Воспоминания сиделки

Наталия Медведева 3
  Со временем мы стали с ней друзьями. Я приходила почти каждый день. Сняв у порога обувь, сразу заглядывала в комнату, приветствуя и осведомляясь, как дела. Она отвечала:"Хорошо!"- кивая мне и улыбаясь. Узнавала она меня по голосу, так как несколько лет назад потеряла зрение. У неё появились провалы в памяти. А теперь она лежала, почти недвижимая. Я работала у неё сиделкой. К сожалению, возникли пролежни... А она была всё так же благодушна и приветлива, интересовалась, как дела у меня... Она необычайно любила свою собаку. Я смотрела в окно и рассказывала: как собака вытаскивает подстилку из конуры, как гоняется за мухами, за осами, как вылизывает и сторожит любимую игрушку-пищалку, будто щеночка... Подопечная моя слушала, умиляясь, иногда восклицая: "Бедная собачка! Как мне её жалко!"- забывая, что больна-то - не собака, а она сама... Такой доброй она мне запомнилась...

  Вам трудно будет представить, что творилось ранее - когда я только начала за ней ухаживать... Женщина кричала по-страшному, диким голосом, что не хочет жить... Звала маму...

  Я, по своему обыкновению, читала православные молитвы... Рассказывала ей о Боге, о покаянии. Она иногда спорила, иногда - задавала вопросы, потом стала всё более проявлять интерес и радоваться нашим беседам... Её дочка решила пригласить священника. Больная была уже к этому готова... Но кричать - не прекратила. Накануне исповеди и Святого Причащения она бесчинствовала: её руки тянулись к электропроводам, она была вне себя, хотела их вырвать... Я усаживала её на диван, увещевая: "Что Вы делаете? Там высокое напряжение - Вас убьёт!" Она  с вызовом отвечала: "Мне туда надо! Тут мама! Мне надо к ней!"

  Если вы знакомы со святоотеческим учением о злых духах, то понимаете - кто на самом деле руководил несчастной: тот, кто боялся, что она в Святых Тайнах соединится со Христом, а враг рода человеческого, посрамленный, вынужден будет отступить от неё... По какому праву он получил власть над бедной женщиной?
Не знаю. В её комнате хранилась оккультная литература, видимо, кто-то в доме увлекался...

  Приступы беснования чередовались со светлыми промежутками, наполненными покаянными чувствами...

  Приход священника стал переломным событием, после чего многое изменилось...Он произвёл самое благоприятное впечатление на страдалицу. Батюшка отнёсся к ней с душой, о чём она потом с благодарностью вспоминала. Он её исповедал, пособоровал, причастил Святых Христовых Таин, также освятил дом. Больная заметно успокоилась, у неё появилось желание жить! Чувствовалось присутствие Божьей благодати!.. По привычке,
вечером она опять стала звать "маму", и, что интересно, на
этот раз - уговаривала: "Мама, сюда можно!" Видимо, "маму"
Что-то сдерживало, и она не могла приблизиться... Кто посещал
несчастную под видом "мамы"- несложно догадаться - у духов злобы таких уловок много...

  Эта слепая женщина каким-то образом чувствовала присутствие
потустороннего мира. Вот один случай. Мы о чём-то поспорили,
возникло раздражение... Вдруг она говорит: "Между нами
кто-то есть! Здесь кто-то есть! Ты их видишь?" Я ответила:
"Нет, не вижу, но если они здесь есть - мы с Божьей помощью
их прогоним!" Я прочитала молитву Честному Кресту, осенила
крестом себя, больную, окружающее пространство. Она была в
восторге: "Они пропали! Их нет! Как здорово!" Через пару минут
она почему-то передумала радоваться и стала высказывать
недовольство: "Их нет! А я хочу, чтоб они были! Зачем ты это
сделала?" Возможно, общение с духами тьмы, природу которых она
не понимала - было её своеобразным развлечением...
Опрометчивым. Реальность бесов, трепет и страх их перед
крестным знамением и молитвой были неопровержимы... А я всерьёз задумалась о том, что сама виновата: не надо было мне спорить и раздражаться... где раздоры - там всегда духи злобы! Впредь решила я неукоснительно следить за собой, быть ласковой, терпеливой, сохранять мир в душе...

 ... Прошло уже десять месяцев с того времени, как приходил
батюшка. Больная полюбила вместе со мной слушать радиоканал
"Воскресение". Однажды в "Беседах о вечном" протоиерей Алексий
Долгоруков привёл положительный пример заботы о ближних:
к немощной старушке её дочка каждый месяц приглашала священника
для исповеди и Святого Причастия, чтобы та не умерла без
покаяния... Эта передача очень взволновала женщину, за которой
я ухаживала. Она просила, чтобы и к ней пришёл батюшка.
Я всё объяснила её дочке, но та не пошла навстречу, убедить
её не удалось... Как потом оказалось, это были последние дни,
когда полноценная исповедь была возможна, сознание ещё
работало... Через несколько дней болезнь стала прогрессировать.
"Не оставляйте назавтра то, что можно сделать сегодня",- гласит народная мудрость...

  Теперь остаётся молиться о настрадавшейся душе, уже отошедшей в мир иной, - надеясь на бесконечное милосердие Божие, Который и намерение целует...