Куда девался страх

Татьяна Пушкарева
Она совсем не умела плавать. Уж так сложилось. Мало того, поверхность водоёма действовала на неё примерно так же, как удав на кролика: вызывала оцепенение и страх.

После второго курса пединститута на пионерскую практику её направили в пионерский лагерь химзавода имени Верещагина, размещавшегося в Яровом.
С территории завода в лагерь на берегу озера Топольное их привезли автобусами. Место оказалось замечательным. К работе с ребятнёй она была подготовлена теоретически и методически, к тому же, не забыла своей вожатской практики в школьные годы. С первых часов пребывания активно приступила к делу: после анкетирования организовала выборы актива, распределение обязанностей, составление плана работы на смену. Закипела жизнь в 4-м отряде: оформлялся отрядный уголок, проходил шахматно-шашечный турнир, проводились тематические конкурсы рисунков и поделок из природного материала, состоялся костюмированный бал, на рассвете до завтрака ходили на рыбалку, чередовались подвижные игры на воздухе и купание в озере.

Незаметно прошло десять дней, после которых полагался двухдневный выходной. Она ждала его, чтоб съездить домой в Славгород: повидаться с родными и забрать, наконец, письма, которых, не сомневалась, накопилось немало за это время.
Дорогу в село, где находилась автостанция, ей указали работавшие в лагере местные жители. Безлюдная ранним утром тропинка вела через лесок. Шорох, лёгкое покачивание веток, неожиданные звуки, сопровождавшие пробуждение его обитателей, заставляли трусиху настораживаться. Тем более что впереди стала виднеться широкая мужская спина.
Остановиться и подождать, пока незнакомец пройдёт, было глупо, а следовать за ним – страшновато. Однако тот напористо уходил вперёд, и она не стала медлить, чтоб не опоздать к автобусу.
Тропинка из леса вышла к речке Песчаной, шириною метров в тридцать, с прозрачной водой и дном, усыпанным галькой. С этого берега на тот был перекинут мостик: едва не сразу над поверхностью воды на прожилинах, соединявших берега, поперёк были закреплены дощечки – и всё, никаких тебе перил.
Мужик, не сбавляя шага, ступил на мостик и двинулся дальше. Когда она приблизилась к берегу, незнакомец миновал уже середину моста, а тот, раскачиваясь от принятой ноши, что называется, ходуном ходил.  Ступив на это сооружение, она в полной мере почувствовала качку над поверхностью воды и в ужасе отпрянула обратно, в первый момент успев подумать даже, что плакал её выходной – придётся вернуться в лагерь.


Человек, достигший уже противоположного берега, оглянулся и подбадривающее крикнул:
- Не бойся, иди! Тут неглубоко,- затем продолжил свой путь.
- Вот ещё! – невольно ответила она ему в мыслях и решительно подошла к мосту.
Решительность оказалась какой-то неустойчивой. Робко ступив вперёд ещё несколько раз и не отрывая взгляда от воды, она опять ощутила головокружение, грозившее падением вниз. Как быть?..

Переход всё же состоялся. Сдерживая позывные паники и головокружение, вызывавшее шаткость и подташнивание, а взглядом стараясь цепляться за противоположный берег, тихонько ставила она ногу вперёд и затем столь же тихонько подтягивала к ней другую, продвигаясь по шатавшемуся над водой мосту…
…Из дома в лагерь возвращалась иной дорогой: дольше, но спокойнее. И казалось, к тому мосту уж точно никогда не подойдёт.

Но вот он, план работы: планировали – надо выполнять. Предстояла торжественная пионерская линейка у памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в том самом селе. И маршрут предстоял тот же – через лесок и речку.
Утром после завтрака отряд выдвинулся в путь: 24 десятилетних подопечных с отрядным флажком, горном и барабаном  и они с напарницей.
 
Она себя не узнавала. Решительно и уверенно вела отряд лесной тропинкой. На берегу оставила напарницу с детьми, наказав тем строго-настрого стоять и ждать, к мосту не подходить. Затем взяла за руки первых двух и повела через мост. Ей в голову не приходило думать о себе: она была всецело занята детьми. Заботливо, но чётко и строго перевела на другой берег, внушила без нарушений ждать остальных и тут же поспешила обратно. Воды не замечала и не чувствовала колебаний моста: предельно сконцентрировалась на безопасности детей, держа всех в поле зрения. Одиннадцать таких периодов туда и обратно…. Наверное, напарница не хуже б справилась, судя по тому, как провела пару оставшихся ребят. Но старший в группе не должен перекладывать ответственность на других.

…К окончанию лагерной смены ребята из отряда не хотели расставаться. Уже объявили посадку в автобусы, а они, обнявшись, стояли тесным кругом, не в силах унять слёзы и оторваться друг от друга. Они подружились между собой и были влюблены в отрядных вожатых. Их памяти ещё долго предстояло извлекать из прошлого замечательные сюжеты из прожитых  в лагере дней. В том числе, самый незабываемый - торжественную линейку возле сельского обелиска с горном и барабаном, пронзительными стихами Рождественского и минутой молчания. И переправу через речку и обратно.

А ей так было радостно, что с честью отработала сезон: смогла, смогла, знать, правда, вырастет в хорошего учителя! И до слёз было горько от неизбежности прощания с первыми в профессиональной жизни воспитанниками: прикипела сердцем, полюбила этих милых почемучек и проказников. Изо всех сил она старалась держаться и их подбадривать. И, перебирая в памяти самые лучшие и самые непростые моменты их смены, искренне удивлялась: куда девался её страх?