Глава 19. Таблички

Сущность Заклинания
Глава 18 - http://www.proza.ru/2015/03/15/484

Ночью я устроился в зале, чтобы никому не мешать – Еон спал, а Марта, Элиза и Арчибальд разговаривали в комнате хозяина. До сих пор было странно, что люди могли совсем не спать. Но на то они и были бруталийцами, верно?
Апони дала мне одежду своего народа – штаны и кофту с бахромой. И теперь предстояло из этого и подарка принцессы сделать что-то, привычное мне.
Поэтому я, вооружившись ножницами и иглой с ниткой, работал над новым костюмом. Марта и Апони были правы – в малице было жарко. Но я стоически не обращал на это внимания – ведь переодеться всё равно было не во что.
Свет из камина золотил медвежью шкуру, укрывавшую пол. Боковое зрение выхватило заглянувшую в зал Марту.
 - Чем это ты занимаешься? – Она подошла, удивлённо глядя на разложенную одежду.
 - Переделываю под себя.
 - Охота тебе возиться? Надел бы килт.
 - А ты бы согласилась надеть штаны?
 - Нет, конечно!
Я многозначительно промолчал, чтобы до неё дошло. Девочка постояла рядом, потом опустилась на шкуру и взяла килт. Я заканчивал срезать бахрому; боковое зрение выхватывало из зыбкой полутьмы движения принцессы.
Постепенно подступала усталость. Я зевнул, выпрямившись и прикрыв рот кулаком, и тут же заметил испуганный взгляд девочки. Она быстро опустила глаза к пряжке в своих руках.
 - Уф… до сих пор не привыкну.
Я кивнул, снова принимаясь за работу.
 - Я тоже – к вашей особенности. Как вообще вышло, что вы неспящие? Как тогда отдыхаете?
 - Сидим. Лежим, - удивилась Марта. – Как и все.
 - Но во сне мозг обрабатывает информацию, «отдыхает». А вы постоянно бодрствуете. Какова тогда продолжительность жизни?
 - Лет девяносто в среднем.
 - И как объясняется ваша особенность?
Девочка пожала плечами.
 - Я не знаю. Могу у Арчибальда спросить, - она протянула мне то, что недавно было килтом. Теперь это был короткий плащ. – Держи, на холодную погоду.
Я улыбнулся, принимая плащ.
 - Спасибо, Марта. Пожалуй, этот костюм станет особо значащим – как подарок двух людей и напоминание о приключениях.
Марта тоже заулыбалась.
 - Это ведь тот шаман подарил?
 - Его ученица, - поправил я. – Апони.
Взгляд девочки стал лукавым.
 - Ученица, значит? И сколько ей?
Я покачал головой, понимая, куда она клонит.
 - Она просто друг. Жену я буду искать среди своего народа.
 - Ну-ну, - хмыкнула Марта, не поверив.
На этом разговор закончился. Я собрал обрезки и по пути к комнате выбросил в мусорку.

На следующее утро я отправился к Апони. Селение снова гудело, точно большой улей. Над домами вставало солнце, и полосы лучей расчерчивали дороги, слепили так, что приходилось жмуриться и опускать взгляд. Мимо сновали тени людей, животных, время от времени рядом мелькали повозки. Слишком шумно, в таком большом селении не сразу разберёшь, кто чем занимается. Заинтересовавшись, я начал приглядываться к отдельным людям, подмечая, как и что они делают.
Вот девушка-торговка из мурсиан – в коротком топике из рыжей шерсти, сама рыжая и с такого же цвета искусственными кошачьими ушками на голове – бойко выкрикивала, расхваливая товар. При этом каждое предложение заканчивала, мяукая.
 - Подходите, мяу! Самое свежее мясо курлыпря, только что убитого, мяу! Ещё тёплое, мяу!
С последними словами она подхватила кусок мяса с прилавка, за которым стояла, томно выгнулась, будто кошечка, и сделала вид, словно хочет вцепиться в добычу. К ней уже подходило несколько человек.
Следующими, на кого упал мой взгляд, были детишки. Они носились по обособленной площадке, гоняя шитый кожаный мяч. Их была целая толпа – большинство мальчишки, и несколько девочек. Тут были дети всех народов, живших в селении – череннов, мурсиан, бруталийцев, романцев… была даже парочка мурдийцев – к этому народу принадлежали Еон и Нильс. Ограда вокруг площадки, сбитая из палок, служила сиденьем для других детей, которые не участвовали в игре. Кто-то бурно болел за свою команду, кто-то просто переговаривался. Две девочки-романки в ярких, лёгких платьях над чем-то хихикали.
Я остановился посмотреть на игру, но то ли в ней не было правил, то ли я чего-то не понял – только смысла в ней не увидел. Уже собравшись расспросить ближайшего мальчишку-мурсианина об игре, я услышал оклик:
 - Тутти!
Ко мне подбежала Апони, размахивая ведром. Она чуть не задела прохожего, но быстро вильнула в сторону. Мужчина поморщился.
 - Что, игру смотришь? Да пойдём, они просто мяч гоняют, как захочется – чисто мурсианское развлечение. Они же как кошки.
Я уже по-новому взглянул на то, как дети бегают по площадке, и даже улыбнулся, сравнив их с домашними питомцами. Кошек я видел только в книгах, у нас бы такие животные замёрзли.
 - Я за водой вышла, - говорила Апони, когда мы направились дальше. – Смотрю – ты. Откуда такая одежда? Моя не понравилась?
 - А теперь присмотрись повнимательнее, - предложил я. – Знаешь, ты немного странная для вакэна. У тебя ведь тоже три духа-помощника?
 - Понял, да? – Девочка разглядывала мой костюм. – Почему это я странная? О! Так это же штаны, которые я тебе дала! А остальное?
 - Над этим мы вчера и смеялись. Подруга тоже захотела одеть меня в одежду своего народа.
 - Бруталийка?
 - Она самая.
Апони могла быть внимательной.
Девочка шла рядом, размахивая ведром, и оглядывалась с довольным видом.
 - Можешь рассказать, как ты встретилась с Нильсом и что за татуировки?
 - Да по дороге, - охотно ответила Апони, тряхнув  косами. – Я искала, где можно на время осесть, зашла в Панглию. Ну и наткнулась на него. Когда Нильс узнал о том, что я вакэн, он прямо засветился. Хочу, говорит, побыть в шкуре шамана! Я ответила, что это невозможно – а ну как кто помощи попросит, а ты откажешь. Какой из тебя вакэн? Он даже не смутился. Говорит, помогать будешь. Будто у меня других дел нет, как носиться с великовозрастным дитём, захотевшим в переодевания поиграть. Так бы он от меня ничего не добился…
Я вовремя успел оттащить девочку в сторону – она так углубилась в воспоминания, что не заметила проезжающей мимо телеги. Солнце уже поднялось выше и не так слепило.
 - Спасибо. Так вот, мы разговорились на другие темы, и он похвастался своей находкой. Двадцать глиняных табличек с малопонятными рисунками - говорит, нашёл при раскопках у Кудыкиной горы. Я сразу смекнула, что дело интересное, и духи-помощники подтвердили. Мимо такого просто так не пройдёшь. Я предложила поменяться – я ему какую-нибудь из своих вещей, он мне таблички. Нильс позарился на бубен. Жалко было, конечно, отдавать…
Мы уже подошли к колодцу. Я молча взял у Апони ведро и спустил вниз, дав ей возможность дорассказать, не отвлекаясь.
 - Но я бы и ещё что-нибудь сверх приложила, если бы не одна странная вещь…
Она сделала многозначительную паузу. Заскрипела лебёдка, зазвенели капли.
 - Мистическая связь с владельцем, - задумчиво проговорил я.
 - О! – Девочка с восхищением взглянула на меня. – Как ты догадался?
 - Это нетрудно, - я вытащил потяжелевшее ведро. Ледяная вода плеснула на ногу, и я рефлекторно отшатнулся. – Таблички-то всё ещё у Нильса.
 - Вот ты действительно вакэн, - мечтательно вздохнула Апони, направляясь обратно к вигваму. – Мой учитель тоже будто всё на свете знал. Даже то, что хочешь ему дорассказать.
 - А ты не суетись, - посоветовал я, шагая следом и таща ведро. – И сама начнёшь больше понимать.
 - Да… мне все говорят, что имя мне подходит как нельзя лучше, - она притормозила, дожидаясь меня. Стало видно, что она покраснела. – Но сложно что-то поделать с собственным характером.
Апони. Это имя переводилось как «бабочка». Такая же яркая, беспечная.
 - Ты ведь не отсюда? Решила попутешествовать по миру, набраться опыта у других вакэнов?
 - В точку! Но пока я тут застряла. Хорошо, что ты пришёл. Хоть есть человек, который меня поймёт.
Нильса в вигваме не оказалось. Девочка показала, куда ставить ведро, а сама отбежала к рюкзаку путешественника.
 - Так, вот они. – Вытащив из бокового кармана бумажный свёрток, Апони уселась прямо на пол и начала разворачивать.
Послышался звонкий стук, и на коврик высыпались красновато-коричневые продолговатые таблички. Они были размером в полруки. Усевшись рядом, я поднял одну.
 - Похоже на древние письмена.
 - Веркош, первый язык, - поделилась девочка. – Сейчас уже нигде не достанешь перевода. Нильс говорил, что в случае с праязыками нужно читать так, как видишь. Стрелка – читай направление. Солнце – ну солнце и есть. Беда в том, что ничего логичного пока не вырисовывается. Бессмыслица какая-то - непонятно, что для чего.
Я поднял вторую табличку. Кошачья голова, месяц, непонятный знак. На второй – солнце, стрелка вверх, снова кошачья голова.
 - Откуда вы знаете, что это татуировки?
 - Знаток один сказал, который с Нильсом работал. Видишь непонятные закорючки? Это татуировки, а знаки веркоша – это описания.
 - Задачка на логику, - пробормотал я, разглядывая символы.
Разумным было предположить, что каждая табличка содержит набор символов для определённого ритуала. Тогда стоило просто взять и опробовать каждый вслепую, а потом посмотреть на результат. Но кто знает, что там могло скрываться? Так ведь и убить ненароком можно.
 - Я уже по-всякому переводила, - поделилась Апони. – И Нильс помог на другие языки перевести - на те, которые не знаю - а потом на мой. Всё равно белиберда.
Я развернул табличку вниз кошачьими ушами, повертел так и сяк. Письмена были с подвохом. Может, их даже читали неправильно. Наоборот? Ясности не прибавилось.
По краям таблички шли сколы и зазубрины. Схожесть более глубоких выемок я заметил не сразу.
 - Смотри, - приставив таблички лицом друг к другу, я указал на четыре впадинки по краям. – Будто скреплены были.
Апони тут же схватила две другие… и разочарованно сунула мне:
 - Здесь такие же, а тут нету!
Я удивлённо взглянул на её таблички, поднял взгляд… а потом мы судорожно принялись копаться в груде письмён. В итоге таблички были ссыпаны в две кучи – с выемками по бокам и отверстиями на узких сторонах.
 - Это уже интереснее, - потёр руки я, восторженно разглядывая кучки. – Время подкинуло интересную загадку…
 - Время? – Переспросила девочка.
 - А ты не поняла, что произошло?
 - Ну… Они были соединены, и крепления вылетели?
 - Именно. Теперь осталось понять, в каком порядке они шли.
Апони подняла на меня поражённый взгляд.
 - Так вот оно что! А мы-то… - она хихикнула. - Не догадались.
Мы провозились до вечера, забыв обо всём. Нильс успел вернуться, походить вокруг нас, пообедать. Потом включился в процесс восстановления. Принимали в расчёт малейшие сколы, царапины, трещины. Общая картина начала вырисовываться; правда, иногда приходилось менять таблички местами. Непонятные закорючки становились полноценными узорами.
Наконец мы решили, что всё собрано правильно. Оглядев сонным взглядом таблички, я потянулся… и обнаружил, что Нильс спит. Свет лампы освещал потирающую глаза Апони.
 - Ложись-ка ты спать. Завтра переведём, - предложил я.
Она только кивнула и поползла на свою лежанку. Там и упала. Повернув ручку, я выключил лампу и вышел из вигвама.
Над Котячьими холмами поднималась ярко-изумрудная луна. Сквозь зеленоватый полумрак я добрался до дома Арчибальда. Взглянул на окно нашей с Еоном спальни, я вспомнил, как мы с Апони познакомились.
Я улыбнулся воспоминаниям и уже было направился к окну, когда заметил рядом с домом неясный белёсый силуэт. Он колебался, будто пар, при этом сохраняя общие очертания какого-то существа. Вот оно повернуло голову. Я замер под пристальным взглядом двух глаз-угольков. Существо медленно поползло прочь, пристально рассматривая меня. Выйдя в полосу лунного света, оно растаяло.
А я всё не мог пошевелиться.
Пришло ясное осознание: это был дух. Возможно, я слишком сконцентрировался на табличках, или что-то прочёл, даже не осознав смысла. Но сейчас не это было главным.
За нами или Арчибальдом следили. Обычные духи не станут таким заниматься. Значит, его послал тадебей.
И если он следил за нами, значит, нам придётся с ним столкнуться. И кто знает, с какими намерениями он придёт?

Глава 20 - http://www.proza.ru/2015/04/13/1247