Воспоминания о Варшавском Восстании - Часть 87

Константин Кучер
(с польского)

София Михальская (Шарух, «Зоська»), санитарка

Почему я не добралась до пункта сбора.

Санитарный курс я закончила в подполье. Перед Восстанием мой сборный пункт находился на Охоте (1). Мы были на казарменном положении до 29 июля, но 30-го нас отослали по домам и предупредили: ждать часа "W"(2).

Первого августа около 16.00 дом, в котором я жила (Эмилии Платер, 8 - Emilii Plater, 8), оцепили немцы. Всех жителей вывели во двор, приказали нам лечь и направили на нас автоматы. Мы лежали лицами на бетоне, в пыли, молча, не двигаясь. Время тянулось необыкновенно медленно - секунды растягивались в минуты, а минуты - в часы. Мы ожидали залпа, который почему-то задерживался...

Мы не ждали спасения. Не знали, что на фабрике, находившейся в непосредственном соседстве с нашим домом (Эмилии Платер, 10 = Emilii Plater 10), были уже солдаты AK (Армии Крайовой, прим. переводчика). Неожиданно на улице загремела стрельба! Немцы выбежали на улицу. Мы были спасены.

Восстание началось. Но у меня уже не было возможности добраться до определенного мне пункта сбора на Охоте. Я осталась в Средместье (центр города).

Примечания переводчика:
(1) Охота - район (дзельница) Варшавы, расположенный в центре города. На северо-западе граничит с районом Воля, на северо-востоке со Средместьем, на юго-востоке с Мокотувом, на юге и юго-западе с Влохами.
(2) час "W" – начало Восстания – 17:00 01.08.1944 г.