Оскотинивание

Валентин Спицин
Тотальное господство государства в СМИ приводит к «эффекту КНДР», который ничего хорошего не сулит. В том числе и государству. Но оно у нас с придурью, как тот капитан покойного траулера «Дальний Восток», утопивший и себя, и свой дредноут во имя сиюминутной выгоды.

Когда альтернативная точка зрения на политические события не представлена вовсе, это очень опасно. Нет «единства и борьбы противоположностей» - нет и жизни, так нас учила некогда прекрасный философ доцент Бреусенко в аспирантуре Московского текстильного института, даже в те затхлые годы умудрявшаяся нести свет истины.

Но прошедшее с тех 60-х годов время нас, россиян, отнюдь не улучшило, а если говорить про элиту, так и подавно. Как утверждает сатирик Виктор Шендерович, главным результатом последнего 15-летия стало то, что политической элитой стала шпана.

Вот неназванный участник одной из встреч «Группы Эльба» (объединения отставных высокопоставленных военных США и России) поведал: «Один из членов признал, что Путин болел и что этим объяснялось его недолгое исчезновение в начале марта. Он уверял, что Путин твердо удерживает власть, а также посетовал, что российская культура политики и лидерства недостаточно развита и неспособна признавать факт каких-либо болезней или слабостей российского лидера. Отчасти этим объясняется то, в каком унизительном виде западная пресса изображала Ельцина». Источник:  The Times. И чуть ниже: «Болит член? Обращайтесь к нам!».

У них так, - а у нас кругом заговоры, «пятая колонна» и гостайна. У народа с головой и так нелады, а тут еще пропаганда разгулялась. Кстати, нет худа без добра, наконец-то мы узнали, сколько в нашем милом дурдоме лиц, не склонных к коллективному делириуму – 14%.

За что люблю всякие социологические опросы, так за то, что неожиданно для себя вдруг узнаешь чего-то такое, о чем годами спорят высоколобые интеллектуалы, а ларчик, оказывается, просто открывался.

Итак, как следует из опросов «Левада-Центра» (http://www.dw.de/), 93 процента россиян черпают информацию, в частности, о событиях на Украине, из телепередач. А по данным международной исследовательской группы TNS Россия, в среднем за месяц 99 процентов россиян (в городах с населением от 100 тысяч человек) хотя бы на минуту включают телевизор. Ни одно другое СМИ пока не может соперничать с этим источником дезинформации. Неудивительно, что и новости россияне в первую очередь узнают по телевидению.

При этом 64 процента считают, что российские СМИ объективно освещают конфликт. Число уверенных в этом по мере усугубления ситуации на Украине растет. Социологи констатируют: таков главный признак эффективности пропаганды - все больше зрителей начинают верить в то, что видят на телеэкранах. В то же время, как говорят эксперты, по мере развития конфликта число аполитичных людей в России также увеличивается.

Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») провел несколько опросов о том, из каких источников россияне узнают о событиях на Украине и что думают о полученной информации. С апреля по август 2014 года россиянам предлагалось выбрать несколько вариантов источников информации. Более 90 процентов стабильно выбирали телевидение (в августе - 93 процента), более 20 - друзей, родных, соседей (в августе - 25 процентов), более 15 - интернет-издания (в августе - 17 процентов), около 10 - соцсети (в августе - 12 процентов), столько же - радио и печатные СМИ (в августе - 11 и 10 процентов, соответственно).

Получается, что по мере развития конфликта информационные привычки россиян практически не менялись. Директор «Левада-Центра» Лев Гудков объясняет это тем, что люди и не стремятся искать альтернативное мнение. «Украинские и западные каналы смотрят от 1,5 до 3 процентов россиян. Это ничтожная часть населения. Остальные заявляют в наших фокус-группах: «Я так думаю, и мне другого не надо», - рассказал он DW.

Примечательно и то, какие выводы россияне делают из увиденного в СМИ. В ноябре 2014 года на вопрос «Левада-Центра» о том, ведут ли российские государственные СМИ информационную войну против Украины и искажают происходящее там, 64 процента опрошенных ответили, что это не так, картинка объективна. 14 процентов сказали, что картина искажается, и это плохо. 12 согласились с присутствием искажения, однако заявили, что считают это правильным. 11 процентов затруднились с ответом.

Еще в августе 2014 года об объективности картинки, выдаваемой российскими СМИ, говорили всего 54 процента. «Накапливается эффект воздействия телепропаганды, все больше людей принимают официальную версию и оставляют свои прежние сомнения», - объясняет Лев Гудков. Впрочем, по его словам, нельзя сказать, что и в интернете можно от этой пропаганды «увернуться». «Кремль научился пользоваться интернетом, и там происходит то же, что и во всем информационном пространстве», - отмечает глава «Левада-Центра». По его словам, «пропаганда работает на важных комплексах и травмах массового сознания - комплексе ущемленного самолюбия и имперских амбициях».

Журналист и общественный деятель Ольга Романова высказывает схожую точку зрения. «Мне кажется, что в плане сумасшествия на почве пропаганды российский народ ничем не отличается от немецкого, например. Немцы же умные, культурные, цивилизованные, а на Геббельса повелись. С русскими произошло то же самое», - заявила она DW.
 
Тем не менее, нельзя говорить о том, что вера в непогрешимость российских СМИ так уж всеобъемлюща. По опросу центра Левады, 14 процентов россиян осуждают пропаганду в российских СМИ. По данным Льва Гудкова это две категории граждан - образованные люди, включенные в рыночную экономику, прежде всего, москвичи, а также, напротив, пожилые и малообразованные провинциальные жители, которые считают, что надо заниматься не геополитикой, а социальными проблемами. «Они недовольны политикой Кремля только по социальным причинам», - говорит Гудков.

Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов считает, что в социологических опросах соглашается участвовать активная часть телеаудитории, поэтому говорить о том, что подавляющее большинство россиян считает материалы телеканалов объективными, нельзя. «Пропагандистские программы смотрят те люди, которые их готовы смотреть. А те, кто их отвергает или не интересуется политикой, их не смотрит и ищет информацию в других источниках», - полагает он.

По мнению Самохвалова, в России сегодня развивается новая тенденция - люди вовсе отказываются от просмотра агитационных материалов и переключаются на художественные фильмы, развлекательные программы. «Пропаганда и информация о тяжелом экономическом положении в стране перегрузили эфир», - говорит эксперт. Отчасти его слова подтверждает предоставленная DW статистика TNS, из которой следует, что пик интереса россиян к теленовостям пришелся на март - август 2014 года. Уже с сентября он пошел на спад.

Как говорит Алексей Самохвалов, сегодня такого доверия к СМИ, какое наблюдалось в период реформ 90-х годов, уже нет. «После усиления давления государства на СМИ даже те из них, которые принадлежат частным лицам, стали фактически подконтрольны власти. Чтобы доверие вернулось, необходимы качество и достоверность. А для этого надо снизить участие государства в медиасфере», - заключил эксперт».

Ему вторит и упомянутый выше сатирик. «На самом деле тут, как в том анекдоте про сломанный палец: Куда ни ткни – больно, потому что палец сломан. Потому что политическое давление. Просто мы такой «Узбекистан-лайт». В Узбекистане бы просто расстреляли из БТР. Здесь из БТР не расстреливают (пока), но закатать под асфальт, перекрыть кислород, не пустить, не дать повесить афишу, надавить на арендатора зала и так далее… Вот как только пришло «наше все» к власти.

Нет ни выборов, на которые придут рассерженные телезрители. Нет ни выборов, ни суда, в который можно прийти, ничего нет. Это Россия проходила столько раз, на эти грабли прыгали с разбегу столько раз, что у людей, имеющих хотя бы тройку по истории, должна бы загореться красная сигнальная лампочка в мозгу. Но нет.

[А ведь] всякая революция – это свернутые реформы. Это результат того, что закупорена обратная связь. Потому что нельзя выбрать своего депутата, изменить политику легальными путями, прийти в суд, выйти на митинг, который будет освещен свободными СМИ, а не этим бандформированием останкинским. Телезрители потом становятся избирателями — сменяется власть и так далее. Колесо крутится. Когда это колесо не крутится, это кончается… как это кончается, мы знаем. И тогда народники становятся народовольцами, и перестают идти в народ с образованием, а когда их долго-долго винтят и отправляют в Сибирь за попытку образования, то тогда они уходят в «Народную волю» и начинают взрывать, а их снова сажать – а они снова взрывать. И все это кончается так, как кончается. И потом век мы не можем выйти из этой кровавой безнадежной трясины. Ну, хоть бы троечку имели. Но откуда им взять троечку?

Напомню, что бедный Никсон ушел с поста президента Соединенных Штатов за вещь, которая является сущим пустяком по нашим путинским временам: прослушивали оппонентов, прослушивали конкурентов по выборам. И во Франции, и в Америке, и в Англии власть это знает. Механизмы есть! Механизмы называются очень скучно: свободная пресса, выборы, суд независимый – все эти шестеренки, колесики цепляют друг за друга и выбрасывают к чертовой матери проштрафившуюся администрацию. У нас такого механизма нет.

Это к вопросу о рейтинге. О рейтинге Путина мы поговорим, когда он потеряет Кольцо Власти или с ним случится что-нибудь нехорошее, — и мы посмотрим на миллионы россиян, которые выйдут либо в его поддержку, либо на марш его памяти, добровольно; не свезенные как бараны автобусами, а — добровольно свободные люди выйдут! Вот тогда мы сверим это количество с количеством людей, которые вышли после убийства Немцова — и поговорим о рейтинге. До тех пор можно констатировать «Узбекистан». Страх, «стокгольмский» рейтинг…

Скоро мы будем рассказывать новости в домофон. Ну в домофон, не в домофон – есть интернет. Если с интернетом здесь не поступят по северокорейскому или китайскому образцу. Уже домофон, просто подъезд довольно большой, но в очень большом доме, это все-таки один подъезд из сотен. Вот если взять всю аудиторию «Эха Москвы»…

 Поэтому при всей влиятельности «Эха Москвы» надо просто отдавать себе отчет, что это была бы решающая аудитория в Албании; в стране с населением Люксембурга это бы просто решило исход выборов… А в стране, где на всех каналах президент, воцерковленный чекист наш, стоит со свечкой на Пасху, и это показывают на всех каналах государственного телевидения… А еще недавно у нас была лучшая в мире математика, одна из лучших в мире физик, наука, культура...

Во всех нормальных странах инакомыслящие составляют золотой запас нации. Хотя, в любой стране инакомыслящие, интеллектуалы всегда в меньшинстве — в любой стране, они и в Америке в меньшинстве…». http://echo.msk.ru/programs/personalno/1522454-echo/

Увы, Россия как была, так и осталась страной навеки победившего феодализма. У нас интеллектуалы не просто в меньшинстве, они еще и не такие уже и интеллектуалы. За годы «суверенной плутократии» из страны уехало 35 миллионов человек. http://otvet.mail.ru/question/86643530.   
Только за последние 10 лет уехало примерно 1,25 миллиона россиян. «Примерно столько же уехало из страны после 1917 года», - С.Степашин. И совсем уж лишним будет сказать, что это были лучшие люди. Оставшиеся те самые 14% населения это уже тот шендеровический «домофон», - оскотиненная примитивной пропагандой агрессивно-послушная публика закрывает их как слон котенка.

Кто сомневается, - раскручивается сюжет, который когда-то я описал в своей антиутопии «Москва-2952» с той лишь разницей, что эликсира бессмертия, похоже, еще не изобрели.

Валентин Спицин.