Нет повести печальнее... у каждого она своя

Александра Пронина66
 
Глава  первая . ДО ЗАМУЖЕСТВА
Я родилась и выросла в крестьянской семье в 1948 году. Трудные были годы после войны и я была  нельзя сказать, что желанным ребенком. В семье был брат 1933 года рожд. И сестра 1944 г/р. Маме было около 40 и только по настоянию папы появилась  я -рыжая девчушка. Рыжинка мне досталась по линии отца, хотя сам он был русоволосый. Я очень комплексовала  по этому поводу. Это сейчас я понимаю насколько «медь» моих волос была привлекательна.  Веснушек у меня было не много, а потом и вовсе исчезли. С годами старшие брат и сестра уехали из родительского дома. Брат—инженер караблестроитель и сестра –врач.
Учиться я пошла в шесть лет, окончила школу не с отличаем, но около этого. Мне легко давались математические предметы. Я почти всегда была при папе, помогала ему по работе, он был классный столяр и вообще мастер на все руки. Его уважали не только в нашем селе, но и в округе. У нас был к тому времени мотоцикл ЯВА и я имела водительское удостоверение, гоняла с подругами и ребятами-сверстниками по  долам и лесам, типа Фигаро тут, Фигаро там… Пожилые люди сначала с опаской смотрели на девушку-гонщика, но потом с утра «занимали» очередь, чтобы я их доставила по назначению, например в районную больницу. Для меня это было сплошным удовольствием.
  Когда я маленькой была,
                Не думала, а просто я жила…
                Мама, папа, брат, сестра,
                Тогда я  счастлива была…

Но уже в классе восьмом, я забеспокоилась (страдала), что у многих девочек из класса уже и мальчики были, а у меня нет. Я это относила к тому, что я рыжая и наверное не привлекаю ребят. Глупость сидела в голове еще та! В  9-ом классе после очередной дискотеки, мне предложил Серега из класса младшего на год, проводить меня до дому. Раньше я его не замечала и что - то в нем мне уже тогда не нравилось, но… это я сейчас знаю, а тогда …прогулки под луной, первый поцелуй. Все было в первый раз и казалось, что навсегда. Он был вхож в наш дом, родители с моей и его стороны видели  в нас пару для совместной жизни. Мы стабильно встречались и после окончания школы. Он поступил учиться в высшее военное училище связи, я пошла работать после 11-го в начальную школу ( в другом селе), тогда это практиковалось из-за нехватки учителей .Поступила заочно в пединститут. Детей я любила и они меня тоже, я не только была для них учительница первая моя…, я с ними играла, каталась на санках и лыжах, ходила в лес по ягоды, девочкам я пристраивала бантики на их жиденькие волосики, ходила к ним домой, занималась дополнительно с отстающими—мне все это было в удовольствие, потому что после проведенных уроков особо делать было нечего. Жили мы  с одной учтельницей на квартире, потом нам дали отдельную комнату в колхозном доме.
 
А дальше со мной случилась ЛЮБОВЬ. Мне было почти 18 лет.
В село, где я учительствовала, приехала бригада шабашников—строителей. Они в колхозе строили толи коровник, толи еще чего. По национальности все были армяне. Моя коллега –Любаша, познакомилась с одним из них. Я не одобряла ее выбор. Ваган был старше ее и я подозревала, что женатый. Но это  было их дело. Вскоре их бригада перебралась в другое село, а Ваган  продолжал  приходить к Любаше.  Однажды он пришел не один. С ним был юноша,  он его познакомил со мной, под предлогом, что ходить одному из соседнего села не сподручно. Ради подруги, я стала с ним просиживать в комнате или на крылечке. Разговаривали о том о сем , крутили пластинки и от нечего делать я учила армянский алфавит, писала русские слова армянскими буквами. Парень - Ваник был красивый с кучерявой шевелюрой, только что после армии поехал в Россию подзаработать, чтобы поступить в институт. Рассудительный, скромный, никаких намеков на вольные отношения с его стороны не было. За это я ему была благодарна, тем более мой будущий (предполагаемый муж) писал мне письма, а когда я на выходные приезжала домой, мы с ним встречались. Наши  же встречи с Ваником можно отнести к разряду – коротали время. Так прошло начало лета. Мне был предоставлен отпуск, а Ваник со своими односельчанами поехал в следующее село. Ваган с Любой прощались до утра и нам с Ваником ничего не оставалось как ждать сладкую парочку
Зная, что это наше последние свидание, Ваник хотел меня поцеловать, но я позволила лишь взять меня за руку. Читая это сейчас ,многие улыбнуться, в лучшем случаи или откровенно посмеются.  Заглядывая в мои зеленые глаза своими карими, Ваник произнес речь: - Сашко, (так он называл меня с ярко выраженным акцентом) я  впервые оказался в России, первый раз познакомился с русской дэвушкой, я много слышал, что они доступны, а ты почти за 2 месяца, лишь сегодня позволила взять тебя за руку. Мы сегодня расстанемся, но я хочу тебя вспоминать не только по прослушанным пластинкам, я хочу о тебе узнать больше. Я чувствую, что ты очень хорошая девушка. Скажи мне адрес твоего родительского дома, я тебе напишу письмо.  Пожалуйста!» Но я сказала тупое –НЕТ. В его глазах было и недоумение и сожаление. Это было около 5-ти утра. Тут появились Любаша с Ваганом и мы расстались.
Я долго смотрела в след, передо мной пробежали все мгновения моей еще не совсем осмысленной жизни, ее правила согласно полученного воспитания. Когда они скрылись из виду, я поняла, что все это время я безумно влюбилась в этого «чужого» юношу. Я плакала так безутешно, так горько, что Любаша подумала, что между нами что то произошло по тем меркам совсем из ряда вон выходящее.
Я не знаю как описать свои чувства к нему в тот момент. Я готова была бежать за ним, кричать на весь белый свет, что какая же я дура, упустила свое счастье. А дальше  не поехала сдавать сессию, я приехала домой, я не хотела встречаться с Серегой. У него в это время начались каникулы, он летел ко мне на крыльях, а я сразу ему их подрезала, сказав, что мы больше не будем встречаться, тем более ему не нужно рассчитывать на то, что мы поженимся. Назвать причину я все таки не смогла, что то придумала, но ему это было не понятно. Непонятно много лет. Он приходил к  моим родителям, просил на меня повлиять. Мама умоляла меня не совершать  глупость. Только папа молчал, он сказал: «Мать, ну если она не любит его и что теперь? Не убивать же ее».
А так как я институт забросила, но куда то определяться было надо, я поступила в библиотечный техникум, хотя себя не считала особым книголюбом. Наступила осень, студенты нашей группы поехали заготавливать веники. Тогда же существовали стройотряды. Но все мне было не мило — веселье девчонок, танцульки, домогания в письмах Сережи с просьбой одуматься или задуматься…Истиную причину он не знал, мои родные тоже не знали и  были в недоумении.
В конце сентября закончилось наше стройотрядство, для кого -то оно пролетело как один день, а для меня дни были пасмурными, дождливыми и тягучими.  Я приехала домой, с мамой истопили баню и вдруг она вспомнила, что пришло странное  письмо… Они подумали, что это от сестры, авиапочтой только она присылала ( к этому времени она была замужем и жила в Одессе). Вскрыв письмо, они не смогли его прочитать, так как оно было на не русском языке,  хотели его выбросить, но решили подождать меня. Ноги у меня стали почти ватные, сердце готово было выпрыгнуть из груди, бешено колотилось. Как смогла, но очень старалась не показать родителям свою радость и вместе с тем страх, потому что сразу подумала, что это письмо от Ваника. Пошла в баню, прихватив письмо,  и вот  там перечитала его много, много раз. Русские слова, написанные армянскими буквами. Адрес он узнал от Вагана через Любу. Ваник написал, что я ему очень понравилась, просил ответить ему, написать о себе. К этому времени он поступил в институт на факультет инженера-гидромелиоратора в Ереване. И началась наша переписка. Вернее я писала каждый день, он реже. Я писала обо всем: о нашей семье, о себе, о подругах, об учебе, о природе -- обо всем! О своем отношении к жизни. Мои письма не ограничивались одной страницей, это были письма мелким почерком на 5-6 листах! Во всех его и моих письмах сквозило желание увидеться уже по-другому, но слово люблю мы не произносили. Наверное, не наступило тогда время, чтобы написать  его, хотя если читать между строк, оно произносилось хоть и робко, но часто. Так прошла осень, зима , весна и почти что лето. В одном из писем Ваник обмолвился, что возможно он приедет ко мне с другом. Потянулись дни ожиданий.
В августе, как сейчас помню этот теплый солнечный день, я ехала в трамвае из общежития на работу (к тому времени я перешла на заочное отделение, т.к. папа серьезно заболел) Я  стояла около окна и смотрела как проплывают дома и идут пешеходы. Это отдельное мое увлечение --смотреть на прохожих на улицах города и просто так «рисовать» их портрет внутреннего мира. Кто -то был веселым, кто-то озабоченным не в меру, чье лицо не выражало никаких эмоций. Трамвай высадил на очередной остановке пассажиров и тронулся дальше по направлению маршрута. ООО!!! Боже, среди прохожих я увидела двух молодых людей (лиц кавказской национальности—тогда они так не именовались, все были братья). ДА, да, это был Ваник и незнакомый парень. Я на ходу пытаюсь открыть дверь, мне  казалось, что я очень громко кричала «откройте». Кондуктор и водитель перепугались, думали, что случилось со мной или еще с кем , резко затормозили, открыли мне дверь. Чудом не попав под машину, я стала догонять гостей из Армении. Они были не меньше меня удивлены, что я вот так неожиданно предстала перед ними. Они направлялись в гостиницу, а потом думали отправиться на поиски меня.
Вспомните шестидесятые годы и Вы поймете, что дорога в гостиницу мне была заказана. Нравственность девушки охранялась строгими администраторами.
Выход был один. Мы с Ваником оставили его друга в гостинице, а сами пошли ко мне на работу в библиотеку. К нашему счастью, заведующая была в отпуске и я там была хозяйка, но при закрытии ключи должна была отдавать в доме доверенному лицу . Потому, что библиотека располагалась в полуподвальном помещении жилого дома и утром в др. комнате работал какой то кружок для взрослых.
Желание быть вместе, быстро нашло решение. Мы оставляли не запертым окно, а так как оно было почти на земле, без труда проникали в наш маленький библиотечный рай. Ночами мы больше целовались, чем разговаривали, утром незамеченными выходили на улицу, приглашали с собой на прогулку его друга, хотя он нам был совсем не нужен. И  так все 10 дней их пребывания. Ночью мы в двоем, днем --друг и работа. Хорошо, что читателей в летнее время было мало,я имела возможность подремать. Я не знаю, как мы удержались от соблазна отдаться друг другу, видимо в то время это было сильным табу. Ваника я не могла показать своим друзьям, боялась встретить не одобрение. Только в последний день, день отъезда я позвала подругу детства. Прощание было, как и свойственно молодым,  не очень печальным потому, что мы знали, что у нас все впереди.
Опять потянулись дни, опять писались километры строк в письмах , но это было другое ожидание, другое настроение, я летала здесь, а он летал там на крыльях любви. Это было такое сладостное ожидание, не передать словами. Где бы я не шла, чтобы я не делала я чувствовала его присутствие, прикосновение его рук, а если закрывала глаза, то и его поцелуи казались явью.
 
Приближался новый год. Пришло от него очередное письмо, где он обрисовал наше будущее, сказав, что очень любит меня, не представляет жизни без меня и осталось совсем чуть чуть—вот через месяц сдаст сопромат и мы поженимся. Правда его родители и родственники  будут против нашего брака, но когда они меня увидят, узнают, то несомненно примут с дорогой душой, потому что лучше меня нет никого на белом свете. У меня была схожая ситуация, но мои родители смирились, что я не буду женой офицера. У нас в селе была семья армянина с русской и их брак не вызывал отторжения, потому, что они жили давно и дружно , в любви и согласии.
Больше от него писем не было…..9 месяцев.
Я жила и не жила, я металась как зверь в клетке, я ревела, но продолжала писать. Я писала в никуда, просто в общежитие при институте , я обращалась к друзьям или вообще к любому, кто откроет мое письмо, с просьбой, с мольбой, чтобы мне хоть кто- нибудь написал  2 слова: жив ли. В голову лезли разные мысли и ни одной позитивной.
Летом с подругой взяли туристическую путевку  по маршруту военно-грузинской дороги. Когда остановились в Тбилиси, я заказала переговоры в село откуда Ваник родом. Там на проводе оказался председатель колхоза (телефон видимо был только в правлении), он же оказался мужем сестры Ваника. Я настолько растерялась, но все таки что то спросила и получила ответ, что Ваник сейчас в Целинограде со стройотрядом. Первая мысль—живой! Ждать осталось немного, я знала, что занятия в институтах после стройотряда начнутся с октября.
 Заказала переговоры по адресу общежития в Ереване, куда писала письма. Время дали на 23 вечера. (это не то что сейчас телефоны, скайпы, эл.почты и другая интернетсвязь) Почти, что ночь. Наконец нас соединили, но  он меня не слышал , а я слышала  хорошо, словно он рядом или в соседней кабине.
-Ваник? Что случилось? Почему ты не отвечаешь на письма?
-Саша, я не слышу тебя!
И так несколько минут безответных моих  вопросов Он понял, что я не слышу, тогда  стал говорить сам. Связь прерывалась, но я поняла, что что то  случилось непоправимое и поэтому мы не можем быть вместе. Изменить ничего уже нельзя, но и сказать он мне не мог , поэтому столько времени  молчал .Может разлюбил? Так нет сказал, что его чувства ко мне не изменились. Что я должна была думать ? Остаток ночи проплакала. Утром рассказала на работе о своей печали, мне собрали деньги , от старших товарищей получила ценные указания как себя вести там при встрече и я улетела в Ереван. Самолет приземлился под утро и я не знала куда мне идти и ехать. Со мной летел мужчина , сначала хотел со мной пофлиртовать, но когда я рассказала о цели своей поездки в незнакомую мне страну и город, вызвался помочь. Он взял такси и  меня довезли по адресу  общежития, не взяв ни копейки , и я шагнула в неизвестность. Никаких дежурных, вообще никого, кто бы меня остановил и спросил, к кому  это я направляюсь ранним утром в мужском общежитии. Постучала в первую попавшую дверь комнаты, вышел сонный парень, сказал, что он знает Ваника, только он тут не живет, живет в другом общежитии и он готов меня сопроводить, тем более уже было утро и ему нужно было ехать на занятия. Моей наивности не было предела, но и выбора тоже.
Я попросила молодого человека вызвать Ваника с лекций, но не говорить, что его ждет девушка. Я хотела выглядеть гордой, что мне легко и просто было прилететь и так как бы между прочим спросить, что же случилось в Новый год. Прозвенел звонок, как в школе , студенты высыпали на улицу. Надо еще сказать, что погода в октябре на юге была просто бархатная, я была в кремовом платьице с распущенными, чуть волнистыми медными локонами. Но вся горделивость и напыщенность слетела с меня в один миг, когда я увидела Ваника. Его было трудно узнать: худой, не было той шевелюры. Голос его дрожал. Передо мной был почти что другой человек.

Но это был он, его глаза …
Мы пошли по гостиницам в надежде разместиться , а потом уж куда нибудь пойти, чтобы можно было поговорить. Мест в гостинницах не было, мне даже показалось, что отказано было конкретно  мне. Наверное, меня приняли за девушку легкого поведения. Тогда мы пошли в парк.
--Сашко, как же ты решилась приехать?
--Хотела посмотреть тебе в глаза, разве любовь может так быстро закончится?
--Я тебя люблю и все эти месяцы не на минуту не забывал о тебе. А когда были в Целинограде в клубе, я услышал смех девушки, он так был похож на твой. Жаль, что  было темно и я не мог рассмотреть, кто это смеялся. Мне везде чудилось, что я тебя увижу так же неожиданно, как тогда, когда мы приехали в твой город .
А дальше рассказ был очень печальный. На Новый год он решил не ехать домой, а лучше подготовится к сдаче сопромата. Сидел в гордом одиночестве в комнате и писал мне ТО, последнее письмо.
Но ему принесли телеграмму с известием, что отец болен. Он не очень этому поверил, подумал, что просто получил  Новогоднее приглашение домой. Поехал. Когда шел по селу, его встречали односельчане как- то необычно пряча глаза. Дома были все родственники в сборе около гроба отца.
-Что случилось? Как это произошло? Какие отец сказал последние слова?
А отец сказал и унес эти роковые слова с собой в могилу:- « передайте Ванику, если он женится на русской—не считайте его моим сыном» . Более жестокого приговора никто не ожидал, хотя все были против того, чтобы Ваник женился на русской, но не настолько против… Он поклялся при всем честном народе, что он не нарушит волю отца. Потом он заболел, три месяца провалялся в больнице, для него это было большим нервным потрясением…. Мы сидели в том парке и долго молчали. Я до конца не могла поверить, что с его объяснением рухнули мечты и надежда на светлое совместное будущее.
В этот день в гостиницу меня так и не заселили и его друг дал нам ключи от квартиры переночевать у родственников. Молодость. Я сразу уснула потому, что не спала несколько ночей, пока добиралась. А когда открыла глаза…он сидел около кровати и смотрел на меня. Охранял мой сон. Боже, я никогда не забуду его взгляд.
Потом все таки я заселилась в гостиницу и через день должна была улетать назад. Он показал мне Ереван и ночной и дневной, мы были на рынках и ресторане, он угощал меня всеми южными яствами, мы вели себя так ,как будто не расстанемся больше никогда, смеялись, подтрунивали друг над другом, только не касались темы разлуки. На самолет меня провожали все ребята с его курса, меня завалили цветами. Но никто не сказал, что можно поменять решение. Просто все сочувствовали…. И вот я у трапа, а он перелез через ограждение и через все лётное поле бежал ко мне, обнялись, плакали оба, слова были лишними. Уткнувшись в охапку цветов, я продолжала плакать до самого дома.
Потом я написала ему письмо, что эту печаль разделим пополам. Просила, чтобы не терялись и хотя бы на Новый год подавали друг другу весточку.
           ЛИШЬ СТОИТ МНЕ ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА,
КАК СНОВА СЛЫШУ ГОЛОС ЭТОТ:
-«ПРИСТИ,НО ТЫ ДОЛЖНА ЗАБЫТЬ МЕНЯ.
Я НЕ ВИНОВЕН И ТЫ НЕ ВИНОВНА В ЭТОМ…»
КАК МНЕ ЗАБЫТЬ, КАК ВЫЧЕРКНУТЬ МНЕ ВСЕ,
ЧЕМ Я ЖИЛА, О КОМ МЕЧТАЛА?
ДА, ХУЖЕ АДА ДЛЯ МЕНЯ,
ЖИЗНЬ ТЯЖКАЯ НАСТАЛА.
НО ТВЕРДО УСВОИЛА Я,
ЧТО ЖИЗНЬ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ
ЗАБЫТЬ ТЕБЯ НЕ СУМЕЮ Я,
ХОТЬ ЗНАЮ НЕ БУДЕМ МЫ ВМЕСТЕ.
НУ, ЧТО Ж, К СОЖАЛЕНИЮ,В ЖИЗНИ
БЫВАЕТ НЕ ВСЕ, КАК ХОЧЕТСЯ НАМ,
ПОВЕРЬ , Я ГОТОВА С ТОБОЮ ВМЕСТЕ
И ЭТУ ПЕЧАЛЬ РАЗДЕЛИТЬ ПОПОЛАМ.

Ответ я получила такой.
«Саша, если можешь, пиши, я не могу жить без твоих писем».
И я писала теплые иногда грустные, иногда веселые письма так же ежедневно до окончания его учебы.
Потом я летала к нему через год на его 25 –летие с голубой мечтой, что между нами должно произойти то, что нам подарит сына или дочку. Все было замечательно, мы любили и наслаждались друг другом, но ребеночка он не хотел лишь по той причине, что не сможет допустить, чтобы он рос без отца. Наверное,  так богом было предначертано, что так и должно быть как он сказал.
Я продолжала писать письма, но уже все чаще они были с печалью и в них сквозила безнадега.
** *** ***
Я ВСАЮ И ЗАСЫПАЮ С ИМЕНЕМ ТВОИМ
ВСПОМИНАЮ ВСЕ КАК  БЫЛО НАМ  ДАНО ДВОИМ….
ЧАСТО Я РАССВЕТЫ ПРОВОЖАЮ,
НЕ СОМКНУВ ВСЮ НОЧЬ ГЛАЗА.
ТАК ВОТ И ЖИВУ, ВООБРАЖАЯ,
ЧТО ПРИДЕТ ЖЕЛАННАЯ ЗАРЯ.
НО РАССВЕТ ПРИХОДИТ  ХМУРЫМ
ПАСМУРНО ПРОХОДИТ ДЕНЬ,
ВСЕ В УБРАНСТВЕ СЕРЫМ И ПОНУРЫМ,
МИР ВЕСЬ ЗАСЛОНИЛА ТВОЯ ТЕНЬ.
ГОВОРЯТ С ГОДАМИ  БОЛЬ ПРОХОДИТ,
И ТОГДА ОТСТУПИТ ТЕНЬ.
МОЛНИЕЙ  СВЕРКНУВ ВЕСЬ МИР УВИДЕТ
СЧАСТЬЕМ ОЗАРЕННЫЙ ДЕНЬ.
ВЕРЮ Я  ,ЧТО СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ НАСТУПИТ,
ВЕРЮ В РАДУЖНЫЙ ПРИБОЙ.
И УЖ ТОЧНО БОЛЬ ОТСТУПИТ
И МЫ ВСТРЕТИМСЯ С ТОБОЙ.
                А ПОКА ВСТАЮ И ЗАСЫПАЮ С ИМЕНЕМ ТВОИМ,
ВСПОМИНАЮ ВСЕ КАК БЫЛО НАМ  ДАНО ДВОИМ….
К этому времени меня перевели работать  в центральную городскую библиотеку. Много читателей, много работы, только личная  жизнь не менялась. Брат попросил адрес Ваника. Я знала, что он ничего не изменит  в наших отношениях, но  и не навредит. Брат написал , что все обеспокоины моей судьбой, что Ваник должен поступить как любящий мужчина. Намекнул , что пришло время сказать ДА или НЕТ. Ваник  ему ответил, что он постарается , считает, что мы , как это не печально, знаем, что изменить ничего не можем, потому что он не может и не в праве переступить через данную клятву .
 На мои письма уже ответил его друг, написал, что нашу историю знает почти весь курс, сочувствуют, желают мне всего наилучшего. И еще написал, что Ваник получил распределение не очень желанное. Я понимала, что наша ниточка почти оборвалась .
            СЛОВНО НЕЖНЫЕ СНЕЖИНКИ,
ТАЮТ ЛИСТИКИ КАЛЕНДАРЯ.
ДЕНЬ ПРОШЕЛ-УШЛА СНЕЖИНКА.
СКОЛЛЬКО ИХ?! – ВЕДЬ ЖИЗНЬ ДЛИННА.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ОН ЧТО-ТО ЗНАЧИТ,
ЧТО-ТО ДАСТ, А ЧТО-ТО УНЕСЕТ.
ТОЛЬКО ПАМЯТЬ РЕГИСТРИРУЕТ ВСЕ ДАТЫ,
В СЕРДЦЕ НЕЖНО БЕРЕЖЕТ.
В ПАМЯТИ СВОЕЙ  ХРАНЮ  Я НАШИ ВСТРЕЧИ.
ЭТО ТОЖЕ ВЕДЬ ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ.
ТОЛЬКО НЕТ ДОРОЖЕ ИХ НА СВЕТЕ,
ДЛЯ МЕНЯ В НИХ – ЖИЗНЬ МОЯ. 
================================
РАНЬШЕ Я У ВРЕМЕНИ ПРОСИЛА,
ЧТОБЫ СТРЕЛКИ ЖИЗНИ ШЛИ БЫСТРЕЙ.
НО КУДА Я ГЛУПАЯ СПЕШИЛА,
ЧТОБ ОБ  ЭТОМ СОЖАЛЕТЬ ТЕПЕРЬ.

Я ТОДА С МОЛЬБОЙ ПРОСИЛА:-ТОРОПИТЕСЬ,ОЧЕНЬ ВАЖНО
К СЧАСТЬЮ ВО-ВРЕМЯ ПРИБЫТЬ.
ТОЛЬКО Я НЕ ЗНАЛА, ЧТО НЕ МОЖЕТ НИКАКАЯ СИЛА,
МНЕ ВЕРНУТЬ ТО ВРЕМЯ ,О КОТОРОМ НЕ МОГУ ЗАБЫТЬ.

СЧАСТЬЕ МНЕ КАЗАЛОСЬ БЛИЗКИМ, БЛИЗКИМ
РУКУ ПРОТЯНИ- И ВОТ ОНО.
НАДО  МНОЙ КРУЖИЛОСЬ И СПУСКАЛОСЬ ОНО НИЗКО.
ТОЛЬКО ТАК И НЕ ЗАШЛО В МОЕ ОКНО.

НИКОГО Я НЕ ВИНЮ, НЕ ОСУЖДАЮ.
НУЖНО ТАК . ТАК,ЗНАЧИТ, НЕ СУДЬБА.
НО ПО-ПРЕЖНЕМУ Я ОЖИДАЮ
И У ВРЕМЕНИ ПРОШУ ВЕРНУТЬ ТЕБЯ.
===============================
Прошло еще 2 года.  Мне  исполнилось уже и 26 лет
Я понимала, что надо как то устраивать свою жизнь. Выходить замуж, рожать детей. Все, кто пытался ухаживать за мной,  меня не привлекали не внешне, не внутренне . Меня смущало то, что мне сложно становилось удерживать в себе природное влечение к противоположному полу.  В этот день, я засиделась с подружками допоздна и уходя сказала: --Все ,девчонки, пойду кадрить! Им это заявление показалось неправдоподобным и даже смешным .
На трамвайной  остановке стоял высокий  парень, аккуратный и чистенький, я прошла мимо него завлекающей походкой, он повелся, предложил проводить до дома. Шли, разговаривали. Слушатель я внимательный. Но…зубы у него не такие, губы тоже, улыбка тем более, глаза не Ваника. На другой день он пришел в библиотеку, мои коллеги одобрили его скромность и любовь к чтению и настоятельно советовали узнать его поближе.
Узнала…. Поженились…. Но каждый день я была в холодном поту от содеянного. А вдруг,  вдруг Ваник приедет … что же я наделала…
Начинали мы жить в городе, потом переехали на мою малую родину, в село.   Но хоть куда переместись, от этого лучше не будет. Мы жили тихо, мирно, но он не горел ко мне, а я к нему. И все  15 лет были подготовкой к разводу. Многие, кто нас знал даже не поняли , что произошло и почему такой финал…. Но это другая история.
P.S. (ПОСЛЕСЛОВИЕ)
Когда я рожала первую дочку, роды были тяжелейшие. В тот момент я конечно не думала о Ванике. И стоило мне забыться коротким сном, он мне приснился. Так был рад  рождению дочки, поздравлял меня и мы обнявшись куда то пошли, я проснулась.  Через год я родила вторую. И опять сон. Я пришла в семейное общежитие и там на столе лежит телеграмма. В ней написано по-армянски, но и слова были армянские, мне не понятные. Я знала, что это поздравительная телеграмма мне . Видимо,  подсознание моё выдавало эти картинки во сне.
Затем, я вышла на работу. К нам из министерства приехал в командировку человек армянской национальности. Я попросила его написать письмо в родительский дом Ваника  на армянском языке с просьбой сообщить его адрес, якобы они друзья, но потерялись после института. Ваник ответил, что он не знает такого друга, но рад узнать , а живет он дома с матерью и своей семьей.
Потом был Спитак. Я позвонила. Он пришел на переговоры… Словно расстались вчера. У него 2 сына, младше моих дочерей. Значит женился позже меня. Жена учительница. Я плакала, просила, чтобы он прислал мне фотографии своих детей и жены, сказав , что я их буду любить так же как его.  Он сказал, что у него все хорошо, но меня тоже забыть не может.
Потом я заболела, почти что смертельно, лежала а Одессе в аллегроцентре 2 месяца. Решила попрощаться. Позвонила. Мы разговаривали  (хотя я заказала переговоры на 10 минут) долго и телефонистки нас не отключали и плакали вместе с нами.
Как видите , из аллергии выкарабкалась без последствий. С мужем отношения не клеились. Умер папа , он мне не помог ни в чем, даже в организации похорон.  У него умерла племянница, он ехать не хотел, мотивируя,что помочь уже ничем нельзя? Заболел мой брат, я собралась поехать в Казань. ОН: чем ты поможешь? Он же в больнице и жена у него врач.
 Кончено я поехала.  Возвращаясь , в поезде я написала 2 письма. Сестре и Ванику. Сестре я писала, что не понимаю как можно с ним жить ….Хозяин он плохой, как отец –плохой, как муж тоже. Второе письмо  Ванику на клочке бумаги  было обращено как к иконе, где я шептала, что жизнь моя не удалась, одна радость, что у меня есть дети. Письма сложила в косметичку , приехала, окунулась в домашние дела. Видимо было суждено, что эти письма муж прочитал. Это было последней каплей в наших отношениях. Первое время мне он снился во сне, что хочет вернуться или уже лежит на диване и я просыпалась в страхе, что вдруг это случиться на яву. Да, он несколько раз просился, но …поезд ушел, чему я была рада и дети  не страдали от этой потери.
 Наконец,  последний момент из моей жизни, который связан с Ваником.  Когда я впервые приобрела ноутбук (три года назад), первое, что я захотела узнать, это о Ванике. Во всех социальных сетях он не значился. Тогда я решила просто обратиться к тем, кто зарегистрирован с такой фамилией и местом проживания. Просматривая фотографии, я увидела «Ваника» молодого, но этого молодого человека звали Акоп. А  отчество у Ваника --Акопович. Сомнений конечно не возникло,  это его сын. Тем более сходство один в один. Боже!!!  Что было со мной. Я написала, спросила так, чтобы не навредить.
19:50
15.11.2011  Александра Калинина
Акоп джан, здравствуйте. Я написала сообщение Серго Акопяну,тоже из Хандо. Может Ваш родственник или односельчанин. Написала раньше чем Вам и он мне ответил, что Ваника Акоповича нет в живых более, чем 10-15 лет. Я не могу в это поверить, пока не напишите Вы. Я уверена, что Вы не однофамилец и не просто односельчанин, думаю, что Вы его сын, потому что на фотографии очень похожи на Акопяна Ваника Акоповича (06.12.1945 г.р.) Ответьте мне, пожалуйста. Я его видела последний раз почти 40 лет тому назад и разговаривала по телефону 27 лет назад. Он говорил, что у него 2 сына. По возрасту Вы подходите. Акоп, мальчик,я знала твоего отца (если это он), но судьба не свела нас, наши отношения были чистыми, я очень сильно его любила, мы очень сильно любили друг друга.
Хочется хоть немного узнать о Вас. О Ваших семьях. На фото с твоей дочкой мама или теща?
Извините меня, я пишу, будто точно знаю, что Вы сын Ваника.
До свидания. Жду ответа. Будьте счастливы.
Александра Николаевна.!
22:52
14.11.2011
Акоп Акопян

Добрый  вечер Александра! Вы не ошиблись. Я младший сын Ваника. Действительно мой отец скончался после болезни в 1996 году в Москве.
19:43
У отца действительно есть два сына. Старший Армен и я младший. Армен проживает в Москве, а я вот остался для поддержки матери в Хандо, Грузии.
19:44
Я по рассказам отца знаю о Вас. Он очень хорошо отзывался о Вас. Даже когда он уже был в больнице в городе Москве перед операцией к нему пришел его друг Норик, которого надеюсь Вы знаете и разговор был о Вас. Он хотел съездить с моим дядей к Вам, но побоялся, что сердце не выдержит дорогу. После операции он не приходя в себя так и умер 19 января .
19:47
Так что я очень рад, что у Вас осталась добрая память о моем отце и Вы хорошо о нем отзываетесь. Я сейчас попрошу, чтобы к Вам не страничку зашел мой дядя Сурен Тамарян. У него на странице есть фото моего отца. Я думаю, эта фотогравия есть и у Вас.
19:50
15.11.2011
Александра Калинина
АКОПИК ! Большое спасибо, что ответили. Я не могла написать слова благодарности вчера, потому что мне было более, чем грустно. Для Вас папа ушел 15 лет назад, а для меня он умер сегодня. Я низко кланяюсь Вашим родителям и Вашей маме сейчас за то, что воспитали хороших сыновей. Искренне ей желаю здоровья и долголетия. Пусть радуется детям и внукам.
Будите на могилке Ваника, поклонитесь от меня. Спасибо, что он был и есть в моей жизни. Простите, что я нарушаю покой Вашей жизни своими воспоминаниями.  Слишком много прошло времени, когда мне выпал шанс познакомиться с родными людьми Ваника.
27.11.2011
Акоп Акопян
Здравствуйте Александра Николаевна! Простите, что я задержался с ответом. Так как я по- русски пишу плохо и стесняюсь , я ждал своего друга, чтобы с ним ответить на Ваше письмо. Нам очень приятно, что у Вас осталась добрая память о нашем отце. Мы так любим его, что нам дорого все, что связано с ним. Мама моя передает Вам тоже большой привет и желает Вам здоровья и житейского счастья. Я работаю в школе, веду уроки информатики. Еще занимаюсь земледелием. Сажаю картофель на нескольких гектаров земли. Мама тоже работает учительницей начальных классов. Жена моя медик, но сейчас сидит дома с маленькой дочкой. Мой дядя Сурен приходится младшим братишкой моей мамы. Он всегда был самым близким другом моего отца.
Когда пойду на могилку отца, то обязательно положу цветы от Вас. Большое спасибо, что не забываете его. До свидания.
28.11.2011
Александра Калинина
 СПАСИБО!!! Я очень переживаю, что причиняю Вам беспокойство своими письмами, но я чувствую, что Вы на меня не сердитесь, поэтому снова пишу. С Суреном и Розой общаюсь по скайпу, разговариваем по долгу. Они мне многое рассказали о Ванике и о Вас. Вы теперь мне все как родные. Так сложилась жизнь, так распорядилась Судьба и с этим надо смириться , это относится ко мне. Я и раньше ни на что не предентовала.  До свидания.

ЕСТЬ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА  ДАТЫ, ВЕХИ
ОТ КОТОРЫХ  ВЕДЕТ ОН ОТСЧЕТ
ОСТАЛЬНЫМ ЭТОТ ДЕНЬ НЕ ПРИМЕТЕН.
ОН ОБЫЧНЫЙ, ПОХОЖИЙ НА СЕРОСТЬ И ДОЖДЬ.
ЖАЛЬ, ЧТО В СОСЕДСТВЕ ВСЕГДА
ВМЕСТЕ С РАДОСТЬЮ ХОДИТ ГОРЕ.
РОК – ДАТУ НЕ ВЫЧЕРКНИШЬ НИКОГДА.
ЧЕМ СТРАШНЕЕ ОНА, ТЕМ ПРИМЕТНЕЕ БОЛЕ.
РАВНОВЕСИЕ В ЖИЗНИ НЕОБХОДИМО,
ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ПОНЯТЬ-
ВСЕ, ЧТО С НАМИ ПОРОЙ ПРОИСХОДИТ
НАДО ПОМНИТЬ,СРАВНИТЬ И ПРИНЯТЬ.
КАК ДАР СУДЬБЫ Я ПРИНИМАЮ НАШУ ДАТУ,
Я ОТ НЕЕ ВЕДУ ОТСЧЕТ.
ПОРОЙ И РАДОСТНО И ГРУСТНО,
НО НИКОМУ Я НЕ ПОЗВОЛЮ
ЕЕ ОТНЯТЬ,ТОПТАТЬ И ЗАЧЕРКНУТЬ.
До замужества в моей жизни было много разного. Но цель моего повествования рассказать именно о тех счастливых и грустных душевных переживаниях , связанных с первой любовью.
,