100 лет со дня рождения отца

Татьяна Юрина 2
                Вспоминая папу К 100-летию Давида Кагановича
        
                (Публикация в журнале "АЛЕФ".)   
                28/03/2014
   6 февраля 1914 года на маленькой станции Лозовая Харьковской области в семье Иосифа и Марии (какие знаковые имена!) родился мальчик Давид. Это был третий ребенок в семье — после старшего брата и сестры. Давид прошел обычный путь советского мальчика: школа-семилетка, ФЗУ, токарь на заводе в Мелитополе, вечерняя школа. А потом — поступление в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского в Москве. Это был мой отец — Давид Иосифович Каганович.
    В академии папа учился в особой группе отличников. За все время учебы — ни одной четверки. Он рассказывал, что однажды на экзамене преподаватель предложил группе не сдавать, а сразу поставить им всем по тройке. Курсанты дружно отказались. Тогда он предложил четверки. И снова отказ. Гонял их по всему курсу — и все до одного сдали экзамен на 5! Перед самой войной отец оказался в Швеции в русском посольстве под началом Александры Михайловны Коллонтай. Официально он был преподавателем черчения, но это была легенда. Он занимался агентурной разведкой. В совершенстве владел английским и шведским языками. В 37 лет был уже полковником. Успел повоевать. Был награжден орденами и медалями. Потом преподавание в академии, служба в разведке в Китае, на Дальнем Востоке и демобилизация в 1960 году по приказу об увольнении из армии 1 200 000 военнослужащих.
    С женой и младшей дочерью он обосновался в Днепропетровске. Я к тому времени вышла замуж за офицера, окончила Уссурийский государственный педагогический институт и жила своей взрослой гарнизонной жизнью.
А отец вернулся к преподаванию. Читал лекции в техникуме, а потом в горном институте. Много воды утекло. Так сложилась моя жизнь, что вырастили с мужем двоих сыновей, понянчили внуков, а беда уже стояла на пороге. В 60 лет я осталась одна…
И вот ровно десять лет назад репатриировалась в Израиль, в город Кармиель.
Совершенно неожиданно встретила в нашем городе товарища отца по работе в Днепропетровске — Григория Моисеевича Стискина. Ему сейчас 94 года. Много сил и здоровья он отдал созданию и оформлению Музея героизма еврейского народа в Кармиеле (в № 1024 журнала «Алеф» есть мой рассказ об этой встрече «Мир тесен»).
      На стене памяти музея висит фотография отца.
      В день его 100-летия я пришла в музей. Григорий Стискин рассказал о папе, об их совместной работе в Днепропетровске, о нашей с ним встрече в Кармиеле. Мы попили чай с конфетами и помянули тех, кого уже с нами нет.
Так я отметила столетие со дня рождения своего отца.