Этика между Философией и Любовью

Лариса Баграмова
Если снова вернуться к вопросу возможности разделения Этики и Философии на самостоятельные, не взаимосвязанные друг с другом области миропонимания, то можно пойти и иною дорогой: не ища общее как точки соприкосновения между ними, а акцентируясь как раз на различиях.

Если рассматривать Этику не как наборы ответов на непрерывные потоки вопросов её брата-близнеца Философии, а как нечто самостоятельное, существующее вне зависимости от наличия или отсутствия этих вопросов, то Этика в сознании современного мыслителя представляет собой некое дуальное образование.

И эта самая дуальность появляется по причине перепутанности в сознании инструментов и предметов Этики как дисциплины и Этики как предмета. Дело в том, что Этика как дисциплина и Этика как предмет называются одним и тем же словом – «этика».

И эта собирательная «этика» принципиально отличается от Философии тем, что её предметы и инструмент познания совпадают не тождественно, как у самой Философии, а попеременно. Этика выступает в своём познании мира то как наука, то как характеристика отношений человека с кем-то.

Под словами «отношения с кем-то» следует понимать отношения между людьми, отношение человека к себе самому, а также его отношение к его не-людскому окружению (природе, животным, Вселенной и т.п.); при этом отношение человека к Богу как не имеющее чёткой локализации в указанной классификации можно выделить в особую категорию отношений, но этот вопрос будет рассматриваться в другой заметке.

И если Философия существует постольку поскольку и тогда и только тогда, когда философ мыслит собственное мышление, то Этика как предмет (наши морально-нравственные отношения, наши повседневные этические проблемы) существует вне зависимости от того, изучает ли её этик или нет, а Этика как инструмент, то есть Этика как познавательная дисциплина, изучающая эти морально-нравственные отношения и повседневные этические проблемы, не совпадает со своим предметом (так же, как, например, астрономия не совпадает с предметом своего изучения – звёздами и другими космическими телами).   

Более наглядно характеристики инструментов и предметов Философии и Этики можно скомпоновать в виде таблицы. (Ввиду невозможности размещения на данном ресурсе информации в виде таблицы привожу последовательное описание её содержания).

Философия как Философия (как инструмент и предмет познания себя же): предмет – мышление, инструмент – мышление.

Этика как дисциплина (как инструмент познания Мира): предмет – отношения, инструмент – мышление.

Этика как отношения (как предмет познания Мира): предмет – мышление, инструмент – отношения.

Согласно данным таблицы с Философией всё однозначно и понятно: она одновременно выступает и предметом, и инструментом самой себя, то есть и наукой, изучающей мышление мыслителя, и самим мышлением этого же мыслителя, изучающим своё мышление как предмет.

С Этикой немного сложнее.

В самом деле, Этика как дисциплина (как инструмент познания) изучает человеческие отношения: она проводит статистические анализы, классифицирует понятия и результаты исследований, изучает генезис этических норм, создаёт различные гипотезы и теории, описывающие и поясняющие найденное. Инструментом исследований в этом случае является мышление исследователей.

А Этика как область человеческих отношений (как предмет познания) изучает непосредственно образ мысли человека и только как результат – его поведение, основанное на образе мысли. Инструментом познания в этом случае выступают сами отношения: «Поговори (пообщайся) с человеком – и ты узнаешь, чего он стоит; помолчи – и ты узнаешь, чего стоишь ты сам».

И тут при взгляде на таблицу закономерно возникает следующий вопрос: а существует (или может ли существовать потенциально) Нечто, что имело бы и предметом и инструментом своего познания именно отношения? Можно ли изучать отношения при помощи самих отношений? Не мышлением (рационально-теоретически), но интуитивно-практически?

Похоже, да. Именно такое изучение отношений и происходит на практике у взаимодействующих на уровне интуиции субъектов. Например, у влюблённых друг в друга и любящих. И потому уже имеющуюся таблицу следует дополнить ещё одной необходимой строкой.

Любовь как Любовь (как инструмент и предмет познания Мира): предмет – отношения, инструмент – отношения.

Таким образом, отделяя Этику от Философии и стремясь избежать при этом её совпадения с такой областью миропонимания, как Любовь, следует чётко разделять Философию и Этику как дисциплину в своих предметах, а Любовь и Этику как отношения – в своих;  а также однозначно провести границу между инструментами Философии и Этики как дисциплины и инструментами Этики как отношениями и Любви как она есть.

1. Принципиальное отличие предметов Этики как отношений и Любви состоит в следующем: если у Этики предметом изучения является мышление человека как объекта, то у Любви предметом выступают (взаимо)отношения с субъектом. И если Этика в этом смысле оценочна (мышление объекта может быть оценено как этичное и как не-этичное), то Любовь предзаданно без-оценочна (субъект и отношения с ним воспринимаются как априори желанные вне зависимости от каких-либо их характеристик).

3. Различия между предметами Философии и Этики как дисциплины очевидны: философ изучает собственное мышление, а этик – отношения между людьми.

2. Так же важно пояснить различия между мышлением  как инструментом Философии и мышлением как инструментом Этики как дисциплины. Мышление философа замкнуто на себя самого, по сути, философское мышление – это мышление мыслителем своего же мышления как субъектом объекта. Мышление же Этики как дисциплины распространяется на сторонние исследователю объекты (людей, общество в целом) или изучение исследователем-этиком в качестве объекта механизмов собственного этического мышления, но при этом мыслится не само индивидуальное, личное, единственное в своём роде мышление, как у философа, а механизмы его возникновения и функционирования как части общества. 

4. И последнее, что требует пояснения в этой таблице, – это разница между инструментами Любви и Этики как отношений. Надо сказать, что эта грань наиболее тонка и потому требует самого аккуратного и деликатного анализа. Этичное отношение к другому/себе/Богу – это действительно отношение к нему практически как к возлюбленному. Однако между человеком, пребывающим в состоянии Любви, и тем, кто смотрит на другого/себя/Бога с точки зрения Этики, тем не менее, присутствует существенная разница. Если любящий воспринимает другого/себя/Бога как субъекта и потому безоговорочного принимает того как он есть, то этик относится к другому/себе/Богу как к объекту, отношения с которым подлежат возможной корректировке и улучшению. Отношения этика, таким образом, оценочны.

Здесь, кстати, у внимательного читателя закономерно возникает ещё пара вопросов.

А Этика как дисциплина разве изучает именно отношения? Разве не изучает она и мышление как инструмент общественного познания? Разве не проводит статистических и иных исследований в сфере изучения механизмов образования нравственности, общественной морали и ментальности? Верно, такие исследования она проводит. Однако по сути своей она изучает именно отношения, именно они интересуют Этику как дисциплину, а мышление в данном случае выступает только как их причина и последствия. Инструментом же исследования этих отношений априори является мышление исследователей-этиков. 

А Этика как отношения разве не имеет своим предметом конкретно отношения? Разве не их она изучает, разве не они являются основной областью её интересов? На первый взгляд, так и есть, однако, не всё так просто. И здесь снова следует обратить внимание на различия в предметах Любви и Этики как отношений. Этик стремится не столько принять человека как данность, сколько понять механизм его мышления с целью возможного вступления с ним в субъект-объектные отношения, где субъектом воздействия выступает он сам, а объектом – он сам/другой или Сам Бог. Предмет изучения этика – мышление себя/другого/Бога. И изучает он этот предмет, вступая с ним в этические отношения.

Любящий же вступает в отношения с предметом своей любви как субъект с субъектом, и отношения эти любовные. А философ, пока он выступает именно как философ, вообще не вступает ни с кем ни в какие отношения, он мыслит исключительно себя самого.

И если в связи со всем вышесказанным Этика как наука отделяется от Философии легко и свободно, то с Этикой как характеристикой человеческих отношений всё немного сложнее, поскольку, отделившись волевым усилием от непонятной ей и многозначной Философии, она тут же стремится безвольно упасть в объятия Любви, где всё так просто, однозначно и очевидно. По сути, Этика во всех своих проявлениях – это промежуточная инстанция между Философией и Любовью. Кроме того, в силу своей априорной (как и Любовь) принадлежности каждому философу как человеку Этика привносит во все его суждения свою этическую окраску: «Для всякого, кто привык вглядываться в людские сердца, очевидно, что приемлемая для нас философия есть на деле не причина, а следствие нашего темперамента и стечения обстоятельств» (Бертран Рассел).