Теорема синусов

Валентина Телухова
Звонок из школы не был неожиданностью. Она ждала звонка, вызова в школу или других неприятностей. Подумайте сами, если ваш сын в течение многих недель на вопрос учил ли он уроки отвечает вам, что ничего не задавали и потом на весь вечер исчезает со словами, что пошел немного погулять и приходит поздно, вы не встревожитесь?
- Вызывают срочно в школу, здесь недалеко, я буквально на полчаса отлучусь, - робко отпрашивалась Светлана Аркадьевна у главврача, - прием пациентов я закончила, а на вызовы я чуть позже поеду, машина ещё не пришла.
- Пожалуйста, пожалуйста, - не отрываясь от бумаг, пробормотал Иван Владимирович.
- Лучше бы вы не отпустили меня, сославшись на производственную необходимость, я могла бы не ходить с чистой совестью.
Иван Владимирович внимательно посмотрел на Светлану Аркадьевну.
- Как я вас понимаю! Как хорошо, что мои мальчишки уже выросли, и я теперь без страха беру телефонную трубку, а то бывало, как услышу голос классного руководителя, так сразу слегка заикаться начинаю.
- Как? И ваши мальчики не были идеальными? Такие отличные ребята. Все семейные, с высшим образованием, степенные такие, работящие, порядочные, даже завидно.
- Да! Степенные, солидные, а прежде, чем мы их вырастили, они нам нервишки попортили. Мама моя, простая крестьянка, всегда говорила, дети – не тесто – на опаре не поднимутся. Их нужно руками поднимать. Пожалеешь для них трудов своих – наплачешься. Я старался, следовал её советам. Сейчас сыновьям свой опыт предаю. Теперь у них эстафета. У меня ведь уже пять внуков и единственная внучка – самая младшая. Три месяца уже ей!
Иван Владимирович гордо выпрямился в кресле, потом замолчал на минутку, задумался.
- Особенно средний наш, ну, никак на ноги встать не мог! Какие были ЧП в школе, везде он поучаствовал. Вашему сейчас сколько?
- Пятнадцать, шестнадцатый пошел, он уже в девятом.
- Самый опасный период. Сейчас его держать да держать нужно. Выстоите, дальше легче будет. Вообще-то воспитание сыновей - отцовское дело. Что Петр не подключается?
- Он бы и рад, но на работе так трудно, что у него и времени нет совсем. Приходит измотанный. Я его жалею.
- Раз так, желаю мужества! В школе уверенней с учителями разговаривайте, заранее фразы заготовьте: "Приму к сведению, будем стараться исправиться, примем самые строгие меры".
С этими напутствиями Светлана Аркадьевна отправилась в школу. Здание школы и поликлиники почти соседствовали. На улице мело, сыпал мелкий снежок, а в школе было тепло и уютно. Шли уроки, и из-за дверей кабинетов доносились голоса.
- Как Таня написала это слово? Правильно? Какую букву ей нужно исправить?
Детская разноголосица выкрикивала, пожалуй, все буквы алфавита, исправляя бедную Таню.
На втором этаже было тише. Старшеклассники вели себя на уроках солиднее. Светлана Аркадьевна прошла в пустую учительскую и робко села на стул у окна. Звонок раздался, как небесный гром, и сразу же где-то хлопнула дверь, послышался топот ног, зазвучали детские голоса.
Галина Ивановна, учительница математики, вошла в учительскую первой и приветливо поздоровалась со Светланой Аркадьевной.
- Быстро же Вы отреагировали.
- Как наши дела? - робко спросила Светлана Аркадьевна.
- Вы прекрасно знаете, что мы с вашим сыном знакомы уже пятый год. Вы знаете, как я его люблю. Сейчас учителя с уроков подойдут, предупреждаю Вас, что вы услышите массу жалоб. Не обижайтесь! Мы не против Вашего сына, мы против его недостатков.
Бедная Светлана Аркадьевна! Она действительно не услышала ничего хорошего! Учителя в один голос жаловались на сына. Инертен. На уроках молчит, домашние задания не делает, к экзаменам не готовится, и навряд ли их сдаст. Пятерки только по физкультуре и биологии. Конечно, они теперь сами выбирают предметы для экзаменов, но он одинаково слаб почти везде.
- Ладно, давайте попробуем выбрать два предмета и на них сосредоточимся. Пусть попробует геометрию, она у него неплохо шла когда-то, если постарается, может наверстать, время еще есть.
Подошла Дина Архиповна и, утешая, сказала:
- Биология - единственный предмет, по которому Алеша учится на четыре и пять, она ему сама собой запоминается и вызывает интерес. Так что, не все так плохо, как кажется.
На работу возвращалась Светлана Аркадьевна в панике. Что делать? Как быть? Отчитать Алексея? Это уже делалось и не раз. Беспомощно расплакаться перед ним? Этого еще только не хватало! Серьезно поговорить с мужем, чтобы подействовал на сына, но в прошлый раз диалог между ними перешел в ссору. Скандала в семье ей не хотелось. Как заставить сына учиться? Как?
Сразу после работы Светлана Аркадьевна позвонила своей школьной подруге Ларисе Александровне. Та ее внимательно выслушала и сказала своим учительским тоном:
- Сама виновата. Не проявляешь интереса к его школьным делам. Типичная ошибка всех родителей. В первом классе каждый день смотрят тетрадочки, умиляются каждой буковке, во втором интерес уменьшается. Смотришь, способный ребенок к седьмому-восьмому классу уже троечник. Поддерживать нужно интерес у детей к учебному труду, поддерживать, чтобы потом не плакать. Сейчас вот что я тебе посоветую: прояви прямо гипертрофированный интерес к его школьным делам. Вникни во все: как он учит, что он учит. Найди хоть маленький успех и очень ему обрадуйся. Помоги ему, ты в школе умницей была.
- Да ты что? Сейчас программа-то совсем не такая, я не пойму ничего. Как вникать?
- Поймешь, если захочешь. Я тоже в девятом классе работаю, если не ошибаюсь, они сейчас теорему синусов учат, с нее и начни.
- Ты думаешь, я осилю?
- Осилишь, осилишь,  и сомневаться нечего. И запомни, помочь можно лишь тому, кто сам хоть что-то делает. Если учителя увидят, что твой сын начал заниматься, они сами поспешат на помощь, вот увидишь. Я-то хорошо это знаю.
После разговора с подругой Светлана Аркадьевна рассеянно положила трубку и задумалась. В школе она училась неплохо, но ведь столько лет прошло.
Светлана Аркадьевна робко подошла к письменному столу сына и взяла "Геометрию". Раскрыла ее, нашла теорему синусов, прочла и ничего не поняла. По-русски написано, а понять невозможно.
- Ладно, после ужина вникну как следует, - решила она.
На кухне она замесила тесто на вареники, приготовила творог для начинки, раскатала лепешечки и стала лепить вареники, но подумала, что руки у нее заняты, а голова свободна, принесла на кухню учебник геометрии и стала громко его читать. Черным по белому было написано: "Стороны треугольника пропорциональны синусам противоположных углов". Дальше было доказательство, и вот там-то уже ничего понять было нельзя.
Светлана Аркадьевна лепила вареники, а сама все читала и читала теорему. Почему-то чем больше она силилась понять, тем громче читала и, наконец, звук ее голоса стал слышен везде, во всей квартире. Она и не заметила, как хлопнула входная дверь, как сын прошел в свою комнату и включил магнитофон, но, видно, насладиться музыкой Алеше мешал голос матери, которая громко повторяла одно и то же.
- Против большего угла лежит большая сторона, против большего угла лежит большая сторона... Ну, это просто, а вот этого я не понимаю, где тут угол В и где А?
Алешка влетел пулей на кухню и был разгневан.
- Чего ты раскричалась? Чего ты не понимаешь? Да это все проще простого, я на слух и то понял, а ты твердишь сто раз одно и то же. Вот смотри, видишь вот треугольник А В С!
Алешка быстро вилкой нарисовал от руки треугольник прямо на столе, посыпанном мукой, и, доказывая теорему, так разгорячился, что шлепал нетерпеливо по столу. Белое облачко мучной пыли поднялось над головами сына и матери, но они оба ничего не замечали.
- Я поняла, я поняла, как просто! Закрывай учебник, я тебе сейчас все докажу, слушай. - Она без запинки доказала теорему.
- Теперь я. Проверяй.
- Ай да мы! Молодцы! Ставь кастрюлю для вареников, пировать будем. Поужинаем и за уроки.
- Ты что, все собралась выучить сегодня со мной? - удивленно спросил сын.
- Все, если не возражаешь.
- И сочинение напишешь?
- Напишем, - поправила она сына.
Настольная лампа освещала ярко рабочий стол сына. Алеша сидел на стуле, нелепо согнувшись, широкоплечий и высокий, а рядом в кресле сидела его маленькая мама и слушала, как он учит уроки, задавала вопросы, отвечала сыну, когда спрашивал он.
"Рано я его взрослым стала считать", - подумала мать.
Была уже глубокая ночь, когда они закончили учить уроки. Сочинение отняло последние силы. Когда было написано последнее слово и поставлена последняя точка, мать с сыном на цыпочках пошли на кухню и доели вареники, оставшиеся от ужина. Аппетит у обоих был отменный.
- Отец не звонил?
- Звонил. У него все хорошо. Тебе привет от него.
- Мама, ты ему не говори, что тебя в школу вызывали. Я исправлюсь!
- А ты разве плохой? Чего исправляться? Я тебя очень сильно люблю. А с учебой – выровняешься!
На другой день Светлана Аркадьевна вела прием больных с утра. Когда ее позвали к телефону, она осторожно взяла трубку.
- Мама! Мама! - кричал Алеша в трубку, - теорема синусов -пять! Пять! Все - в шоке! Пять! Галина Ивановна сказала, что она надеется, что я опять не засну на полгода. Меня даже поздравили. Ну, я пошел!
В трубке зазвучали сигналы отбоя. Светлана Аркадьевна рассеянно положила ее на рычаг и только после этого сообразила, что она не произнесла ни слова. 
- Стороны треугольников пропорциональны синусам противоположных углов. Да это же хорошо, просто замечательно! За-ме-ча-тель-но!
Вернувшись на рабочее место, она пригласила больного.
- Проходите!
Когда в ее кабинет вошел на прием пожилой мужчина, она так ласково и приветливо улыбалась ему, что он подумал:
"Как хорошо, что я пришел на прием в новом свитере, и врачу он понравился! Как улыбается славно!"