Шекспир. Сонет 98

Таня Фетисова
С тобой я был весной  в разлуке, и когда апрель,
Так  горделиво  пестрый,  облаченный  в  полный
Праздничный  наряд,  придал  всему  дух  юности,
Да так,что даже Сатурн тяжелый смеялся и плясал

С ним вместе.  Но ни песни птиц,  ни сладостные ароматы
Цветов,  различных и по цвету,  и по запаху, не в силах
Были  меня  заставить  вспомнить  подходящей  истории
И рассказать о лете или сорвать их с лона великолепного 

Там, где  они  росли.  И я  не восхищался  лилий  белизной
И не хвалил  густой  пунцовый  оттенок  в розе,  они  были
Для меня  всего лишь  милыми,  всего лишь символами твоего
Очарованья,твоими копиями,ты же - образец для них для всех.

Притом  казалось,  что  еще  зима,  я  тосковал  и  верил
В обман, и без  тебя, как с твоей  тенью, с ними  я играл.




оригинал

From you have I been absent in the spring,
When proud-pied April (dressed in all his trim)
Hath put a spirit of youth in every thing,
That heavy Saturn laughed and leapt with him.
Yet nor the lays of birds, nor the sweet smell
Of different flowers in odour and in hue,
Could make me any summer's story tell,
Or from their proud lap pluck them where they grew:
Nor did I wonder at the lily's white,
Nor praise the deep vermilion in the rose;
They were but sweet, but figures of delight,
Drawn after you, you pattern of all those.
Yet seemed it winter still, and, you away,
As with your shadow I with these did play.



подстрочник

С тобой я был в разлуке весной,
когда горделиво-пестрый апрель - облаченный во весь свой
наряд -
придал всему дух юности,
_так_ что тяжелый Сатурн {*} смеялся и плясал вместе с ним,
но ни песни птиц, ни сладостный аромат
цветов, различных по запаху и цвету,
не могли заставить меня рассказать никакой истории лета
или сорвать их {**} с великолепного лона, на котором они росли.
Я не восхищался белизной лилии,
не хвалил густой пунцовый оттенок в розе;
они были всего лишь милыми, всего лишь символами
очарования,
списанными с тебя, _тогда как_ ты - образец для них всех.
При этом казалось, что все еще зима, и в отсутствие тебя,
как с твоей тенью {***}, я играл с ними.

{* Считалось, что из четырех человеческих темпераментов меланхолический
управляется  планетой Сатурн, бывшей символом тяжеловесности и летаргической
медлительности.
** Цветы.
*** См. примечание к сонету 53.}