Левиафан или Родина?

Вячеслав Суханов
Что-то непонятное творится в отечественном кинематографе. Появляются фильмы, вызывающие совершенно неоднозначные толкования как у зрителей, так и у власти. И кто тут прав, кто виноват, сразу не разберешься. Но мы попробуем…

По иностранным сценариям…

Два фильма, две премьеры только что показало нам наше телевидение и кино. Оба сняты мэтрами отечественного кино, оба созданы по иностранным событиям или сценариям, «адаптированным» к условиям современной России.
«Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева, снятый по американскому источнику, собрал кучу призов на международных и отечественных кинофестивалях и форумах, был даже номинирован на «Оскар», но был подвергнут жесточайшей критике Министерства культуры РФ (озвучивалась даже угроза потребовать вернуть бюджетные деньги, на которые снимался фильм) и части общественности.
Сериал «Родина» режиссера Павла Лунгина, также отснятый по заграничному - израильскому источнику, а затем с успехом повторенному в американском варианте, показал не так давно наш основной государственный телеканал «Россия 1». И был подвергнут не менее жестокой критике патриотической общественности.

НЕ наша «Родина»

Из Википедии: «Родина» — российский телесериал в жанре психологического триллера, созданный на основе оригинального израильского сериала «Военнопленные», который вышел в эфир в марте 2010 года и стал самой высокорейтинговой драмой в стране.
«Чужой среди своих» — американская версия сериала.
Сериал рассказывает о трагедии офицера, освобожденного из многолетнего заточения. Кроме психологических и семейных проблем, во всех трех случаях выясняется, что офицер что-то скрывает: возможно, он был перевербован стороной противника»…

И в конце концов подтверждается: да, перевербован! Главный герой (я бы выразился жестче – моральный урод) в исполнении Машкова с мужественным лицом надевает полковничий китель с боевыми наградами, а под него – пояс шахида (?!) и идет подрывать коррумпированных кандидатов в президенты, руководителей правоохранительных органов России и мавзолей Ленина…
Ну, что тут сказать, как прокомментировать весь этот бред?! Когда это русские офицеры становились исламистами?! Где и когда они надевали пояса шахида?! Когда это они МАССОВО – двое попали в плен и оба предали страну – становились на сторону врага?! Может, и бывают среди них воры (особенно среди генералов 90-х годов и вечно вороватых прапорщиков-интендантов), но чтобы додуматься до ТАКОГО, даже у них не хватило бы на это совести!
Потому что есть присяга, есть любовь к Родине, есть семья. И никуда не делась из нашей крови генетическая память, сохраняющая подвиг генерала Карбышева, подвиг Талалихина, подвиг Матросова, подвиг защитников Брестской крепости…

Еще непонятней, еще обидней, что все это нам показывают за несколько недель до празднования 70-летия Дня Победы. «Спасибо» государственному телеканалу «Россия 1» за ту грязь, которую вылили на русскую армию и ее офицерский корпус.
И если уж отнимать деньги за антироссийское кино, то у Павла Лунгина и телеканала «Россия 1». И если уж вводить цензуру на произведения искусства, пропагандирующие чуждые российскому народу псевдоценности, то именно на таких телеканалах, где нет ни нравственного понимания сотворенного вреда, ни раскаяния о содеянном…

Зрители о «Родине»

…И вообще, причем здесь Родина?! Лунгин снял сериал о том, что сделал из Брагина и Хамзина не просто плен, а ислам. Так и надо было назвать: "Сила ислама"…

Для тех, кто смотрел американский сериал (а их много), фильм Лунгина - и предсказуемый, и плоский - в том смысле, что бездумно перенесен на нашу почву. А почва разная. Например, американцев взяли в плен, когда они воевали на Ближнем Востоке, на чужой земле. Наших - у себя в стране, когда они защищали целостность Родины. Поэтому их отношение к тому, чем они занимались, за кого воевали, их мотивация, поведение в плену должно быть разным. А для Лунгина - всё равно, всё одинаково. И пошло, и поехало...

Обратите внимание на мнения тех, кому фильм понравился. В подавляющем большинстве это любители триллеров: "Фильм держит в напряжении", "Интересно, жду продолжения"...
А сколько человек написали, к примеру: "После этого фильма хочется жить!", "Теперь я стал другим человеком, Родина для меня не пустой звук!". Ни одного.
Зато противоположных мнений - масса: "После фильма хочется вымыться", "Плюнули в душу"... Вот и смотрите, что принёс фильм в народ…

И что же в сухом остатке? - в армии все офицеры – предатели, в контрразведке - психи, у власти - продажные дельцы.
Пояс шахида всем!

Вот-вот. Лунгин-то и объяснил, что делать. Выдать всем по поясу шахида – и в мавзолей…

«Левиафан» повседневности

Как свидетельствует та же Википедия, «…весной 2008 года режиссеру Андрею Звягинцеву рассказали историю американского сварщика Марвина Химейера, у которого местный цементный завод пытался отобрать дом, после чего он заперся в бульдозере, разрушил здание завода и ещё несколько сооружений, а затем покончил жизнь самоубийством.
Звягинцев загорелся идеей снять фильм в США по этим событиям, но потом прочёл новеллу Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас» со схожим сюжетом и решил, что имеет дело с вечным мотивом, а действие фильма следует перенести в современную Россию»...

Акцент фильма Звягинцева несколько иной – у автослесаря-частника отняли землю местные ВЛАСТИ, дом его снесли, обвинили в несовершенном им убийстве и посадили на 15 лет в тюрьму – и все для того, чтобы в итоге на месте его дома построить церковь…

Слыша противоречивые отзывы, начиная с восторгов о смелости режиссера, не побоявшегося… и кончая полным неприятием, я пригласил на просмотр друга, чтобы можно было обменяться впечатлениями, и включил «НТВ плюс», где показывали скандальный «Левиафан». В широкий прокат, как я понимаю, картину не пустило Министерство культуры – её появления в местном «Люксоре» мы так и не дождались.

И вот мы с приятелем посмотрели - и не нашли у Звягинцева ничего скандального. Не сказал бы даже, что и фильм уж какой-то супергениальный. Никакой безнадеги мы тоже не ощутили, чернухи не увидели. Просто будничный показ нашей будничной провинциальной жизни. Ничего необычного. Да, коррупция, да, беспредел. Ну и что?
Про коррумпированность власти – тысяча фильмов, посмотрите бесконечные милицейские сериалы – те же «Ментовские войны». Вот уж где безнадега!

Другое дело, что ВПЕРВЫЕ на отечественном экране показали кино с критикой на деятельность Церкви. Эту тему все всегда стыдливо обходили, а тут вдруг – нате вам: сращение власти и РПЦ, общий беспредел!
Но ведь и это не новость.

Не секрет, как настойчиво и безжалостно РПЦ возвращает себе имущество, принадлежавшее ей до Октябрьской революции 1917 года. Кто-то из экономистов подсчитал в интернете, что если Церковь проведет реституцию этого имущества в полном объеме, то она станет богаче «Газпрома»!

Да и сейчас служители культа не бедствуют. Маленький пример. Вот их ресторанчик возле Троице-Сергиевой лавры «Гостевая изба». Кроме туристов, основные посетители -  семьи священников с многочисленными детьми. Зашел как-то раз, видел. А цена небольшой плошки супчика там – 290 рублей, на уровне САМЫХ дорогих ресторанов Сергиева Посада. Нет, не бедствую святые отцы. Даже в кризис…

При всем при том само православие как идеологический стержень русского населения страны трогать нельзя. В самые суровые годы именно Церковь объединяла усилия людей русских против нашествия чужеземных захватчиков.
Даже Сталин – не знаю, легенда это или нет, но приказал тайно облететь Москву на самолете с иконой Божьей матери, чтобы та защитила столицу безбожного Советского Союза от полчищ немецко-фашистских армий.
Это, можно сказать, ЕДИНСТВЕННАЯ многотысячелетняя традиция нашего государства. И надо ее беречь.

Но другое дело - НИКТО не должен быть свободен от критики, от народного контроля – ни власть, ни Церковь. Государство с приходом новых товарно-рыночных отношений вот уже четверть века пляшет на цирлочках вокруг Церкви, заглядывая ей в рот и безропотно исполняя все ее желания. Что, кстати, и показал фильм.
Налогов, судя по всему, церковь не платит - во всяком случае, когда я напрямую спрашивал об этом налоговиков, те разговаривать на эту «скользкую» для государевых людей тему не захотели.
Имущество – здания, ей когда-то принадлежавшие, тихой сапой забирает одно за другим. Вся центральная часть Сергиева Посада теперь огорожена аккуратными стальными оградами выше роста человека и для горожан потеряна. Вход только для СВОИХ.
При этом зачастую на улицу вышвыриваются ни в чем не повинные собственники и арендаторы. Как это случилось, например, с мастерскими художников в Птицеграде, на что мне неоднократно жаловались местные художники. И стоит это полуразрушенное здание уже несколько лет, городской пейзаж не украшая. Впрочем, как и раньше…

Речь идет не о том, что Церковь какая-то не такая, а о том, что, как везде, – среди русских, евреев, грузин, украинцев, среди служителей культа – есть хорошие люди и, скажем, не очень. Проблема в том, КТО в Церкви служит, уча нас жить честно. Чтобы учить других, нужно быть самому примером. Ставить во главу угла, как и положено, ДУХОВНОЕ, а не материальное. А какой пример, когда кругом все продается?!

Зрители о «Левиафане»

…Мрачная и мощная история об отношениях россиян друг с другом, с государством и с православием…

Такое кино должно было появиться рано или поздно, и нам повезло, что оно получилось таким, что взбаламутило всё болото вокруг…

Несмотря на свой тяжеловесный символизм, «Левиафан» внезапно и, вероятно, к удивлению авторов, оказался идеальным фильмом для России эпохи троллинга…

Любимый набор хулителей России: водка, нищета, коррупция и т.д. Фильм ни о чем. Якобы правдивая жизнь глубинки... Вот в фильме "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (режиссер Андрей Кончаловский – Прим. ред.) показана действительность как она есть, а тут сплошная безысходность…

Прежде чем писать отзыв - ответь на вопрос: хотел бы ты посмотреть еще раз этот фильм? Я отвечаю: «Нет». И почему приз дали на Западе - понятно. Непонятно, куда потратили кучу денег?..

Фильм правдивый. Про нашу эпоху, где в одно чудовище "Левиафан" окончательно срослись власть, прокуратура, полиция, суд и церковь.
Наконец-то нашелся режиссер, который не побоялся снять фильм о беспределе, творящемся в России. Звягинцев молодец.
А министр культуры Мединский уже сказал, что больше денег на правдивые фильмы о России не даст. Значит, дальше будут снимать ширпотреб… 

Моралитэ

Пусть будет много фильмов интересных и запоминающихся. Пусть будет много фильмов честных и поучительных. Пусть будет больше кино о справедливости и гордости за свою страну.
Пусть больше НЕ будет фильмов лживых, злобных, клевещущих на Россию и русский народ, тем более снятых нашими собственными режиссерами…