Колбяги и чалдоны. К этимологии названий

Анатолий Мармазов
Анатолий Мармазов

Колбяги и чалдоны. К этимологии названий

Колбяги — народ или социальная группа XI-XII вв. Их этническая принадлежность и область расселения точно не установлены. По М. Фасмеру название происходит от др.-сканд. kylfingr (от kylfa — дубина). Колбягов причисляют к полякам, литовцам, финнам, тюркам, печенегам, скандинавам, а также к их смеси. Первый законодательный свод Древней Руси «Русская правда» мельком упоминает о колбягах наравне с варягами. «Википедия»
Челдон, чалдон или чолдон — название первых русских поселенцев в Сибири и их потомков. В настоящее время история происхождения слова «чалдон» («челдон») считается неясной. «Википедия»

Если о варягах нам почти ничего не известно, то о колбягах известно еще меньше. А ведь, то, что их упоминали наравне с варягами, дорогого стоит. Известнейшие были люди в свое время. Наемные воины и купцы,- в этом они мало отличались от варягов. Их забвение, скорее всего,  связано с их же «непробиваемым» язычеством, на основании чего колбягов постарались вычеркнуть из  истории христианской Руси. Возможно, сыграло свою роль и то, что родина их находилась вдали от территории древнего русского государства. Или же они ушли, спасаясь от христианизации, и исчезли как народ, растворившись на просторах… Сибири. Именно там до сих пор существуют загадочные  «чалдоны, чолдоны, челдоны». Их, также как и колбягов, на протяжении столетий старались не упоминать в официальных документах, хотя в книгах путешественников по Сибири они иногда упоминались. Вот как пишет о них та же «Википедия»: «Время появления в Сибири чалдонов по современным научным историческим данным точно не определено, согласно исследованиям части историков многие названия рек и поселений в Сибири имеют русские и славянские корни задолго до общепринятого завоевания Сибири Ермаком, а многие до сих пор применяющиеся в обиходе чалдонами слова относятся ко временам до XIV века.» Надо сказать, что чалдоны, имея одновременно европейские и татаро-монгольские черты наружности, вполне могли стать прообразом знаменитых «татаро-монголов». Конечно, указать на чалдонов как на потомков исчезнувших колбягов явно недостаточно для выдвигаемой версии. Поэтому займемся сравнением слов «колбяги» и «чалдоны», а также сравнением их возможных этимологий. В санскрите есть слова «kal» – направлять, уводить, идти следом, преследовать, носить и «cal» (чал) – двигаться, перемещаться (в словаре Даля чалдон – бродяга, беглый), а также есть слова «bhaga» - благополучие, собственность , «bhаga» («а» с умляутом)  – часть, доля  и «dhana»  – богатство, состояние, «dаna» («а» с умляутом)  – пожертвование, уплата, распределение (по частям). Таким образом, названия «колбяг» и «чалдон» являются синонимами, откуда можно сделать вывод о возможной связи  двух загадочных народов России. Причем, древнерусские «колбяги» могли быть как европейскими «туземцами», ушедшими в Сибирь, так и выходцами из Сибири, где некогда обитали европеоиды, смешавшиеся затем с пришедшими монголоидами. Несомненно также, что в названиях «колбяги» и «чалдоны» присутствуют признаки, говорящие об их языческом происхождении.  В санскрите «bha»,  «bhаnu» – солнце,  «dа» - податель,  дающий, предоставляющий что-л., «аnam», «dar» - поклоняться, «dаna» – дар, дарение, «dina» - день, «dina-kara»,  «ina»- солнце, «deva» - бог, дающий (девающий). То есть, колбягов  можно трактовать как «идущие за солнцем, дарующим прибыль», а также как «несущие собственность (для продажи)», что говорит о них как о купцах или наемных воинах. Русских людей, впоследствии переселявшихся в Сибирь (вспять солнцу), также не зря называли чалдонами, потому что они искали лучшей доли, искали богатства и состояния. С этими же словами, судя по всему, связаны слова «коляда» и «колдун»(совмещается «кол» из одного слова и «дун(дан) из другого), «коло» - круг и «sol» -солнце, а также слово «дань». Кстати, в географических названиях «Дания», «Дунай», «Днепр (Данапр)» и «Дон» также лежит санскритские «dhana» – богатство, состояние или «dаna» – дань, налог, сбор. Во всяком случае, в древности за пересечение Дуная налог собирался, да и мимо Дании, вряд ли, могли пройти купеческие корабли без «таможенного сбора».