Воспоминания о Варшавском Восстании - Часть 3

Константин Кучер
(с польского)

Елена Щабинская (Моджеевская), псевдоним «Дзидка» ("Dzidka"), батальон «Милош» рота «Реда» ("Reda", - "Рейд") взвод «Клос» ("Колос")

Мы организуем госпиталь

Около 17.00 я приехала со Влох (1) последним трамваем кольцевой линии (EDK). Вышла перед зданием почты на углу улиц Новогродской и Познанской. В Варшаве как раз началось Восстание.

Любой ценой мне нужно было добраться домой! Я пробралась Познанской улицей до дома 41, на Хожей. Когда вошла под арку его ворот, увидела первую группу повстанцев, выходившую из подъезда. Вместе с ними я пробежала Маршалковской. Потом, уже одна, бежала Хожей, пока не добралась до дома № 7, в котором я и жила вместе с родителями. В этом же доме жило и несколько моих подруг: Бася Сутовская, Крыся Лещинская, Янка Клещевская, Алюся Гилевская, Ханя Барановская, Даниела Бялоус (всем нам было по 17, 18 лет). Мы встретились на дворике, завязался разговор:

- Стреляют где-то близко.
- Наверное, скоро появятся раненые. Где им будут оказывать первую помощь?
- Здесь поблизости нет ни лазарета, ни госпиталя.
- Стоило бы что-то организовать...
- Можем пройтись по квартирам и попросить что-то из того, что может понадобится в госпитале. Неужели люди откажут?..

Мы были увлечены тем, что можем сделать что-то полезное. И у нас обязательно получится!

Мы ходили от квартиры к квартире, жильцы которых что-то нам жертвовали: кровати, постельное белье, одеяла, перевязочные средства, кухонную посуду, продовольствие. Дворник открыл нам пустое, раньше занятое немцами, пятикомнатное помещение на первом этаже здания по Мокотовской, 67, своей пристройкой прилегающим к нашему дому.

Вечером у нас уже была оборудована маленькая больничка, первый повстанческий госпиталь в районе: Маршалковская - Волчья - Воронья - Хожа. У арки ворот каменного здания № 7 по Мокотовской мы нашли первого раненного. Это был кондуктор трамвая, завершившего свой последний маршрут до начала восстания на площади Трех Крестов. Во время перестрелки пуля попала ему в челюсть. Вдвоем мы привели раненого в наш госпиталь. Сразу же появились доктор Мейсснер (Meissner) и медсестры. Оказалось, что доктор - челюстной хирург. Он осмотрел раненого и решил, что требуется срочная операция. Но для операции были нужны соответствующие инструменты...

Вставал вопрос – что делать? У доктора необходимые инструменты были в его квартире, неподалеку – на Аллеях Уяздовских, попасть на которые можно было напрямик – по Волчьей. Но в его доме можно было наткнуться на немцев, потому как это был немецкий район, из которого большинство поляков выселили. В дополнение к этому Аллеи Уяздовские были под постоянным, сильным обстрелом. Кто пойдет? Добровольцами вызвались идти трое: я, Бася и Даниела.

Доктор дал нам ключи от своей квартиры и точно указал место, где лежит чемоданчик с хирургическими инструментами. Уже в темноте мы отправились в опасную экспедицию. Никто не мог нас подстраховать, потому что у знакомых парней оружия не было... На Аллеях мы через окно забрались в угловой дом, потом по мостовой переползли на другую сторону улицы. Добрались до нужной квартиры, без труда открыли дверь и нашли чемоданчик. Все прошло гладко. Но когда мы уже спускались по лестнице, обрадованные, что нам удалось выполнить трудное и опасное задание, вдруг услышали топот и какие-то тихие голоса. Перепугавшись, что это могут быть немцы, мы быстро вернулись наверх. Но что делать дальше? Каждая минута на счету, раненому нужна помощь! Невзирая на страх, мы решили съехать вниз по перилам. Никто за нами не погнался! Счастливые мы вернулись на Мокотовскую и передали инструменты доктору Мейсснеру.  (Они послужили ему не только в нашей небольшой больничке, но и потом, в большом госпитале на Хожей, 13).

Наша цель была достигнута - небольшая больница работала, и здесь мы больше не были нужны. Мы отправились на Мокотовскую 73, где формировался небольшой повстанческий отряд под командованием поручика «Клоса» ("Колос"). Присоединившись к отряду, мы помогали парням укреплять две баррикады: одну – в конце Хожей, другую – в конце Мокотовской. Повстанцы нашли где-то чучело ишака и взгромоздили его на самом верху баррикады у дома № 73 по ул. Мокотовской. На загривок ослу водрузили портрет Гитлера.

Продолжение воспоминаний Елены Щабинской (Моджеевской) см. здесь - http://www.proza.ru/2015/02/23/1088

Примечание переводчика:
1 Влохи – район расположенный на юго-западе левобережной части Варшавы, граничит с Волей, Охотой, Мокотувом. Раньше считался рабочим районом.