Вот и анапу, священное дерево, - огромный раскидистый дуб, величественный и мощный, с толстыми ветвями и кроной до самого неба. Выше только бог Ош кучу Юмо, ему поклоняются черемисы, он самый важный в жизни мари. Он может всё, потому что вода, воздух, земля, огонь – это его творение.
Тукай опоясал ствол дерева лыком, привязал к лыку ветки рябины, положил у подножия дуба жертвоприношения и встал перед анапу на колени, помолиться. Он просил у бога прощения за ещё неубитого зверя, сломанную ветку и примятую подошвой обуви траву. Мужчина знал неписаный закон своего народа: нельзя уничтожать деревья, птиц, пчёл, бабочек, потому что природа будет плакать, заболеет и погибнет. «Когда я рублю дерево, я прошу у него прощения, когда я зачерпываю воду из ручья – я прошу разрешения у ручья, дарю ему взамен цветок», - вспомнились слова отца. Сегодня Тукай отправляется на охоту и должен помолиться у священного дерева богу Юмо.
Мари опытные лучники и никогда лук не выпускают из рук. Тукай лучший охотник в селении. Так хорошо стрелять его научил отец. В детстве он не позволял Тукаю садиться обедать, пока тот не пронзит стрелой намеченную цель. И этой целью никогда не было что-то живое, бог Юмо этого не простит. Чемерис мог стрелять в животное или птицу лишь тогда, когда по-настоящему овладеет искусством стрельбы. У мари есть священные птицы: дикие гуси, лебеди и журавли, которых убивать запрещено, об этом Тукай знал с детства. Как же можно убить журавля, если эта птица всегда рядом с самим Юмо.
В их селении все умеют очень точно поразить цель стрелой, даже женщины. Тукай слышал от своего деда рассказ о том, как женщины-черемиски отважно сражались с царскими солдатами, которые убивали участвовавших в восстании мужчин мари.
Будучи ребёнком Тукай не мог понять, почему взрослые тогда не вызвали на помощь Чумбулата, марийского богатыря. Человеком он был простым, трудолюбивым и тихим, но, как только неприятель угрожал его родной стране, богатырь поднимался на ее защиту. Верхом на буром коне с косматой белой гривой, вооруженный луком и мечом, Чумбулат воевал за свой народ, и всякий раз побеждал врага и обращал его в бегство.
Но бежать пришлось в то далёкое время черемисам, вот в эти леса, которые помогли жителям их селения и ещё других сохранить марийскую религию, веру в бога Юмо. Русские преследовали тех, кто не желал креститься. По приказанию властей и церкви вырубались священные для мари рощи, разгонялись моления, упорствующих наказывали. А потом, как рассказывал отец Тукая, пришли военные к святой горе Чумбулата и взорвали огромный камень, у которого мари молились. Русские думали, что черемисы молятся камню, а народ мари на этой священной горе молился природе, создал которую бог Юмо. Камень взорвали, а люди по-прежнему приходят поклониться богу на Чумбулатову гору. Потому что народ мари хоть простой, но может проявить настойчивость, упорство и даже упрямство.
Тукай как-то был в городе и слышал от русского человека о своём народе, что чемерисы люди бесхитростные, совсем не умеют обманывать других и удивляются, как легко это могут делать русские или татары. А Тукай знает почему черемисы такие! Потому что у мари есть вера в своего бога, а Юмо наказывает тех, кто обманывает.
На ярмарке Тукай был только до вечера, потому что по царскому указу марийцы не могут в городе оставаться на ночлег, селиться в нём и ещё заниматься кузнечным делом. Им также запрещено проживать на берегах больших рек.
Род Тукая жил на Вятке, растил рожь, овёс, ячмень, капусту, морковь и хмель. Все в поле и огороде работали. Марийцам власть не нужна и богатство тоже. Они привыкли жить тем, что даёт земля. А потом их деревня перебралась сюда. И теперь люди занимаются сбором мёда диких пчёл, пасут скот, ходят на охоту, как Тукай, и варят смолу.
Тукай вернётся с охоты и будет готовиться к празднику деревенской общины, сюрэм. Жители нескольких деревень, входящих в тэвэ (союз) в складчину соберут скот для жертвоприношения и отправятся для моления в святую рощу, принадлежащую всему тэвэ, вот как раз сюда, на это место. Все придут в белых праздничных одеждах, у священного дерева поставят чаши с жертвенным мясом, лукошки с хлебом и кувшины с бесхмельным пивом, зажгут свечи. Жрецы-карты будут читать молитвы и перебирать струны гуслей. Под тихую мелодию люди станут молиться марийскому богу и просить воды, утоляющей жажду, хлеба насущного, сытного и счастья. А потом жрецы раздадут освященное мясо из медных казанов. Кто поел этого мяса – начинает понимать язык зверей и птиц, камней и трав, грибов и деревьев.
Тукай обошёл несколько раз по кругу священное дерево и ушёл в сумрачный лес. Крупные лапы елей и пихт, со свисающими лишайниками, мгновенно скрыли человека, и только лёгкий хруст сухих веток под ногами ещё некоторое время выдавал его присутствие в этом таинственном лесу.
Местные жители, «лесная черемиса», всегда были истинными хранителями и полными хозяевами этих мест. Они обожествляли природу, а лес для них был местом проживания богов. Этот мир мари ревностно охраняли от чужаков и сохранили от посягательств человека первозданность леса, животного мира, чистоту рек, величавость светлых боров, сказочность и красоту озёр. Сохранили для своих потомков.