надо жениться/замуж", "все друзья уже при семьях", "что одному/одной мыкаться" - о, это прекрасные мотивации для создания отношений. Тут уже, обычно, не играют роли ни чувства, ни духовное родство, ни даже банальная гармония в сексе. Подход один: надо. Конечно, в идеале он/она с квартирой, машиной, солидной работой, но, если нет - не проблема. Сойдет и "одноклассница, та серая мышь из соседнего дома", и "Ванька, который после армии в ментовке работал", да и прочие, кто долгое время был вне котировок. В день свадьбы, возможно, появится даже некоторое подобие нежности в партнёру, как бы в благодарность за то, что теперь стереотипное "ну вот и я с кольцом" соблюдено. Дальше - как обычно. Дети, если повезёт. Дача, в кошмарных ****ях, но "мы из неё конфетку сделаем". Отдых раз в год со стандартным набором обязательных кадров: "мы и море", "наш малыш и море", "мы пьём пиво у моря", "мы и цветочки у моря". Потом несколько до безумия похожих друг на друга лет, потом пенсия, потом небытие. И - призраком - изредка приходящая мысль: а ведь жаль, что с той/тем не вышло. Ну, зато всё, как у людей, было.

3. Одиночество alias свобода
Пожалуй, один из самых спорных вариантов. Многие так умело защищают своё больное место, свою неспособность разделить жизнь с кем-то, что на мгновение веришь в этот удивительный двуликий лозунг. "Одинок? Нет, свободен". Признаюсь честно: лозунг хороший. Но только тогда, когда он не слишком матёрый. Лет до 30-ти он работает, а дальше применим только в виде исключения - к исключительным людям. В остальном же, свободная жизнь вовсе не такая райская штука, как кажется. Чисто внешне она может быть даже красивой, а на деле? На деле - случайные партнёры, отсутствие теплоты в отношениях, банальное удовлетворение физиологических инстинктов, гулкое эхо своих же шагов, застоялый запах чего-то очень грустного в квартире, холод от стен, озноб без причины. "Наш-то - плейбой, всё выбирает, небось ему только принцесса нужна!" - говорят те, кто видит лакированную сторону свободы. "Наверное, тяжело засыпать, глядя в потолок, потому что рядом никого нет, на кого хотелось бы посмотреть?" - тихо спрашивают видящие чуть размытую сторону свободы - одиночество.

Вот именно из-за этих вариантов я люблю второй шанс. Изучив себя, определив свои сильные и слабые стороны, объективно спросив - саму же себя - что я могу, а что нет, к чему готова, а что отрицаю, я могу абсолютно откровенно использовать, если судьба его даст, свой второй шанс. Звучит немного цинично, наверное. При этом, здоровая доля цинизма всегда помогает объективно относиться к себе, в первую очередь.

Не стоит бояться говорить то, что чувствуешь. Второго шанса сказать "я тебя люблю" может и не быть. Точнее, он будет всегда, вопрос лишь в том, услышит ли тебя другой человек. Бесполезно строить догадки и предполагать, что думает партнёр. Да, основываться на тоне, интонации, выражении лица - неблагодарное занятие. Наши маски, порой, прочнее титана. Мы носим их не из-за тяги ко лжи или лицемерию. Мы защищаем тех, кого любим, от нас же самих. И делаем это потому, что любим, а не потому, что мы актёры. Однажды жизнь повернётся так, что маски будут сброшены. И вот тогда всё станет ясно. Если человек, обнажая свою душу в разговоре, взгляде, жесте, не найдёт отклик, эти отношения не были любовью. Простой и горький тест.

Год назад, утром, таким же серым и холодным, мне снилось, что я смотрела, как ты спишь. Беспокойным, тяжёлым сном, который больше походил на кошмар. Я тихонько гладила твои волосы, лицо, руки, думая о том, как сильно я люблю тебя. И мне ничего не нужно было взамен. Я помню, как ты иногда просыпался, смотрел на меня странно-потерянным взглядом, а отключаясь снова, пытался мне улыбнуться. Прошёл год. Ты всё ещё снишься. Ты спишь спокойным сном, без судороги на лице, без тяжёлого дыхания, без кошмаров. Не так важно, что твоя и моя жизни наполнены абсурдными событиями, что мир сходит с ума, что мы живём в каком-то дурном кино. Это не важно, поверь. Кино закончится. Мир может делать, что хочет. События меняются столь стремительно, что мы привыкнем относиться к ним с философским спокойствием. Second sky - это не так уж и плохо. У каждого из нас был реальный шанс упасть с обрыва в пропасть. Но любя тебя, я поняла, что с обрыва можно упасть и в облака.