Заветная тетрадь или рукописи не горят. Ч. 4

Таисья
Заветная тетрадь или "рукописи не горят."

Часть 4.

Бабушке Мане посвящается...

Предисловие.

31 марта исполнилось 45 лет со дня смерти моей любимой бабушки Мани (Рабинович (Карась) 1892 - 31.03.1970.).

Мне в наследство от бабушки досталась тетрадь её среднего сына Боруха Рабиновича, 1923 года рождения, в 1940 году окончившего школу N 3 г. Житомира.

В первые дни Великой Отечественой войны 1941-1945 годов Борис (Борух) ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести.

Бабушка ждала пропавшего сына всю свою жизнь, но так и не дождалась...

Бабушке чудом удалось сохранить эту тетрадь при эвакуации под фашистскими бомбёжками из горящего Житомира в сибирский город Омск.

Бабушка хранила эту тетрадь всю свою жизнь и очень ею дорожила.

Тетрадь в хорошем состоянии, несмотря на то, что ей почти 75 лет...

Я привезла эту заветную тетрадь моего родного дяди с собой в Израиль.

В этом году ему исполнилось бы 92 года...

Текст тетради передаю в подлиннике: четырнадцать листов.

Даты в тетради отсутствуют, но автор пишет, что ему восемнадцать лет, значит, это сорок первый год...

Передо мной лежат рукописи Бориса... Ему восемнадцать лет... Планов громадьё...

***

Собственное творчество Бориса Рабиновича.

***

Часть 4.

***

Охота.

***

Случай этот произошёл в Харькове в читалке библиотеки им. Короленко. О нём я узнал от моего приятеля, с которым это всё случилось. Я передаю вам точно, как он мне рассказал, его же словами.

- У нас были каникулы. Читать, как ты знаешь, я очень люблю. И вот я каждый день ходил в читалку нашей библиотеки и там читал. Однажды я пришёл, как обычно взял книгу и начал читать.

Книга была не очень интересная, и читал я с неособенной охотой. Я поднял голову и осмотрелся вокруг. Напротив меня сидела очень хорошенькая молодая девушка. Я удивился, как я мог её раньше не заметить!?.

Ну вот, увидев её, я совсем позабыл о книге, и вместо того, чтобы смотреть в книгу, я довольно нахально смотрел на неё. Я искал её взгляды и как только находил их, нарочно выставлял навстречу свой взгляд и заставлял её каждый раз опускать глаза. Такой у меня взгляд, что кто ни встретится с ним, опускает глаза, особенно молодые девушки. Те даже делают презрительную улыбку. Пусть будет презрительную, но всё ж улыбку; понимаешь, улыбку красивой девушки.

С этого дня начал я ходить в библиотеку ещё чаще. Там я всегда встречал её и начинал охотиться за её взглядами и получать презрительные улыбки... А, правда, интересно!?. Так вот эта девушка очень понравилась мне. Я часто встречал её в библиотеке. Она, наверное, тоже влюбилась в меня и ради меня ходила в библиотеку, чтоб дарить мне свои улыбки.

Однажды я решил во чтобы то ни стало познакомиться с ней. И вот сидим мы раз с ней в библиотеке. Она читает, а я держу книгу. Смотрю на неё и составляю план, как подойти к ней и начать разговор. По характеру я смелый парень, но тут я чувствую, что ничего не будет, смелости не хватит, заговорить я с ней не смогу. Если б я её не любил, то другое дело, но ведь я ж люблю её.

С другими у меня знакомство происходит очень просто. Бывает, увижу какую-нибудь девушку и захочу зацепить её. Она идёт, я за ней, пока она меня заметит. Когда она меня уже замечает, я стараюсь выровниться с ней и идти рядом. И будто случайно наступаю ей на ногу. Она бранится. Я прошу извинения и, наконец, серьёзно спрашиваю: - Скажите, с кем имел я честь столкнуться и выслушать столько "ласковых" слов в мой адрес? Она смеётся и называет своё имя, я - своё, и мы знакомы.

Так бывает у меня с другими девушками, но не с Ней. Я чувствую, что этот фокус знакомства к Ней не подойдёт. Нужно искать другой способ. Но всё ж-таки я выход из положения нашёл. Я написал ей записку: "Милая незнакомка! Я - Ваш незнакомец, люблю Вас очень, а посему хочу с Вами познакомиться." Правда, хорошо написано? Дальше я писал: "Если Вы согласны (в чём я уверен, ведь Вы ж меня тоже любите, правда?), напишите Ваше имя. Меня зовут Франц, т.е. Фима. Пожимаю Вашу руку. Ваш дорогой Ф."

Написав это послание, я успокоился и начал обдумывать, как передать его Ей. Не долго думая, я решил подойти к ней и передать ей записку в собственные руки. Я набрался смелости и зашагал к ней. Вот я уже возле её столика. И вдруг она поднимает голову и смотрит на меня своей улыбкой. Эта улыбка, как гром, поразила меня. Я сразу потерял смелость. И вместо того, чтобы передать ей записку, я посмотрел на настенные часы, висевшие напротив.

Вторая попытка выполнения моего гениального плана окончилась также неудачно. И я, дважды посмотрев на часы, сидел у столика, и не замечая никого, ругал себя самыми последними словами. Потом я немножко успокоился и решил не смотреть на неё, пока я не вручу ей записку. Так я и сделал. Я подошел к её столику, и не смотря на неё, сказал: "Барышня, это, наверное, Ваше. Вы потеряли. Возьмите." И сунул ей в руки записку. Я ушёл, сел на своё место и жду.

Ждать пришлось не долго. Она, видимо, была очень рада. Через три минуты я получил ответ: "Болван." Тут я подумал, что это не красивое имя. И зачем же она мне, если у неё такое имя!?. И я прекратил охоту. Всё; теперь понимаешь, на что я способен!?.

Так мой приятель закончил свой рассказ. Из этого рассказа я не только понял способности моего приятеля, но и нечто поважнее. Я понял, что в читальне хорошо читать романы, но плохо их заводить.

- - - - - -

Житомир (Украина) - 1941 г.

Явне - Израиль - 04.04.15.